Русь Московская. Урок 2.

Усиление Московского княжества при Иване Калите и его потомках

Учебный предмет – история.

Уровень образования школьников – 6 класс.

Форма работы – классно-урочная.

Тип урока: изучения нового материала.

Цели  урока:

Образовательные:

  • рассмотреть  предпосылки возвышения Москвы и усиления  Московского княжества;
  • охарактеризовать  внутреннюю и внешнюю политику Ивана Калиты.
  • Начать знакомство с личностью Дмитрия Донского.

Развивающие:

  • путём наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся: делать выводы, видеть причинно – следственные связи.
  • продолжить формирование умений и навыков учащихся работать с историческими картами, иллюстрациями, стихами,  текстом учебника и самостоятельно извлекать знания.

Воспитательные:

  • воспитание нравственности и чувства патриотизма.

Оборудование:  компьютер, мультимедийный экран, мультимедийная  презентация, карта «Объединение русских земель вокруг Москвы», учебник:А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России. С древнейших времён до конца 16 века»  6 класс.

Основные понятия и имена: политическая система, баскак, Калита, Чолхан, Симеон Гордый, Иван Красный.

Даты: 1325-1340, 1327, 1359-1389.

 

ПЛАН УРОКА

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

IY. Подведение итога урока.

Y. Закрепление изученных знаний.

Возможные виды работы:составление логической цепочки. Работа над текстом (выделение главного). Сообщение ученика. Стихотворная иллюстрация. Вопросы для размышления. Фронтальный опрос. Тест.

 

I. Организационный этап.

Установочная беседа. Сообщение темы, цели урока.   

Главным СОБЫТИЕМ в этот век была борьба Москвы и Твери. Началась она при братьях Юрии и Иване (Ка­лите) Даниловичах, а кончилась при Дмитрии, по­бедою Москвы. Княжение Калиты, несмотря на Тверь, — первое сравнительно покойное. Удавалось отклонять татар от набегов. Приходилось зато ра­болепствовать перед ними. Политика Алексия и Ди­митрия впервые попыталась взять иное направление. Но для этого надо было сломить Тверь.

Запишем тему урока

 

II. Проверка домашнего задания.

  1. Какие слои населения были заинтересованы в объединении русских земель?
  2. Определите причины и предпосылки объединения
  3. Охарактеризуйте политическую систему Северо-Восточной Руси.
  4. Почему князья стремились получить ярлык на Великое владимирское княжение?
  5. В состав какого государства входило большинство русских княжеств к концу XIV– началу XVвв.?
  6. Когда начался процесс объединения русских земель Северо-Восточной Руси?
  7. Почему именно Москва стала центром объединения?

 

     III. Изучение нового материала.

План

 

  1. Причины возвышения Москвы.
  2. Правление Ивана Калиты.
  3. Тверское восстание и его последствия
  4. Иван Красный и Симеон Гордый
  5. Дмитрий Донской. Начало.

 

1). Проверка домашнего задания: Самостоятельная работа с учебником (с.152-153), выписать причины возвышения Москвы. Объективные и субъективные.

Покажите на карте местоположение Москвы. В чем выгодность её географического положения?

 (Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов извне; в Москву со всех сторон стекались люди, и это увеличивало численность её населения; Москва находилась на пересечение важных торговых путей: водных и сухопутных; торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны.)

2).  Кто и когда стал первым удельным московским князем? (Даниил Александрович, 1247).

Иван Данилович Калита (1325-1340) проводил искусную политику усиления и расширения своего княжества. Москва стала медленно, но уверенно укреплять свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись все русские земли. Почему такое прозвище?

3). Тверское восстание и его последствия.

Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от монгольского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. В 1327 г.  в Тверь с большой свитой приехал Чолхан или Щелкан, двоюродный брат Узбека. 15 августа 1327 г. вспыхнуло восстание.  Чолхан пытался защищаться в своей резиденции — и был сожжён заживо вместе с дворцом и  всеми татарами, находившимися в Твери.

Запись в тетрадь: Составление логической цепочки: Последствия Тверского восстания.

В 1326 г. свою резиденцию  перенес в Москву митрополит Петр.

В чем важность этого события?

При Иване Калите на Руси установилась, как пишет летописец, «тишь великая на 40 лет».

Есть мнение, что Иван Калита, отправляясь вместе с ордынской ратью карать Тверь, спасал таким образом от нашествия Москву, Владимир, Суздаль. Были ли у него другие причины?

Ответ: Учащиеся подводятся к выводу : Ивану Калите нужен был ярлык на великое княжение.

4). Симеон Гордый и Иван Красный

После смерти Ивана Калиты в Московском княжестве правил Семён (Симеон) Гордый, умерший от лёгочной чумы, охватившей всю Европу. На смертном одре, обращаясь к младшим братьям, он просил их сделать всё, «чтоб не перестала память родителей наших и наша и свеча бы не угасла». Что имел в виду князь?

5). Детство и юность Дмитрия Донского. 1359-1389

Дмитрий Донской. Подготовка к сражению.

Выдающимся политическом успехом Москвы было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича, который внес огромный вклад в борьбу русского народа с монголо-татарами. Дмитрий в возрасте двенадцати лет, в 1362 году, стал великим князем всея Руси.

С какими трудностями столкнулся юный князь? Работа с учебником. Стр.156.

  • В начале своего княжения ему пришлось бороться за ярлык с суздальско-нижегородским князем
  • Борьба с тверским князем Михаилом Александровичем и его союзником литовским князем Ольгердом. Трижды великий князь литовский Ольгерд подступал к Московскому Кремлю и трижды с позором прочь отходил.
  • Еще одной бедой были пожары. Особенно страшен был пожар 1365 года. Предвидели Дмитрий и бояре, что, может, придется вести борьбу с Золотой Ордой и Рязанью, с Тверью и Литвой. В конце 1366 года собралась Боярская Думаи порешили строить новый Кремль. И стала с тех пор Москва называться Белокаменной.
  • Силой заставил тверского князя отказаться от ярлыка в пользу Москвы (1375 г. – военный союз, Тверь – младший брат);
  • Дмитрий расширил территорию княжества (Ростов, Брянск, Звенигород).
  • В 1374 г. Дмитрий  прекратил выплату дани.

Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани?(Новым нашествием.) Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом.

4. Закрепление изученных знаний.

Фронтальный опрос.

  • В каком году произошло Тверское восстание?
  • Против кого оно произошло?
  • Кто такой баскак?
  • Назовите прозвище Ивана I. Ивана II.
  • Что такое калита?
  • От чего умер Симеон Гордый?
  • При каком князе построен  белокаменный Кремль? В каком году?
  • Где и когда одержали первую победу над Золотой Ордой?

5.Подведение итога урока. Выставление оценок и комментарии к ним.

Задание на дом. Собрать тетради.

  •  П.17-18 (до стр. 160 учить).
  • Перерисовать схему Куликовской битвы (стр.162)
  • Найти материал для сообщения о Сергии Радонежском.
  • Начать работу над контурной картой №4
Joomla SEF URLs by Artio