Вагу Мария Викторовна,

 заместитель директора, учитель истории школы № 334 Санкт-Петербурга

Урок в 8 классе с использованием мультимедийной презентации на уроках истории

 

Наглядность – это один из ведущих принципов обучения. И представить преподавание истории без наглядности просто невозможно. Один из способов помочь учителю сделать урок интересным является использование мультимедийных технологий. В этом учителю помогут ресурсы Интернета, масса ЭОР созданных ко всем темам уроков в средней школе по истории, многие учителя выложили  свои презентации на сайтах.

Но иногда необходимо подготовить учителя свою презентацию к уроку. Каждый учитель, каждый урок и каждый класс неповторимы, поэтому педагогу хочется что-то создать именно свое.

Работа с иллюстрациями имеет огромное значение на уроках истории, с их помощью формируется представление учеников о той или иной исторической эпохе. Проведение урока с использованием мультимедийной презентации делает процесс обучения наглядным, помогает ученикам запомнить и понять изучаемый материал, способствуют развитию коммуникативных умений и навыков, повышается значительно эффективность образовательного и воспитательного процесса.

Я расскажу о своём опыте. Почему я сделала презентацию по Отмене крепостного права в России?

1.     Диаграммы наглядно показывают  жизнь пореформенной России, легко объяснить ученикам , когда необходимо  в соответствии с Манифестом особенности отмены крепостного права в черноземных и нечерноземных губерниях.

2.     Карикатуры всегда кратко, наглядно и доступно могут объяснить любое историческое событие. Они всегда являлись важным историческим источником, отражают не только условия создания источника и менталитет людей эпохи создания источника. Работая с карикатурой, как и с любым другим историческим источником надо всегда учитывать мотивацию автора.

3.     Карикатура и диаграмма всегда являлись одним из любимых видов наглядности среди детей и помогают лучше усваивать даже самую сложную тему урока.

 

Перед учащимися ставится проблемный вопрос «Почему реформа Отмены крепостного права в России называется Великой»?

Работа с цитатой Александра II.

Учащиеся делают вывод, что царь – реформатор подписал Манифест 19.02.1861 года, потому что это была назревшая необходимость для страны во внешней и внутренней политике. Перечисляют причины, тормозящие развитие России, вспоминают итоги Крымской войны.

Конечно, важно 8-классникам увидеть рисунок Манифеста, изменившего всю жизнь огромной страны

 

Работа с диаграммой, иллюстрирующей высказывание Александра II.

Учащиеся наглядно видят, что рост количества крестьянских волнений мог привести к отмене крепостного права «снизу» - это могло иметь более разрушительные последствия чем крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва для России

Даётся понятие революционной ситуации.

И 8-классники отвечают на вопрос о том, что спад крестьянских волнений произошел только потому, что отменили крепостное право

Работа с диаграммой. Учащиеся делают выводы: 1.У крестьян стало земли меньше ,чем было до реформы. Учитель даёт опреление «Отрезок». 2. У крестьян чернозёмных губерний отрезали больше земли, учащиеся объясняют причину (рыночная цена земли в Черноземье выше, чем в Нечерноземье).

Работа с карикатурой, которая наглядно даёт понять, что крестьяне, возмущённые реформой отмены крепостного права обвиняли дворян, а царь, подписавший Манифест – главный помещик страны

Работа с диаграммой. Наглядно видно ученикам, что рыночная цена составляет только часть выкупных платежей. Ребята отвечаю на вопрос «Почему скрытая надбавка была больше в Черноземье»?»(выше рыночная цена земли) и предложено ответить на вопрос «За что по реформе крестьяне платили скрытую надбавку?» (за свободу).

Работа со статьями Манифеста 19.02.1861 г.

Учащиеся читают текст и выполняют задание учителя : придумайте и задайте на основании текста вопросы для одноклассников.

Варианты вопросов могут быть различными (например,

Как поддерживалась на основании Манифеста власть помещика над бывшими крепостными крестьянами?

Какие обязанности были у общины после отмены крепостного права?

В чем заключалось право собственности помещика на землю?

 

Ученики знакомятся в Манифесте с новым понятием  о временнообязанных крестьянах.

Работа с диаграммой и ответ на вопрос.

Учащиеся анализируют и делают вывод, что в пореформенной России крестьянину было тяжело вести хозяйство и выкупные платежи с малоземельем вели к обнищанию большей части населения страны.

 

Карикатура помогает наглядно ответ на вопрос слайда диаграммы.

 

 

Ученикам демонстрируется слайд 2, который напоминает проблемный вопрос.

 

           Наглядность активизирует внимание мышление и память. Презентация «Отмена крепостного права» заставляет переключать внимание с одного элемента на другой, не утомляя учеников.

 

Joomla SEF URLs by Artio