Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Автор статьи: Шипенчик Анастасия Сергеевна

Введение:

Музей д’Орсэ уникальное явление в музейной среде. Экспозиция которого, размещена в здании бывшего железнодорожного вокзала. Музей Орсэ служит своеобразным связующим звеном между коллекциями Лувра и музея современного искусства Центра Жоржа Помпиду. Здесь представлены работы как импрессионистов и постимпрессионистов, так и представителей других школ – академической, реалистической, символистской. В этом музее можно посмотреть образцы живописи и скульптуры,  предметы, связанные с кино, музыкой, фотоискусством, архитектурой, дизайном. Это учреждение интересно не только своими коллекциями, но и работами, связанными с перепроектированием здания железнодорожной станции в музей. 

Цель статьи является проанализировать и изучить характер и специфику экспозиции музея  д’Орсэ.

Задачи:

-проанализировать проблемы и сложности строительства железнодорожного здания вокзала и включение в него экспозиционного пространства музея;

 - определение основных экспозиционных форм  и приемов в экспозиции музея;

-выявить маршрут осмотра и основные принципы экспозиции;

-уделить внимание проектам по реорганизации экспозиции  с 2009 года по 2011.

Для написания статьи автор работы проанализировал и рассмотрел, такие публикации по данной теме, как статья музеолога Марии Терезы Алмейды «Постоянная экспозиция музея д’Орсэ в Париже», книга из серии Великие  музеи мира «Музей Орсэ. Париж», статьи из официального сайта музея  www.musee-orsay.ru а также иллюстративный материал экспозиций и залов музея д’Орсэ.

На официальном сайте музея, можно найти интересующую информацию о истории строительства железнодорожного вокзала. В преддверии Всемирной выставки 1900 года, правительство выделило Орлеанской Компании Железных дорог площадь под строительство железнодорожного вокзала на месте бывшего Дворца д`Орсэ. Компанию не устраивало отдалённое положение вокзала Аустерлиц, и она планировала перенести конечную станцию своих дорог в центр города. В 1897 году разработка проекта постройки нового здания была поручена трём архитекторам: Люсьен Мань (Lucien Magne), Эмиль Бенар (Emile Benard) и Виктор Лалу (Victor Laloux). Особенности местности - изящность квартала, соседство дворцов Лувра и Почётного легиона - диктовали свои требования для строительства.

Необходимо было вписать новое здание в элегантные урбанистические рамки центра города. Год спустя Компания сделала свой выбор в пользу Виктора Лалу, только что окончившего постройку здания городского муниципалитета в Туре. Построенные за два года к Всемирной выставке, вокзал и привокзальная гостиница были торжественно открыты 14 июля 1900 года. По замыслу Лалу, металлическую конструкцию здания снаружи прикрывал изысканный каменный фасад, выполненный в эклектическом стиле. Внутренняя часть вокзала соответствовала стилю модерн, популярного в то время. Были применены последние достижения французской технической мысли для удобства путешествующих: лифты для пассажиров, пандусы и подъёмы для багажа, световые фонари, шестнадцать путей, приёмное и информационное бюро на первом этаже, электрическая тяга. Со стороны платформы открытый портик и вестибюль предшествовали большому холлу в 32 м в высоту, 40 м в ширину и 138 м в длину.[1]

С 1900 по 1939 гг. вокзал д`Орсэ был головной станцией по юго-западному направлению Франции.

 Помимо туристов, привокзальная гостиница д`Орсэ пользовалась популярностью среди всевозможных Компаний и политических партий, которые устраивали в ней свои собрания и банкеты. С 1939 года в связи с возрастающей электрификацией железнодорожных путей и удлинением составов, платформа вокзала оказалась слишком короткой, и он мог обслуживать лишь пригородные поезда.

 Во время войны вокзал использовали как бюро по отправке посылок военнопленным, затем в период освобождения от гитлеровской оккупации он был переделан в центр приёма пленников. Вокзал д`Орсэ служил декорацией ко многим фильмам (например, кинокартина «Процесс» по Кафке, снятый Орсоном Уэллсом), в нём размещался театр Рено-Барро и бюро оценки во время реконструкции аукционного дома Друо (Drouot).[2]

В 1973 году Дирекция музеев Франции уже рассматривала вопрос о размещении на территории вокзала д`Орсэ музея, для выставки обширной коллекции искусства второй половины XIX  века. Таким образом будучи под угрозой сноса и замены на большой современный отель, благодаря новому интересу к архитектуре данного сооружения, здание было сохранено и 8 марта 1973 года вошло в дополнительный перечень исторических памятников. Официальное решение о создании музея д`Орсэ было принято по инициативе президента Валери Жискар д'Эстена на межведомственном совете 20 октября 1977 г. В 1978 г здание было объявлено историческим памятником, а так же было создано государственное учреждение музея д`Орсэ для контроля за его обустройством и функционированием. 1 декабря 1986 г президент Франции Франсуа Миттеран торжественно открыл новый музей. С 9 декабря следующего года музей д`Орсэ стал доступным для публики.[3]

Изначально с момента проектирования экспозиции в музее д’ Орсэ заложен хронологический метод показа коллекции, представляющий различные периоды и школы истории искусства. Мария Тереза Алмейда в своей статье «Постоянная экспозиция музея д’Орсэ» отмечает, что предметы вошедшие в коллекцию хранились в: «Же де Пом», дворце Токио, Лувре, Версале, Фонтенбло, Национальном музее мебели, Севрской мануфактуре. Собранная коллекция охватывает период с 1848 по 1914 года.

Несколько инженерных групп работали над решением необходимых проблем, при превращении здания вокзала и гостиницы в музей. Особенно остро стоял вопрос о безопасности нового учреждения и создания в нем особого музейного микроклимата и пространства.

Дизайн интерьера музея был впервые задуман командой художников и архитекторов, под руководством Гаэ Ауленти. В проектировании экспозиций музея принимали участие такие архитекторы, как: Итало Рота, Пьеро Кастильони (консультант по освещению) и Ричард Педуззи (Richard Peduzzi архитектурный консультант). Гаэ Ауленти удалось создать большое разнообразие объемов помещения. За счет использованного строительного  материала (металл, камень, стекло), архитекторы и художники создали необходимое музейное пространство, которое гармонично вписывается в бывшее здание вокзала.

Исследователь А. Успенский в статье « Музеи и экспозиционные пространства » выражает такую идею, что проект внутренних помещений музея родился из диалога с архитектурой, чем из принципиально-определенных позиций. Это было экспериментирование на тему «архитектурная диалектика», рассматривающая отношения форма-функция, город-здание, вокзал-музей в их взаимосвязи. Целью этой концептуальной программы было: «...не сделать музей в вокзале, а сделать музей из вокзала». Экспозиция представляет «...городскую метафору с городским словарем улиц, площадей и фасадов».[4] Монументальные формы и ритмы архитектуры музея и экспозиционный дизайн подчеркивают контраст двух эпох – время строительства музея - конец XIXвека и проектирование самого музея в современное время.

Художник оформитель Гаэ Ауленти, исходя из первоначального проекта, разработанного архитектурной мастерской, создала тридцать различных вариантов экспозиционных пространств, которые расположились на трех этажах. Широкое применение камня и металла в интерьерах музея гармонирует с внешним обликом вокзального здания, но при этом не является одним целом с первоначальным проектом архитектора Лалу. Экспозиционное пространство проектировалось с помощью прямоугольных залов с фиксированными стенами, которые позволяют расширить  выставочные возможности. Генеральный музейный инспектор, главный хранитель отдела живописи в Лувре – Мишель Лаклот, исходя из эстетических и технических соображений, решает разместить различные по характеру и категории произведения искусства в отдельных залах. Было решено не создавать реконструкции интерьеров, так как будущие экспонаты, ярко демонстрировали свою эпоху и выражали ее специфику. Здесь видимо так же  выражаются идеи об уединении, личного общения между предметом и посетителем, чтобы им ничего не мешало. Различные школы живописи и скульптуры занимают разные части здания, произведения импрессионистов отделены от академической школы двумя этажами. В самом расположении экспонатов был заложен хронологический метод показа, демонстрируя тем самым историю развития и технологию определенного раздела в искусстве.

Маршрут осмотра был составлен таким образом, чтобы максимально использовать необычное пространство и освещение здания- сочетание открытых и закрытых экспозиционных зон, естественного и искусственного освещения, а также необходимых площадок, лестниц и механических подъемников. В восьмидесяти залах было выставлено 4 000 тысячи предметов искусства.  Площадь музея по данным 1987 года составляла 16 тысяч метров в квадрате. А общая площадь музея около 47 тысяч метров в квадрате. Здание представляет собой объемный неф, перекрытый стеклянным сводом. С торцов, неф замыкают стеклянные стены, и их очертания повторяются полукружиями, застекленных металлических аркад по продольным стенам. Таким образом, дизайнер стремился к тому, чтобы внутреннее убранство музея контрастировало и отличалось с проектом Виктора Лалу. Художник Гау Ауленти предпочла в оформлении интерьеров использовать такие материалы, как: камень, металл, гипс,  цемент и стекло. Между проектантами стал вопрос об эхоизоляции, были размещены 40 тысяч звукопоглатителей в виде гипсовых коробок, различных по размеру, наполненных стекловолокном и размещенных практически по всему музею.[5]

Сложность плана музея заключается, в том, что само здание имеет три этажа, а в них еще несколько уровней. Например, первый и третий этаж имеет два подуровня, а второй один.  И каждый уровень включает в себя определенную коллекцию и экспонаты. Перемещаться по этажам можно на лифте, лестнице и эскалаторе.

Структура экспозиции музея.

По середине нефа расположен центральный проход. Он спускается вниз уступами и на каждой площадке была установлена скульптура. Также предметы данного вида искусства размещены в центральной части и на террасах среднего этажа. По бокам оставлены проемы для движения людей с ограниченными возможностями. В глубине пространства находятся две массивные башни, отведенные для экспонирования предметов Ар-нуво. Произведения конкретных  художников показаны в отделенном локальном пространстве, образующим  своеобразные павильоны, расположенные с двух сторон от центрального прохода. Параллельно каждому ряду павильонов, расположены коридоры и другой ряд залов, в которых экспонируется живопись, фотография, предметы декоративно- прикладного искусства.

В статье М.Т. Алмейды говорится также, что над павильонами был создан второй этаж. Здесь была выставлена часть скульптуры. С этими террасами соседствуют залы, в которых экспонируются живопись мебель и другие произведения искусства. Был отреставрирован бальный зал особняка д’Орсэ, где представлена скульптура и живопись академической школы.

На третьем уровне выставлены произведения импрессионистов и постимпрессионистов. Стеклянная крыша здания дала возможность показать эти предметы при дневном свете.

Данные залы чередовались с менее освещенными и специально оборудованными помещениями, где представлялась графика, акварель, пастель, гравюры, литографии и фотографии.

Был спроектирован специальный павильон, высотой с первого до последнего этажа, в котором экспонировались макеты и чертежи, которые были разработаны разными архитекторами с 1850-189-е года. К основным залам примыкали карманы, где выставлены исторические и документальные материалы.

Таким образом, предполагалось, что посетитель переходя с одного этажа на другой, может сам руководить своим маршрутом.

В современное время с 1986 года происходило несколько реорганизаций экспозиции этого музея. Но стоит отметить, что резких архитектурных изменений не было предпринято, в основном все работы ограничиваются перепланировкой залов.  На данный момент на веб странице музея можно найти план расположения залов. А также в самом музее представлено несколько планов на разных языках, в том числе и русском. Сейчас постоянная коллекция музея располагается на трех уровнях.  Как и ранее экспонаты представлены в хронологической последовательности согласно художественным направлениям. На нижнем этаже экспонируются работы, выполненные в период с 1848 по ранние 1870-е года. Правая сторона галерей сфокусирована на развитии исторической живописи, академической и пресимволистской школах. Ведущими экспонатами в этих залах считаются работы Жана Огюста Энгра, Эжена Делакруа, Гюстава Моро и ранние работы Эдгара Дега.

Левая сторона галерей отдана для натурализма, реализма и постимпрессионизма. Здесь можно найти важные работы Гюстава Курбе, Жана Батиста Коро, Жана Франсуа Милле и, а также других представителей перечисленных художественных школ.

В залах первого этажа экспонируются архитектурные макеты, предметы декоративного искусства, произведения времен Второй Империи и экспонаты, принадлежащие к середине XIXвека, выполненные в художественном направлении эклектизма.

Второй этаж музея представляет коллекцию из живописи, рисунков пастелью и декоративных предметов конца  XIXвека, включая шесть комнат, посвященных стилю Ар-нуво. Галереи, расположенные со стороны реки Сены, хранят картины, выполненные в стиле натурализма и символизма, а также элементы декора общественных памятников. Здесь представлены работы  Густава Климта и Эдварда  Мунка, а также более  поздние работы Мориса Дени, Русселя и Пьера Боннара и другие художники.

Третий, самый верхний этаж музея представляет работы имперссионистов и постимпрессионистов. Именно туда чаще всего и спешат посетители, чтобы начать осмотр с полотен Эдуарда Мане, Огюста Ренуара, Клода Моне, Поля Гогена и Винсента Ван Гога. Кроме того, отдельная галерея этого этажа наполнена экспонатами восточного искусства. Отдельная галерея посвящена работам Моне и Ренуара, созданным после 1880 года.

Упомянутая терраса посвящена скульптуре XIXвека, а целое крыло отведено под работы французского скульптора Огюста Родена.

В конце 2009 года в музее началась реэкспозиция галерей импрессионистов и постимпрессионистов, а также четыре уровня "Pavillon amont", которые ведут к нему. Планируется более удобно и безопасно организовать развеску полотен, увеличить выставочные площади и создать наибольший комфорт для посетителей.  С 2010 года меняется цвет стен этих галерей, их задача акцентировать внимание посетителей на экспонируемые полотна. Разрабатывается новый план музея. В нем появится еще несколько уровней. На отреставрированном 5 уровне, под стеклянным куполом будут представлены произведения постимпрессионизма. Залы от 42 до 46, посвященные постимпрессионизму, будут превращены во временные выставочные залы.

Помимо экспозиций музей д’Орсэ имеет лекторий, где проводятся занятия и  специальные курсы, на французском языке, отдельный концертный зал и кинотеатр. Музей Орсэ был выбран также местом прохождения фестиваля, посвящённого происхождению кино.

После реконструкции музей избавился от тупиков и узких проходов, от побеленных стен и от света, который проникал в главный зал через потолок, сооруженный из стекла. Сейчас в Орсэ создан современный интерьер: окрашены пол и стены, галерея импрессионистов, являющаяся сердцем музея, оснащена искусственной подсветкой, что создает, по мнению Ги Когеваля (директора музея), интимную обстановку. Еще в 2008 году музей Орсэ решил не экспонировать свои коллекции на белых стенах. Эта мода была введена Музеем современного искусства в Нью-Йорке (МоМА). Ги Когеваль уверен, что фон белых стен подходит только для произведений искусства ХХ века и современности, а для другой живописи это подобно смерти.

Коллекция музея содержит много крупномасштабных работ, которые не легко выставить на общественный показ из-за их размера.  Чтобы предоставить этим захватывающим картинам место, которое они заслуживают, была полностью перестроена комната 24 .Кроме того, создание этого места для крупномасштабных работ - только часть намного большего проекта, стремящегося улучшить преподнесение произведений искусства.

Открытие обновленного музея, галереи импрессионистов и постимпрессионистов, состоялось в день 25-летнего юбилея Орсэ 20 октября 2001 года. Также открыто новое кафе, спроектированное архитекторами из Бразилии Фернандо и Умберто Кампана (Fernando Campana, Humberto Campana).

Живопись представлена на всех трех этажах, и довольно часто в сочетании со скульптурой. Картины развешены на специальных плитах из розового бургундского известняка и гипса. [6]Подвергнутый особой обработке известняк, поглощает отблески и способствует более равномерному распределению света. Этот же камень использован для плит комнат, но он отшлифован так, чтобы отражать свет.

На известняковых и гипсовых плитах имеются два ряда отверстий: верхние служат для закрепления металлических стержней, на которых и крепятся картины, а нижние предназначены для этикеток. Эта система по мнению исследователя М.Т. Алмейды обеспечивает мобильность в экспонировании живописи. Картины больших размеров крепятся к стенам металлическими стержнями.

В статье «Постоянная экспозиция музея д’Орсэ в Париже» говорится о том, что оформление павильонов музея, создает неблагоприятные условия для просмотра посетителями. Это объясняется тем, что панели разной высоты и ряды бетонных колонн мешают восприятию экспонатов. Также отмечается, что некоторые боковые стены второго этажа имеют довольно странную форму перевернутой трапеции, что в результате оптического эффекта прямоугольная рама картины тоже кажется трапециевидной. Автор статьи отмечает и плюсы в дизайне экспозиций, например, на третьем этаже, за счет строгой планировки царит атмосфера, позволяющая наслаждаться произведениями искусства.

Размеры большого нефа на широком проходе первого этажа, дали возможность экспонировать здесь монументальные скульптурные композиции. Данные статуи установлены на постаментах различной формы, цвета. Сделаны они, как правило из цемента, металла и мрамора. Некоторые постаменты, по данным из сайта музея, в  разделе коллекции скульптуры, являются авторскими и сделаны в одно время, а некоторые специально спроектированы для данной экспозиции.

Стоит отметить, что формы и способы развески полотен в этом музее регулярно дорабатываются, изменяются и демонстрируются в новых видах. Изменяется и цветовой фон плит, а также их форма.

Небольшая пластика и макеты выставлены в специальных витринах, которые довольно часто вмонтированы в стену – метод экспонирования «в окне».  Витрины в музее довольно разнообразные, чаще встречаются модульные конструкции.

Предметы, на которые плохо влияет дневной и искусственный свет, а это: акварели, пастели, гравюры и фотодокументы экспонируются под стеклом в темных залах, с минимальным освещением. Наиболее хрупкие из них находятся в закрытых витринах, и демонстрируются на косой горизонтальной плоскости, расположены на уровне глаз. Все перечисленные предметы вмонтированы в паспарту, негативы размещены горизонтально  на столах витринах с подсветкой.

В разделе архитектуры и градостроительства представлены планы и макеты. В этом зале можно полюбоваться макетом квартала Оперы, созданным в соответствии с замыслом Ж.Э. Османа. Данный макет показан внутри прозрачного пола первого этажа, по которому можно ходить и рассматривать объект сверху. Макет изображающий в разрезе здание Гранд Опера, расположен на фоне звездного неба. А оригинальные модели декораций оперы выставлены в монтированных стены витринах.  Ряд макетов важных общественных построек второй половины XIXвека демонстрируются в центре высокого павильона. Они поставлены друг на друга в виде колон, и их можно рассматривать с любого ракурса и места.

Мебель и произведения декоративно прикладного искусства выставлены на специальных подставках. Наиболее хрупкие предметы под стеклом.  Изделия из серебра и керамики находятся в закрытых витринах .

Для двойных стеклянных стен музея общей площадью 35 квадратных метров использовано 30 различных типов стекла. Для внешнего покрытия крыши и наружных стен было выбрано небликующее тонированное стекло, исходя из практических  параметров. Это стекло поглощает некоторую часть тепла солнечных лучей, и таким образом сокращает расходы на кондиционирование воздуха. Небликующее тонированное стекло в сочетании с армированным стеклом, имеющего тонированную поверхность использовано для внутреннего покрытия крыши. [7]Под армированным стеклом подразумевают безопасное и пожаростойкое листовое стекло с металлической сеткой внутри, при пожаре оно может треснуть, однако арматура удерживает его на месте, предотвращая тем самым распространение огня. Осколки стекла не выпадают даже при образовании нескольких разломов. Металлическая арматура стекла имитирует рисунок первоначальной стеклянной крыши вокзала д’Орсэ. Два слоя стекла выполняют роль двойного остекления с воздушной подушкой для тепловой изоляции. Внутренняя и внешняя поверхность крыши над верхним этажом музея изготовлены из ламинированного бесцветного стекла, так как тонированное стекло могло бы исказить краски выставляемых здесь картин. Использовалось также опаловое ламинированное стекло, в тех залах, где было необходимо естественное освещение и оно предназначалось для смягчения  направления прямого и бокового света.

Проблеме освещения залов музея, проектировщики  уделили особое внимание. Естественный свет усиливается или заменяется, при необходимости примерно 3900- от светильниками на люминесцентных лампах  и 4300 –от прожекторными лампами.[8]

Монументальные скульптуры освещены искусственным точечным  и естественным светом. Семь рядов люминесцентных светильников пересекают, девять фонарей, которые расположены под внутренней поверхностью крыши и направлены вниз.

Произведения живописи на первом и втором этажах  освещаются искусственным светом, с помощью подвесного оборудования. Освещение в основном обеспечивается галогенными лампами. Попадая на полотно, прямой свет отражается от установленных дополнительно вертикальных или наклонных панелей, поглощающих ультрафиолет, нейтрализую вредные лучи. Светильники расположены на безопасном расстоянии от полотен. Сложная система вертикальных и горизонтальных панелей защищает картины и от солнечных лучей.

Модульные прожекторы на галогенных лампах дополняют точечное освещение картин и предметов в витринах. В залах, где экспонируются светочувствительные предметы, применяют слабые люминесцентные лампы, установленные в специальные экраны, которые вмонтированы под или  над витринами. Данные экраны пропускают через узкую щель лишь часть световых лучей, в результате на светочувствительные предметы попадает довольно мало ультрафиолетовых лучей.

Если свет в залах слишком интенсивен, то специальные датчики, которые размещены на потолках, посылают сигнал в центральное техническое компьютерное  управление. После чего искусственное освещение автоматически отключается.[9]

Бернар Гиндолле пять лет разрабатывал и проектировал для музея Централизованное Техническое Управление (ЦТУ). Эта программа позволяет обеспечить эксплуатацию и регулировку электросети, систем кондиционирования и безопасность музея.

По данным с веб-сайта музея, система кондиционирования помещения, состоит из четырех охладителей воздуха, двух специальных цистерн с холодной водой, трех паровых теплорегуляторов и системы очистки воздуха, перерабатывающей   около миллиона кубометров воздуха в час. Цистерны с водой углублены в землю на 17,5 метров. Они заполняются по необходимости каждый вечер,  исходя из метереологических условий и природных факторов. Эти цистерны используют также и зимой, чтобы посетители музея не перегревали необходимую температуру и влажность.  Теплорегуляторы питаются от городской парижской отопительной сети. Вентиляция отключается по вечерам, и включается при открытии. По музею размещены специальные электронные датчики, которые измеряют температуру и влажность в залах. Компьютер сравнивает эти данные с полученными вне здания, и автоматически меняет программу каждые 15 минут. Эта программа ориентирована на режим, обеспечивающий минимальную температуру зимой- +18 градусов по Цельсию  и максимально – 24 градуса, летом. Допустимая относительная влажность –50%, плюс минус 10%. В музее работают примерно 40 кондиционеров. [10]

Таким образом, экспозиция музея оборудована с соблюдением норм безопасности, и по мнению специалистов музея отвечает требованиям нашего времени.

Заключение. Основные выводы.

В современное время экспозиция музея размещается на трех этажах, которые делятся на несколько уровней и разнообразные выставочные блоки. На первом этаже представлены работы, выполненные в период с 1848 по ранние 1870-е года. Архитектура, скульптура и декоративные образцы включают в себя предметы Второй Империи и экспонаты, принадлежащие к середине 19 века и размещены также на первом  уровне. А вдоль центрального прохода, в  экспозиционных небольших павильонах выставлены работы живописцев конца XIXвека. Под стеклянным полом первого этажа, экспонируется макет района парижской Оперы.

 На втором этаже – живопись символистов и натуралистов, а также произведения скульпторов второй половины XIXвека - начало ХХ века. Здесь же, экспозиция, посвященная  истории кинематографа.

На третьем этаже расположены экспозиции импрессионистов и постимпрессионистов. 

Таким образом, в музее д’Орсэ основным методом показа музейных предметов, является хронологический, который позволяет проанализировать эволюцию и развитие определенного  художественно течения, жанра и произведения. Помимо этого временные границы позволяют увидеть посетителю, как изменялось творчество интересующего художника в разное время.

Спецификой экспозиции музея, является прежде всего, то что он располагается в бывшем вокзальном здании, в котором не было изначально специальных залов для размещения экспозиций. В следствии этого помещение музея разделено на несколько уровней, которые поделены на сектора, где и размещены музейные предметы в хронологическом порядке.

Помимо этого постоянная коллекция музея д’Орсэ охватывает сразу несколько направлений: от неоклассицизма и романтизма до импрессионизма, экспрессионизма и стиля модерн (Ар-нуво), что также  отражено в экспозиционном пространстве музея. Уникальность этого музея в том, что рядом друг с другом, можно увидеть шедевры великих творцов и полотна едва известных авторов.

Музей Орсэ является местом для проведения спектаклей и концертов. Также здесь проводится ежегодный фестиваль, посвященный происхождению кино. Посетители могут регулярно посещать конференции и круглые столы, в особенности связанных с временными выставками.

С 2009 года в музее проводилась реэкспозиция, которая затронула галерею импрессионистов и некоторые залы на других уровнях. Грамотное использование естественного и искусственного освещения в галерее привело к тому, что работы импрессионистов, выставленные здесь, предстают перед посетителями в совершенно новом свете.

Куратор галереи импрессионистов Ксавье Рей  в своем интервью отмечает, раньше работы освещались исключительно с помощью дневного света, проникавшего через окна. Теперь же в подсветке используются также галогенные лампы.

Благодаря новой системе освещения, посетители музея смогут лучше рассмотреть детали, в подробностях изучить технику, в которой писал тот или иной художник. Белый и другие нейтральные цвета, в которые ранее были выкрашены стены музея, заменили на более насыщенные. По мнению куратора, такой интерьер много лучше подходит для работ импрессионистов.

Представители мира искусства заявляют, что музей вступил в эпоху своего возрождения, привлекая все больше новых посетителей. Площадь д'Орсэ за время реконструкции увеличилась на 2 тысячи квадратных метров. За счет этого музей сможет принимать до 3,5 миллионов человек в год. [11]

Реконструкция, приуроченная к 25-летию музея, длилась два года. Несмотря на проводившиеся работы, отдельные залы оставались открытыми в обычном режиме.

Список используемой литературы:

1)Алмейда М.Т. Постоянная экспозиция музея д’Орсэ в Париже // Museum. Международный журнал ЮНЕСКО. –1987.-№ 154.-С. 65-70.[Электронный ресурс].-URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0007/000764/076418rb.pdf. Дата обращения 11.12.11.

2)Бартолен С. Музей Орсе. Париж /С.Бартолен.-СПб.:БММ,2008.-220с.

3) Успенский А.  Музеи и экспозиционные пространства //Школа жизни. Познавательный журнал, 2009.- Электронный ресурс.-URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19992/. Дата обращения 11.12.11.

4) www.musee-orsay.ru



[1] Данные с сайта музея, раздел  The station. http://www.musee-orsay.fr/en/collections/history-of-the-museum/the-station.html. Дата обращения 08.12.11.

[2] Там же.

[3] Бартолен С. Музей Орсе. Париж.-СПб.:БММ,2008.-С.23

[4] Успенский А.  Музеи и экспозиционные пространства //Школа жизни. Познавательный журнал, 2009.-2009.- Электронный ресурс.-URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-19992/. Дата обращения 11.12.11.

[5] Алмейда М.Т. Постоянная экспозиция музея д’Орсэ в Париже // Museum. Международный журнал ЮНЕСКО. –1987.-№ 154.-С. 67 [Электронный ресурс].-URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0007/000764/076418rb.pdf. Дата обращения 09.12.11.

[6] Алмейда М.Т. Постоянная экспозиция музея д’Орсэ в Париже // Museum. Международный журнал ЮНЕСКО. –1987.-№ 154.-С. 68[Электронный ресурс].-URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0007/000764/076418rb.pdf. Дата обращения 09.12.11.

[7] Официальный сайт музея, раздел From station to museum. http://www.musee-orsay.fr/en/collections/history-of-the-museum/from-station-to-museum.html. Дата обращения 10.12.11.

[8] Алмейда М.Т. Постоянная экспозиция музея д’Орсэ в Париже // Museum. Международный журнал ЮНЕСКО. –1987.-№ 154.-С. 69[Электронный ресурс].-URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0007/000764/076418rb.pdf. Дата обращения 10.12.11.

[10] Алмейда М.Т. Постоянная экспозиция музея д’Орсэ в Париже // Museum. Международный журнал ЮНЕСКО. –1987.-№ 154.-С. 69[Электронный ресурс].-URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0007/000764/076418rb.pdf. Дата обращения 11.12.11.

[11] [11] http://www.musee-orsay.fr/en/events/towards-the-nouvel-orsay.html. Дата обращения 11.12.11

 

Joomla SEF URLs by Artio