Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Политика и власть

 

Сидорина Тамара Викторовна,

учитель истории школы № 583 Санкт-Петербурга

 

Цели урока:

  1. Всесторонне охарактеризовать политику как общественное явление;
  2. Раскрыть сущность политической власти;
  3. Разъяснить взаимосвязь политики и власти;
  4. Развивать умения использовать разные источники информации, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  5. Способствовать воспитанию политической культуры

 

Тип  урока  - комбинированный

План изучения нового материала:

  1. Политическая деятельность и общество.
  2. Политическая сфера и политические институты.
  3. Политические отношения.
  4. Политическая власть.

Ход урока:

Политика рассматривается как деятельность, в которой проявляются основные структурные элементы любой деятельности (объекты и субъекты, цели, средства, действия, результаты).

Словарная работа по определению термина «политика». Сравнить определение политики в двух словарях, обсудить результаты сравнения и выявить характерные черты политики.

Привести примеры политики, известные из курса истории или сообщений СМИ.

Субъекты политики (презентация) – схема.

Самостоятельная работа с учебником стр. 220, беседа по вопросам:

  1. Что такое социальные группы?
  2. Какие социальные группы (социальные общности) вам известны?
  3. Что такое «социальные интересы»? Как они различаются по своей направленности? Приведите примеры, как социальные группы стремятся удовлетворять свои интересы, используя имеющуюся государственную власть или оказывая на нее влияние.
  4. Какова роль политических организаций в политической деятельности?
  5. Дать характеристику политической элите как активным участникам политической жизни. Сделать акцент на признаках, присущих политической элите: в нее входят люди, оказывающее непосредственное влияние на принятие политических решений.
  6. Личности как субъекты политики – это выдающиеся политические,  государственные деятели и граждане, осуществляющие те или иные политические действия.

Классификация участников политической деятельности (презентация) – схема.

М.Вебер – три степени вовлеченности в политическую деятельность:

1) «По случаю» являемся мы во время выборов, во время проведения акций протеста, во время приветствия лидеров.

2) «По совместительству» доверенные лица во время избирательной кампании, правления партийно-политических союзов, часть членов парламента, работающих во время парламентских сессий.

3) «Профессиональные политики» живущие для «политики», «за счет политики», «политикой», т.е. те, для которых это главное дело жизни и главное условие материального благосостояния.

Беседа по вопросам:

  1. Кого из современных политиков вы знаете?
  2. Кого из них можно отнести к профессиональным политикам и кого – к политикам «по совместительству»?

Вопрос об объектах политики рассматривается с помощью презентации (схема).

Учащиеся приводят примеры политики по отношению к отдельным объектам. Например, экономика включает в себя технику и технологию, инвестиции, сельское хозяйство, финансы и т.д.

Вывод: политическая деятельность определяет функционирование и изменение как отдельных элементов общественной системы, так и общества в целом.

Политические действия рассматриваются с опорой на курс истории. Называются примеры политических действий – это может быть и обращение к органам власти, и политические забастовки, и демонстрации, и парламентские действия и т.п. Привлекается внимание к тому, что на политический процесс оказывают влияние не только действия, но и в определенных обстоятельствах бездействие.

Особое внимание необходимо уделить соотношению политики и морали. «Допустимы ли любые средства для достижения благих целей?». Целесообразно предложить учащимся проанализировать позицию Н.Макиавелли, представленную во фрагменте из его работы (текст «Цели и средства политической деятельности» в «Дидактических материалах», стр. 69-70), ответить на задания к данному документу: допускает ли Макиавелли использование безнравственных средств в политике?  О каких средствах идет речь? Каково его личное отношение к этим средствам: сам Макиавелли считает их добрыми или дурными? Считает ли он их постоянным методом политической деятельности? При каких условиях, с его точки зрения, применимы неблаговидные средства? Какие средства, с точки зрения Макиавелли, предпочтительны в политике?

 

Выводы: Макиавелли считал допустимым использование недобрых средств не всегда и везде, а, во-первых, только в политической деятельности; во-вторых, ради благой цели; в-третьих, лишь при необходимости. Следовательно, «дурные» средства используются, когда вынуждает обстановка и ради важной цели. Эта цель является оправданием неблагих средств.

Политическая мысль ХХ века выдвинула противоположную идею: ненасильственной политики (например, М.Ганди). В этом случае вопрос о средствах (можно или нельзя прибегать к насильственным действиям) является доминирующим.

Отношение к этой позиции выразил М.Вебер. Притом что существует правило христианской нравственности: «Не противостоять злу насилием», для политика, согласно Веберу, имеет силу прямо противоположное: «Ты должен насильственно противостоять злу, иначе за то, что зло возьмет верх, ответствен ты» (Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 695-696).

Политик зачастую оказывается перед выбором: либо принимать непопулярные и жесткие меры, которые можно критиковать с моральной точки зрения, либо, отказавшись от их проведения, ухудшить ситуацию. Поэтому соответствующим современным условиям политики принимается то, что называется «моральный компромисс», т.е. возможность действовать по принципу «наименьшего зла», недопустимость нарушения определенных гуманистических пределов. За этими пределами находятся использование политического террора, оружия массового уничтожения и других средств, запрещенных законами страны и нормами международного права.

Политическая сфера и политические институты.

Беседа с учащимися: какова структура политической сферы? Вспомнить, что такое социальный институт. На основе определения социальных институтов дать представление об институтах политических. Особенности политического института:

- совокупность зафиксированных и документально закрепленных норм политической жизни;

- разнообразные организации, учреждения, службы политики;

- устойчивые традиции, принципы и правила политического поведения.

Основным политическим институтом является государство. Предложить учащимся вспомнить признаки государства. Более подробно остановиться на политической партии. Предложить учащимся выписать в тетрадь определение политической партии (презентация). В форме плана зафиксировать признаки партии.

Предложить учащимся черты политической партии показать на примере одной из современных партий.

Изученный материал о партии как политическом институте позволяет вернуться к общей характеристике политических институтов, раскрыв их функции, которые заключаются:

- в создании своим участникам возможностей удовлетворения их потребностей и интересов;

- в обеспечении стабильности политической деятельности, сохранения идентичности политической общности;

- в усилении групповой сплоченности, интеграции стремлений, действий и интересов индивидов;

- в обеспечении регуляции действий членов общества в рамках политических отношений;

- в осуществлении контроля политического поведения своих членов с поощрением желательного и пресечением отклоняющегося от норм поведения;

- в обеспечении устойчивости общественной жизни в целом.

3. Политические отношения

Первый абзац     соответствующей части параграфа содержит общую характеристику политических отношений.  Попросить учащихся выделить главную мысль этого текста: «Это взаимоотношения субъектов политической жизни по поводу завоевания, использования и перераспределения политической власти».

Из перечисленных видов политических отношений выделить отношения между управляющими и управляемыми, властвующими и подвластными (презентация).

Различные проявления политических отношений проиллюстрировать на актуальных примерах текущей политики.

 

Политическая власть. 

Попросить учащихся назвать известные им слова, которые основаны на слове «власть». (единовластие, двоевластие, безвластие, полновластие и т.д.). А если вспомнить термины, включающие греческое слово «кратос» (власть). Тогда возможно будут названы «аристократия», «бюрократия», «демократия» и др. Все это позволяет сделать вывод о многообразии явлений, связанных с понятием власти.

Любая власть означает способность, право и возможность повелевать, распоряжаться, и управлять кем-либо или чем-либо.

Самостоятельно заполнить таблицу «Основные виды власти» (стр. 225-226).

Особое внимание уделить признакам политической власти.

Наиболее полным проявлением политической власти является государственная власть.   

Изучить фрагмент из книги И.А.Ильина «О сущности правосознания», выполнить вопросы и задания к документу.

В заключение обсудить вопрос, позволяющий глубже осознать связь политики и власти: почему политика характеризуется как стремление использовать государственную власть для достижения определенных целей?

Joomla SEF URLs by Artio