Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

Великая Отечественная война на уроках истории

(Из опыта работы учителя истории ГБООУ СШИ № 68 Сергеевой Натальи Васильевны)

        Изучение истории России необходимо для формирования чувства патриотизма и гражданственности. Если знания лишены личностного смысла, то они становятся формальными, не затрагивающими сферу чувств. Изучение истории должно быть организовано так, чтобы оно вызывало интерес ребят, стало личностно-значимым.

            Опыт показывает, что активность ученика на уроке во многом будет зависеть от того, как он вовлечён в урочную деятельность. Материал урока запомнится в том случае, если ученик сумеет поставить себя на место участников исторических событий, сможет испытать те чувства, которые были свойственны современникам событий. История как учебный предмет, изучающий прошлое человеческого общества, становится для ребёнка интересной и востребованной, а значит, он мотивирован к её изучению, когда за каждым событием он ощущает современника этого события, его чувства и переживания.

            Великая Отечественная война – одна из самых героических и трагических страниц нашей истории, ученики уже многое о ней знают. Они знакомы с литературными произведениями о войне, СМИ также дают большой материал по изучаемой теме. Систематизируя уже знакомый детям материал, изучая с ними новые факты, учитель может добиться эффекта приближения исторических событий к учащимся, используя возможности исторической памяти, источником которой являются старшие поколения. Работа ребят на уроках истории будет более успешной, если они не только будут работать с предложенным им учебным содержанием, но и сами выступят в качестве исследователей событий прошлого.

            Мне очень повезло работать в школе, где есть школьный музей «Зал Боевой Славы», и я горжусь тем, что ещё будучи ученицей, принимала участие в создании этого музея.

В 1985 году к 40-летию Победы над немецко-фашистскими захватчиками в 68 школе-интернате был открыт историко-краеведческий музей. В экспозиции музея представлены материалы, посвящённые воинским формированиям, сражавшимся, оборонявшим и освобождавшим г.Слуцк, ныне г.Павловск.

            Материалы посвящены боевым действиям 72 стрелковой дивизии, 2-ой дивизии народного ополчения, 261 артиллерийскому пулемётному батальону, 168 стрелковой дивизии, партизанским отрядам, возглавляемым жителями г.Павловск. Из года в год музей пополняется новыми экспонатами, собранными учащимися, учителями и воспитателями школы. Ребятам эта работа нравится, они проявляют большой интерес к истории г.Павловска этого периода, хотя большинство учащихся школы – жители других районов Санкт-Петербурга.

            Возглавляли работу по организации музея – директор школы-интерната в то время – Люборацкая Инна Владимировна, учитель географии – Мухина Ангелина Парфентьевна, воспитатели старших классов. Большую помощь в создании музея оказывал Иванов К.Е. и его общество «Любителей Павловска», а также Совет Ветеранов города. Было собрано большое количество архивного материала, в том числе более 200 фотографий.

            В настоящее время в музее постоянно проводятся экскурсии для учащихся, встречи с ветеранами войны. Большой удачей для школы является соседство Дома Ветеранов войны. Ребята ходят в гости к ветеранам, помогая им осваивать работу на компьютерах, а ветераны делятся с учащимися своими воспоминаниями о войне.

            Я проводила в Зале урок исторической памяти «Слушая песню «Журавли»…». Уроку предшествовала поездка к Мемориалу «Журавли» и возложение цветов на братскую могилу.

Гости и ребята входят в Зал Боевой Славы. По телевизору идёт фрагмент фильма «В бой идут одни старики», где звучит песня «Я сегодня до зари встану…». Все садятся. Ребята рассказывают о  военных памятниках в нашем городе и об экскурсии к монументу «Журавли» (кто и когда создал этот памятник). У ребят было задание: взять интервью у своих бабушек и дедушек «Вспоминая войну». Яна Беломестнова творчески подошла к этому, вместе с бабушкой она написала стихотворение:

«Двадцать второго июня

Ровно в четыре часа»,

Без объявленья, внезапно,

Как вихрь, налетела война.

            Такой войны в истории

            Не знали никогда,

            Где силы вражьи спорили,

            Сжигая всё дотла.

Но стойко выдержал народ

Груз тяжких испытаний.

Разбить врага, идти вперёд –

Вот цель его желаний.

            Враг побеждён,

            Горит Рейхстаг –

            Фашистское гнездо,

            И будут прокляты навеки

            Создатели его.

Мы – люди мирного труда,

Свою страну спасали,

Из пепла, дыма и огня

Вновь к жизни возвращали.

            И будем вечно помнить их,

            Кто не щадя себя

            И не жалея сил своих,

            Шёл смело на врага.

Поклон им низкий до земли

От поколений младших,

Что Родину они спасли,

Поклон живым и павшим!

В заключение урока ребятам было предложено написать эссе «Слушая песню «Журавли»…» . Куда поведёт вас дорога памяти? «Журавли» – это удивительная песня. Ритм музыки – это взмахивание усталых журавлиных крыльев… О чём вы  думаете в эти минуты? Что вы видите, представляете, чувствуете, слушая эту песню, созданную тремя людьми, пережившими войну. У вас есть 10 минут (Звучит песня «Журавли»). Слушаем и пишем.

Дороги памяти приходят из непроглядной глубины истории и уводят нас в будущее, они, как корни, питают нас и дарят жизненные силы. Дороги памяти дают нам возможность избежать ошибок, в будущем хранить Отечество. Наше эссе – это ещё не подвиг, но та песчинка, которая ляжет в основание нашего понимания истории. 

Joomla SEF URLs by Artio