Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Потенциал курса всеобщей истории при подготовке к ЕГЭ

Чижкина Евгения Николаевна

Подготовка и сдача единого государственного экзамена в наши дни самая волнующая тема для учеников, учителей и методистов. Выпущено много учебных пособий, сборников заданий КИМов и другой литературы, нацеленной на подготовку к сдаче экзамена. На уроках истории уделяется много времени подготовке к нему, зачастую в ущерб программе. Учителя уделяют больше часов именно истории России, считая изучение курса всеобщей истории в старшей школе бесперспективной, т.к. заданий по этому курсу в ЕГЭ нет. Хотя во время изучения всемирного курса истории можно развивать умения, которые требуются от учащихся, особенно во второй части (С), где нужно дать развернутые ответы. В задания второй части   выпускники должны продемонстрировать ряд умений: работа с историческим источником, приводить причинно-следственные, временные, хронологические связи, доказать и опровергнуть авторскую точку зрения, обобщать имеющиеся факты в выводы и т.д. Все это  можно развивать и на уроках всеобщей истории.

Тем более с 2013 года в ЕГЭ были сделаны изменения – в задание 40 (С6),  сочинение об историческом деятеле, добавили помимо трех личностей по истории России еще и одну из всеобщего курса. Этот факт говорит о расширении заданий ЕГЭ за счет вопросов из курса всеобщей истории. Так руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по истории,  директор Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Безбородов в своем интервью высказал идею о включении не только материал по истории России, но и по всеобщей истории, хотя бы на уровне контекстных связей. «Если одной из целей изучения истории в школе является установление связи общеевропейских и общемировых процессов с отечественной историей, то этот аспект должен присутствовать и в КИМ ЕГЭ».[1] Так что не исключено, что через несколько лет появятся задания и по курсу всеобщей истории, что приводит нас к понимаю всей важности изучения ее.

Введение ЕГЭ предполагает совершенствование преподавания истории, изменение традиционных методик и форм подачи материала школьного курса в направлении использования продуктивных методов, увеличение в учебном процессе заданий, требующих применения интеллектуальных умений.

Совершенно ясно, что готовить учащихся к ЕГЭ нужно не в последние два года, подготовка должна носить системный характер. На протяжении всего периода изучения всеобщей и отечественной истории следует развивать определенные навыки, которые в комплексе должен будет продемонстрировать выпускник.

Так в пятом классе можно поставить вполне реальную задачу – отрабатывать навык составления логических цепочек и схем. Этот навык способствует выработке логического мышления, выявлению причинно-следственных связей. В шестом классе можно отрабатывать навык – составление таблиц, который помогает выработать умение выделять и четко сформировать главное в тексте. В седьмом материал усложняется и параграфы становятся больше, что усложняет процесс поиска информации. В этом классе развиваются умения работы с текстом, историческими источниками, развивается критическое мышление, написание планов параграфа и т.д. В восьмом классе можно уже проводить сравнительный анализ событий, а в девятом – обработка различных форм диспута, резюме, эссе, дискуссий, то есть речь идет об анализе исторической ситуации, рассмотрение различных точек зрения и умении их обосновывать. Таким образом к старшей школе у учащихся будут сформированы все нужные для сдачи ЕГЭ умения и остается их отработать за последние два года.

В подготовке к ЕГЭ можно использовать задания на сравнение событий и явлений всеобщей и отечественной истории, так как для ответа на экзамене зачастую требуются познания и фактов зарубежной истории. Например, при изучении внешней политики Александра Iневозможно обойти личность Наполеона Бонапарта и взаимоотношения России и Франции на международной арене, или в теме «Промышленный переворот в России», вспомнить, где и когда он начался в Европе. Ю.Г. Гаврилова, автора статьи «Примерное тематическое планирование по истории в Xклассе с учетом подготовки к ЕГЭ и русским этнокультурным компонентом» предложила включить этнокультурный компонент (русский) в изучение всеобщей истории в старшей школе. Например, в теме «Древняя Греция» провести сравнительный анализ влияния античного наследия на западную европейскую и русскую культуры[2].

Для развития умений, проверяемых на экзамене на уроках можно давать проблемные задания ученикам. Проблемные задания ориентированы на противоречивую ситуацию, побуждение к поиску неизвестного, нового знания. Проблемные вопросы чаще всего ставят ученика в затруднительное положение. Эти задания на практических занятиях способствуют самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развитию умения практического использования полученных знаний, оценочных суждений.

Чтобы создать у учащихся состояние интеллектуального напряжения, им даются вопросы, задачи, упражнения, в процессе выполнения которых и решаются затруднения. У учеников возникает познавательный интерес и потребность в решении встретившейся проблемной задачи.

Исаак Яковлевич Лернер, доктор педагогических наук, являющийся специалистом по проблемному обучению, выделял несколько типов проблемных задач по уровню самостоятельности их выполнения учениками. Первый вид – это обучающую задача, когда ученики вместе с учителем решают ее, путем рассмотрения версий, гипотез, выдвинутые исследователями, к какому выводу они пришли, как трактуется в настоящее время решение той же проблемы. Вместе с преподавателем учащиеся следят за процессом поиска, рассуждают, поддерживают обоснование одной версии и отвергают другую как несостоятельную в каком-то отношении.

По образцу обучающей задачи дается новая для самостоятельного решения. Это будут тренировочные задачи, т.к. ученик при решении их не вносит ничего своего ни в способ решения, ни в само решение. Затем учащимся дается поисковая задача. Поисковая задача характеризуется обязательностью самостоятельного решения и одним из двух других условий: 1) либо усвоение новых знаний об истории общества известными ученику способами; 2) либо нахождение новых путей поисков этих знаний.

В основе этой классификации лежит степень самостоятельности учащихся при решении задач, но развитие творческой деятельности, что и хотят добиться от выпускников составители КИМ ЕГЭ, присутствует только в третьем типе задач - поисковых. Первый не подходят потому, что тренаж не формирует процедур творческой деятельности, а второй тип не подходит, поскольку показатели деятельности учащимся подсказываются. 

Исследовательский метод имеет в виду наивысшую самостоятельность учащихся. Осознав проблему, они самостоятельно формулируют проблемную задачу и сами ее решают. Учащиеся самостоятельно и последовательно проходят все этапы исследования: выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут способы их проверки. Это могут быть и наблюдения, и опыты, и даже моделирование, и статистические методы, логические рассуждения, и собственные выводы. Естественно, этот метод используется в старших классах, он не всегда укладывается в рамки одного урока и имеет продолжение на факультативных и  домашних занятиях учащихся. Это самый трудоемкий и вместе с тем самый продуктивный метод.

         Подготавливать учеников к сдаче экзамена в форме теста можно на контрольных и проверочных работах на основе ЕГЭ, состоящих из заданий первой и второй частей, но включающую только материал по пройденному разделу. После проверки работ учитель проводит анализ результатов и выявляет те типы заданий, с которыми учащиеся справляются хуже всего. Затем он отрабатывает выполнение этих типов заданий на специальных занятиях или во внеурочное время и даёт учащимся выполнить ещё одну или несколько работ, включающих, только такие задания.

 

 

 

 

Литература:

1. Безбородов, А. Б. ЕГЭ по истории: что меняется? / А. Б. Безбородов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 4

2. Гаврилина Ю.Г. Примерное тематическое планирование по истории в Xклассе с учетом подготовки к ЕГЭ и русским этнокультурным компонентом // преподавание истории в школе №6, 2010



[1] Безбородов, А. Б. ЕГЭ по истории: что меняется? / А. Б. Безбородов // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2012. - № 4. - С. 26-28

[2] Гаврилина Ю.Г. Примерное тематическое планирование по истории в X классе с учетом подготовки к ЕГЭ и русским этнокультурным компонентом // преподавание истории в школе №6, 2010, с. 60

Joomla SEF URLs by Artio