Активизация познавательной деятельности обучающихся и использование активных методов обучения на обобщающих уроках по истории античности в 5 классе

 

Вагу Мария Викторовна,

заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 605 с углубленным изучением немецкого языка Санкт-Петербурга

 

 

В условиях современной школы перед учителем стоит задача найти такие методы обучения, чтобы на уроке царила творческая обстановка и преобладали активные методы обучения. Ролевые игры позволяют развивать творческие способности,  создавать условия для  формирования личностных качеств обучающихся. Важную роль необходимо отводить для  вопросу применения информационных технологий , в т.ч. электронных мультимедийных презентаций и интерактивной доски.  Моделирование урока с использованием информационных технологий ( компьютерного тестирования, интерактивных таблиц, карт, схем, диаграмм, кроссвордов, ребусов и т.д.) вызывает интерес у школьников, что помогает учителю активизировать мыслительную активность обучающихся. Исключительное место на современном уроке по праву занимает самостоятельная учебная деятельность, потому что ребенок приобретает знания не только с помощью учителя, но и самостоятельно (учитель только грамотно  руководит этим процессом) . Поддержание тонуса, развитие уверенности в своих силах и позитивного настроя всех участников образовательного процесса, стимулирование познавательной активности и творческого процесса, раскрытие и развитие способностей обучающихся, содействие их эффективному сотрудничеству – катализатором этих процессов является мотивация.

На современном уроке обучающийся под руководством учителя добывает и усваивает новые знания. Эффективным урок является в том случае, когда сливаются воедино два процесса – мыслительная активность и творческая деятельность обучающихся.  Технология модерации является - составляющая данной систем, которая приводит к повышению мотивированности обучающихся:

  1. признание равноправной роли ученика в образовательном процессе несет мощнейший мотивационный потенциал,
  2. работа в команде – еще один мощный мотивирующий фактор,
  3. использование в каждой части урока игровых методов обучения, позволяющих на деле реализовать принципы самостоятельности, командной работы, самообучения и обучения своих товарищей, новые роли и новая ответственность обучающихся,
  4. различные формы визуализации учебного материала, делают процесс обучения понятным и интересным для детей,
  5. смена напряженной работы веселыми разминками,
  6.  положительная энергетика урока дает заряд бодрости и обучающимся и педагогу.

Использование модерации уже само по себе приводит к повышению мотивированности обучающихся, устойчивой активизации познавательных мотивов, сохранении живого интереса к обучению на протяжении всего учебного года. Конечно, применение модерации не исключает необходимости создания и внедрения в школе системы мотивирования обучающихся, однако технология модерация в этой системе будет играть одну из ключевых ролей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Урок «По страницам истории Древнейшего Рима»

Ход урока

  1. Инициация

Цель: сформировать  6 групп.

Необходимые материалы: карточки разного цвета, на которых  написаны буквы для составления слов.

Предварительная подготовка: подготовить карточки с буквами.

Технология проведения: карточки раздаются ученикам класса. Ученики собирают группу, найдя свое слово.

Варианты проведения:

Можно использовать один цвет для группы, поэтому школьники быстро ориентируются в какой группе будут работать на уроке, а затем общими усилиями группы составят слово (название своей группы) и впишут его в маршрутный лист. Лучше если слова состоят из одинакового количества букв, в противном случае на некоторых карточках можно написать более 1 буквы. Варианты составленных слов по данной теме – «консул», «трибун», «претор», «цензор».

Обучающимся объясняют, что для  работы на уроке необходимо создать группы. В поиске своей группы помогут карточки с буквами, из которых надо составить название групп. Учитель дает подсказку, что из букв школьники смогут слова, которые назовут им государственные должности, которые возникли в Древнейшем Риме.

  1. Погружение в тему

«Получи смайлик» (продолжительность 5 минут)

Цель: актуализация изученного материала по теме «Древнейший Рим».

Необходимые материалы: жетоны и смайлики (соотношение 5: 1) для оценивания ответов.

Предварительная подготовка: не требуется.

Технология проведения: Группам по очереди задаются вопросы по ранее изученному материалу:

•        Охарактеризуйте географическое положение Италии?

•        В чем сходство и различие природы Апеннинского и Балканского полуострова?.

•        Откуда произошло название «Италия»?

•        Почему римляне называли себя «сыновьями волчицы»?

•        Каким греческим богам соответствуют : Венера, Юпитер, Сатурн, Марс, Церера?

•        Сколько было царей в Древнейшем Риме?

•        Когда и почему установилась республика в Риме?

•        В чем причина борьбы между плебеями и патрициями?

•        При каких обстоятельствах были избраны первые народные трибуны?

•        Мог ли римский гражданин стать консулом?

•        Знаешь ли ты, от какого знака римской власти произошло слово «фашизм»?

•        Откуда произошло название месяцев март и январь?

Учитель задает вопросы по изученной теме. За каждый правильный ответ обучающиеся группы получают жетон.  Затем жетоны обмениваются на смайлики (5 жетонов на 1 смайлик). В итоге группа каждый смайлик может обменять на 1 балл, который заносится в графу «Дополнительные баллы» маршрутного листа группы.

Если на некоторые вопросы хотят ответить обучающиеся нескольких групп, то целесообразно дать им такую  возможность и за правильные ответы выдать жетоны. Один из вариантов проведения метода – это дать возможность школьникам сформулировать и задать вопросы другим группам.  Можно задать домашнее задание к данному уроку, которое заключается в том, чтобы обучающиеся сами подготовили вопросы. В этом случае учитель может выдать жетоны не только за ответы, но и за вопросы по изученной теме.

  1. Интерактивная лекция

«Юный оратор»

Цель: познакомить обучающихся и углубить их знания по ранней истории Древнего Рима.

Предварительная подготовка: заранее один их учащихся готовит сообщение о нравах и быте древних римлян. Технология проведения: ученик выходит к доске и рассказывает информацию. Остальные учащиеся должны в ходе выступления должны подготовиться для ответа на проблемный вопрос (можно записать вопрос на доске).

  - На самом ли деле в Древнем Риме господствовали «отеческие нравы»?

Примечание: данный метод развивает у отдельных обучающихся умения выступать перед аудиторией,

Варианты проведения: Сообщение можно  иллюстрировать презентацией.

Учитель даёт данное задание заранее (по теме выступления можно порекомендовать обучающемуся Н.Н.Трухиной «История Древнего Рима», урок 7, в котором ярко и компактно дана информация).

Во время выступления на уроке настраивает остальных учащихся для усвоения нового материала, перед выступлением оратора задать проблемный вопрос .             

  1. Проработка содержания темы

6 обучающихся с выраженными гуманитарными способностями и являющимися пользователями ПК – «юные учителя», остальные обучающиеся класса делятся на 6 групп

Продолжительность проведения 20 минут

Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

6 компьютеров, презентация «Ранний  Рим»

Предварительная подготовка

Подготовка 4 «юных учителей» из числа успешных обучающихся с выраженными гуманитарными способностями (знакомство с презентацией» (слайдом с заданием, выполнение которого «Юный учитель» будет проверять и оценивать в маршрутном листе и подготовка дополнительных вопросов обучающимся в группах), подготовка маршрутных листов и критериев отметок за выполнение заданий

Технология проведения

Класс делится на 6 групп и в соответствии с жеребьевкой (карточки «Крылатые выражения», «Напиши правильно», «Даты»,  «Памятники», «Терминология», «Религия древних римлян») направляются к компьютерам с одноименными табличками, дублирующими названия карточек.

Задание «Напиши правильно» (слайд №3)

Возможные варианты вопросов «юного учителя» группе:

•        Что знаете о Нумиторе и Торквинии?

•        Какое было произвище у Торквиния?

•        Почему свергли Торквиния?

•        Когда произошло свержение Торквиния Гордого?

Задание «Крылатые выражения» (слайд №4)

Возможные варианты вопросов «юного учителя» группе:

•        От какого племени завоевателей гуси спасали Рим?

•        Царем какого государства был Пирр?

•        Какие невиданные для римлян животные были в войске Пирра?

Задание «Даты» (слайд №5)

Возможные варианты вопросов «юного учителя» группе:

•        Какая дата является началом римского летоисчисления?

•        Что означает слово «республика»?

•        Сколько лет и веков длился царский период в Риме?

Задание «Памятники» (слайд №6)

Возможные варианты вопросов «юного учителя» группе:

•        На каком рисунке изображено одно из семи чудес света и как оно называется?

•        Какой из памятников на слайде связан с легендой об основании Рима и почему?

•        Почему волчицу называют Капитолийской?

Задания «Терминология» (слайд № 7)

Возможные вопросы «юного учителя» группе:

•        занимали должность консула плебеи в римской республике

•        объясните происхождение слова «плебесцит»

•        почему «законы XII таблиц получили такое название?

Задания «Религия древних римлян» (слайд № 8):

Возможные вопросы «юных учителей» группе

•        назовите римских богов, которые соответствуют Артемиде, Деметре, Зевсу, Афине, Крону, Гере, Дионису.

•        Откуда пошло слово «монета»?

•        Почему Юпитер был любимым богом патрициев? Вспомните чем заведовал этот бог и кто правил Римским государством в начале Республики.

В ходе работы каждая группа должна выполнить все задания в соответствии с маршрутным листом и ответить на вопросы «Юных учителей»

Что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода

Чтобы обучающиеся в группах не запутались при переходе от выполнения одного задания к другому целесообразно после жеребьевки выдать маршрутные листы, которые отличаются порядком прохождения заданий (например, у одной группы в маршрутном листе указано «1. «Крылатые выражения», 2. «Даты», 3. «Напиши правильно», 4 «Памятники», 5 «Терминология», 6 «Религия древних римлян», а у другой группы – 1. «Даты», 2. «Напиши правильно», 3. «Памятники», 4 «Терминология», 5 «Религия древних римлян» 6. «Крылатые выражения»).

Варианты проведения метода

Возможен вариант проведения в урочной и внеурочной деятельности (предметная неделя), когда некоторые обучающиеся сами подготавливают задания  для одноклассников по изученной теме (лучше, если это обобщающий урок). Вариантом проведения может быть подготовленные задания не только на ПК, но и на доске, викторина или вопросы для группы и т.д.

Маршрутный лист группы (образец)

Группа «_______________________________________»

 

Состав :

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание                                                     Отметка     Подпись «Юного учителя»

«Крылатые выражения»               

«Напиши грамотно»            

«Даты»               

«Памятники»     

«Терминология»

«Религия древних римлян» 

Дополнительные баллы                

Итого                 

 

Критерии отметок

Максимальный балл за каждое задание – 8:

Выполнение задания на слайде презентации «Древнейший Рим» -  максимальный балл – 5  (правильное выполнение задания с первой попытки – 5 баллов, со второй попытки – 4 и т.д.).

Ответы на вопросы «Юного учителя» - максимальный балл – 3 ( обучающийся заранее подготавливает с учителем 3 вопроса по слайду презентации, за каждый правильный ответ участники группы получают 1 балл)».

  1. Разминка.

«Загадочный конверт»

Продолжительность – 3 минуты.

Цель: снять усталость и напряжение в группах

Предварительная подготовка: Учитель подбирает задания, которые должны выполнить обучающиеся.

Технология проведения: Учитель предлагает по одному представителю от группы взять задание в конверте, в котором находятся карточка – контурная карта и записка с загадкой.

Четыре конверта с загадками:

•        Как называются горы, которые протянулись вдоль «голенища» сапога?

•        Назовите остров, на который нацелен «носок» сапога?

•        Назовите город, который расположился на «каблучке» сапога, о нем сохранились сведения, что его жители пригласили царя Пирра для войны с римлянами?

•        Эти горы находятся наверху «голенища» и закрывают Италию от северных ветров. Как называются горы?

Примечание: В случае затруднения школьникам предлагается карточка-подсказка, приготовленная учителем заранее.

Варианты проведения: Вместо географических названий можно использовать даты, исторические  персоналии, термины, флору и фауну.

  1. Подведение итогов

«Страница школьного учебника».

Продолжительность – 5 минут

Цель:  обобщение знаний и подведение итогов урока.

Предварительная подготовка:  учитель подготавливает листы ватмана, канцелярские принадлежности.

Технология проведения:  обучающимся предлагается дописать учебник истории Древнего мира (глава «Итоговое повторение по теме «Древнейший Рим»). Школьники выполняют задания, а затем с места озвучивают то, что по их мнению необходимо запомнить по теме «Древнейший Рим».  Школьники на ватмане размещают важнейшие даты (основание Рима, установление республики, нашествие галлов и т.д.), крылатые выражения , названия исторических памятников Древнейшего Рима и т.д.

Примечание: Выполнение задания могут озвучивать несколько представителей группы..

Варианты проведения: Можно вместо ватмана использовать бумагу формата А4 или выполнение задания на слайде новой презентации.

Обучающиеся выполняют задание на листах ватмана, а представители группы озвучивают итоги проделанной  работы. Жюри из «юных учителей» оценивают вместе с учителем выступления групп с итоговым заданием и высказывают свое мнение о поощрении дополнительными баллами.

  1. «Светофор» (рефлексия)– 1 минута

Цель:  оценка личного вклада каждого участника группы.

Предварительная подготовка:  подготовить кружочки из цветной бумаги, стикеры, ватман.

Технология проведения: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный- не доволен,  зелёный – доволен; жёлтый – мог бы лучше. Листочки наклеивают на плакат

Примечание: этот метод позволяет осуществить полноценный анализ и оценку урока, деятельности каждого обучающегося.

Варианты проведения: светофор может быть «групповой» или «классный», по желанию обучающиеся могут подписать кружочки.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Электронный тест «Ранний Рим»

При повторении темы «Ранний Рим» возможно использование электронного теста для контроля знаний обучающихся.

Цель: повторение и обобщение изученного материала по теме «Ранний Рим»

Задачи:

1.      Повторить и обобщить хронологию, терминологию, персоналии, вопросы культуры и быта по истории раннего Рима  на основе деятельностного подхода к изучению прошлого мировой цивилизации.

2.      Способствовать развитию интереса обучающихся к изучению истории в занимательной форме.

3.      Формирование учебных навыков и тестовой культуры обучающихся в соответствии с возрастными особенностями пятиклассников.

Обучающиеся по желанию могут начать тестирование с того уровня, который осознают, что успешно справятся с заданием.

1 уровень — средний

2 уровень — выше среднего

3 уровень — сложный.

Возможные варианты:

1.      учитель распределяет обучающихся по уровням теста в соответствии с их способностями.

2.      Обучающимся предложено начать работу с прохождения любого уровня теста и получить отметку в соответствии с критериями:

 

Уровень/максимальный балл

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень 1/7 баллов

7

6

4,5

Менее 4

Уровень 2/ 14

14

11, 12, 13

7, 8, 9, 10

Менее 7

Уровень 3/ 22

20-22

16-19

11. 12, 13, 14, 15

Менее 11

Максимальный балл - 43

Более 41

От 33 до 40 баллов

От 22 до 32 баллов

21 и менее баллов

 

В данном случае для прохождения тестирования по теме необходимо руководствоваться критериями (таблица) и возможно выставлении 3 (или 1 ) обучающимся по усмотрению учителя.

Также возможно использование данного тестирования, если учитель вводит элементы оценивания знаний обучающихся по рейтинговой накопительной системе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Урок-путешествие «Город богини Афины» (5 класс)

Цель урока: повторить и систематизировать знания обучающихся по истории Древней Греции.

Задачи урока:

  1. Обобщить знания  о древних Афинах – столице Аттики.
  2. Научить применять знания на практике, проявляя творческие способности.
  3. Развить интерес к изучению истории.

Тип урока: обобщающий урок

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование урока: презентация «Древняя Греция» (задания с одним или несколькими правильными ответами, исправлением ошибок в тексте для обучающихся 5 класса по теме, после завершения теста слайд с результатом), презентация  «Путешествие по Афинскому Акрополю» (слайд с триггерами помогает обучающимся запомнить главные архитектурные сооружения Афинского Акрополя), картины в «В гончарной мастерской», «В древнегреческом театре».

Ход урока

1.Организационный момент.

Класс делится на 4 группы в соответствии с ролями современных людей во время путешествия на волшебной триере в город богини Афины

а) «педагоги»

б) «ученые-историки»

в) «театральные критики»

г) «искусствоведы»

2. Актуализация знаний. Сообщение цели урока обучающимся.

Учитель: «Мы отправляемся в увлекательное путешествие в город богини Афины, который его жители считали самым красивым на свете. Считается, что классическая архитектура европейской цивилизации зародилась именно в Афинском акрополе. Каждая группа получит задание, а затем выступит с презентацией выполнения творческого задания.

Наша волшебная триера вошла в афинской порт Пирей…»

Вопросы обучающимся:

Кого мы встретим в торговой гавани Пирей?

Что продавали афинские купцы?

Сколько километров нам надо пройти, чтобы попасть в город богини Афины?

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В АФИНЫ

Богиня Афина у входа в город решила устроить испытание группам исследователей, которым необходимо отгадать кроссворд и два ребуса (презентация «Путешествие по Афинам»).

Группы получают задание

1 группа «педагоги».

Задание «Школа в Афинах»

Вы побывали в афинской школе, расскажите о том, что Вы увидели. Чем афинская школа отличается от спартанской? Какое сегодня было расписание уроков в афинской школе? (составьте расписание).

2 группа «учёные-историки».

Задание «Афинский Акрополь»

Вы были на религиозном празднике, посвященном богине Афине. Расскажите о религиозных обрядах. Опишите главные архитектурные памятники Афинского Акрополя. Проведите заочную экскурсию при помощи презентации «путешествие по Афинскому Акрополю для других групп.

3 группа «театральные критики»

Задание «Театр Диониса»

Вы удачно приехали в Афины, потому что смогли попасть на театральное представление. Какие представления вы смогли посмотреть? Чем афинский театр отличается от современного? Как сыграли роли актеры? Какова реакция зрителей? Напишите рецензию спектакля в театре Диониса.

4 группа «искусствоведы»

Задание «Греческая керамика»

Вы посетили Керамик – район гончарных мастерских. Расскажите о благоустройстве это района Афин.  Кто работал в мастерских? Какие виды вазописи изготавливали афинские ремесленники? Составьте словарь «Керамические сосуды Древней Греции» при помоши интернета.

Прежде, чем попасть на волшебную триеру богиня мудрости Афина предложила пройти тест (Презентация «Древняя Греция») и вознаградить Вас отметками (это Вы узнаете на слайде с результатами после прохождения теста).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Участники каждой группы дома индивидуально составляют кроссворд не менее 5 слов по теме своей группы.

 

P.S.Электронные тесты "Ранний Рим" и "Древняя Греция" в папке "Файлы и фотографии"  Личного сайта Вагу Марии Викторовны на Экстернат.РФ по адресу: http://ext.spb.ru/index.php/user.html 

Joomla SEF URLs by Artio