Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Конспект урока

Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия 1941 года

Корогодина Евгения Алексеевна,
учитель истории и обществознания

 

Задачи урока:

-раскрыть последовательность основных событий начального этапа Великой Отечественной войны;

- выявить и проанализировать комплекс причин, повлиявших на военные поражения Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны;

- охарактеризовать трагическое начало Великой Отечественной войны;

- выяснить причины неудач Советской Армии в первые месяцы войны;

- привести примеры мужества и героизма советских воинов;

- проанализировать мероприятия, которые проводило советское руководство в первые недели войны;

 

План урока:

1.Причины ВОВ. Обострение отношений между СССР и Германией.

Планы и силы сторон.

2. Нападение Германии на СССР. Военные действия на границе.

3. Причины отступления Красной Армии. Мобилизационные усилия первых месяцев войны.

4.Битва за Москву и зимнее контрнаступление Красной Армии.

5. Складывание антигитлеровской коалиции. Вступление в войну США

Используемые дидактические материалы:

1. Карты:

- «План Барбаросса»

- «Военные действия на границе»

- «Боевые действия в июне 1941- начало 1942 года. Отступление Красной Армии»

-«Битва за Москву»

-«Разгром противника декабрь 1941 – апрель 1942 года».

2. Иллюстрации.

Фото:

- «Советские граждане слушают выступление Молотова»

-«Взорванный мост в Пскове после отступления Красной Армии»

-«Петрозаводск после отступления Красной Армии»

-фото У. Черчилля

-фото Ф. Рузвельта

- фото командующих операцией «Тайфун»: Германия- фон Бок, Клюге, Гудериан; СССР – Конев, Жуков, Буденный.

-«Советские граждане копают окопы»

Картины и плакаты:

- патриотические плакаты в поддержку Красной Армии

- танк Т-34

-«Катюша»

-«Парад 7 ноября 1941 года»

3. Аудиозаписи:

- К. Симонов «Жди меня»

- речь Молотова 22 июня 1941 года

4. Таблицы:

-соотношение сил сторон на 22 июня 1941 года

- соотношение сил на 30 сентября 1941 года

-соотношение сил на 2 декабря 1941 года

5.Итоги битвы за Москву в виде кратких тезисов.

6. Документ «Отрывок из Атлантической хартии».

 

Описание экспериментальной части урока.

 

План урока:

1.Причины ВОВ. Обострение отношений между СССР и Германией.

Планы и силы сторон.

2. Нападение Германии на СССР. Военные действия на границе.

3. Причины отступления Красной Армии. Мобилизационные усилия первых месяцев войны.

4.Битва за Москву и зимнее контрнаступление Красной Армии.

5. Складывание антигитлеровской коалиции. Вступление в войну США

 

Основные понятия: план «Барбаросса», план «Ост», операция «Тайфун».

Основные даты:

22 июня 1941 г. – нападение гитлеровской Германии и ее союзников (Финляндия, Румыния, Венгрия, Италия) на СССР, начало Великой Отечественной войны;

30 сентября – декабрь 1941 г.- битва за «Москву»;

2. Причины ВОВ. Обострение отношений между СССР и Германией.

Планы и силы сторон.

После неудачной попытки вывести Англию из войны, в октябре 1940 года Германия начинает натравливать Японию на США и готовить войну против СССР. В нашей прессе появляется критика Германии, активизируется английское посольство, вручаются Сталинские премии за антигерманскую пропаганду.

Гитлер приглашает В.М. Молотова осенью 1940 года в Берлин. Гитлер предложил поделить мир между собой. СССР в лице В.М. Молотова соглашается, но на своих условиях. СССР хотел Финляндию, Болгарию, Черноморские проливы, о. Сахалин. Гитлер решил, что И.В. Сталин таким образом подготавливается к войне против Германии. На самом деле И.В. Сталин хотел немного запугать Гитлера, но к войне не готовился. А вот Гитлер стал подтягивать к границе СССР свои войска. К лету 1941 года у нашей границы было сосредоточено 190 дивизий Германии и ее сателлитов.

СССР весной 1941 заключил несколько договоров. 5 апреля 1941 года договор о ненападении с Югославией. 13 апреля договор о ненападении с Японией.

Возвращаясь назад, нужно отметить следующее. 18 декабря 1940 года на столе Гитлера лежал план «Барбаросса» - план молниеносной войны (блицкриг) против СССР. Этот план предусматривал в течении 10-14 недель разгром частей РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) и выход на линию Архангельск-Астрахань. Дальнейшие наступательные операции германских войск вкупе с захватом Японией Дальнего Востока должны были покончить с СССР. Оккупировав европейскую часть Советского Союза, гитлеровцы намеревались разделить ее на рейхскомиссариаты Москва, Украина, Кавказ. Остланд (страны Прибалтики и Белоруссию) планировалось включить непосредственно в состав рейха. Еврейское и цыганское население подлежало уничтожению, славяне должны были стать рабской силой для немецких переселенцев. Это так называемый план Ост.

Немецкая армия была поделена на 3 группы:

1. Группа армий «Север» (командующий генерал фон Лейб). Включала в себя 29 дивизий. Задача этой группы состояла в том, чтобы разбить в южной части Прибалтики на левом берегу Двины русских и далее захватить Ленинград (линия Псков-Опочка-Луга) и выйти к южному берегу Ладожского озера.

2. Группа армий «Центр» (командующий генерал фон Бок). Включала в себя 41 дивизию. Задача – уничтожить Советские войска на белостокском выступе; разгром русских на левом берегу Березины, далее через Смоленск взять Москву.

3. Группа армий «Юг» (командующий генерал фон Рундштедт). Включала в себя 47 дивизий. Задачи – разбить русских на правом берегу Днепра, захватить Донбасс и выйти на Северный Кавказ к линии Маздок-Грозный.

Союзниками Германии являлись Венгерско-румынские войска и группировка в Норвегии. Против СССР Германия выставила 85% своих вооруженных сил (5 млн. 300 тыс. солдат и офицеров, 4400 танков, 4700 самолетов). У Германии было очень серьезное преимущество перед Советским Союзом – опыт ведения войны. К началу Великой Отечественной войны Германия воевала уже 2 года. К тому же у СССР было слишком много разнообразной техники – это недостаток.

Против Германии Советское командование разработало план Р-40. По этому плану СССР в течение 6-8 недель должен был разгромить немцев и перейти в контрнаступление, дальнейшие боевые действия должны были происходить на территории противника.

Советские войска были разделены на 5 округов:

1. Ленинградский военный округ (командующий генерал М.М. Попов). Включал в себя 18 дивизий. Задачи – прикрытие финского направления и взаимодействие с двумя флотами (Северный и Балтийский).

2. Прибалтийский военный округ (командующий генерал-полковник В.И. Кузнецов). Включал в себя 14 дивизий. Задачи – отражение нападения из Восточной Пруссии.

3. Западный военный округ (командующий генерал Д.Г. Павлов). Включал в себя 25 дивизий. Задачи – отражение вторжения с территорий Польши. Основная масса укреплений находилась на Белостокском выступе.

4. Киевский военный округ (командующий генерал-полковник М.П. Кирпонос). Включал в себя 29 дивизий. Задачи – отражение вторжения между Волынью и Луцком, и далее переход в наступление.

5. Одесский военный округ (командующий генерал И.В. Тюленев). Включал в себя 12 дивизий. Задачи – прикрытие фланга Киевского военного округа и взаимодействие с Черноморским флотом (командующий Ф.С. Октябрьский).

Против Германии СССР выставил 5 млн. 500 тыс. солдат и офицеров, 7800 танков, 10900 самолетов.

1. Нападение Германии на СССР. Военные действия на границе.

В 00.10 22 июня 1941 года нашему командованию поступил приказ о повышенной боевой готовности, но основная часть войск не успела получить приказ.

В 3.20 немецкие самолеты стали подниматься в воздух.

В 3.40 были сброшены первые немецкие бомбы на советскую территорию.

22 июня в 4 часа 15 минут по Брестской крепости немцами был открыт артиллерийский огонь, заставший гарнизон (около 8 тысяч человек) врасплох.

По плану немцев Брестская крепость должна была пасть в течение не более восьми часов. Но Восточный форт еще долго оставался основным очагом сопротивления на Северном острове. 27 июня там оборонялось около 400 бойцов.

29-30 июня был предпринят непрерывный двухдневный штурм крепости, в результате которого немцам удалось овладеть Восточным фортом.

Группа из 12 человек продолжала упорно обороняться, и была разгромлена только в конце июля. По показаниям свидетелей, стрельба слышалась из крепости до начала августа.

.

2. Причины отступления Красной Армии. Мобилизационные усилия первых месяцев войны.

За первый день войны Советский Союз потерял 1200 самолетов. Это позволило немцам захватить господство в воздухе. Обладая большим преимуществом на направлениях главных ударов, вермахт своими моторизированными соединениями рассекал оборону Красной Армии. Войска пограничных округов, неся огромные потери, были вынуждены отступать. Соединения РККА, подходившие из глубины страны и не имевшие артиллерийской и авиационной поддержки, гибли в неравных сражениях.

Несмотря на успехи, немцы не смогли достигнуть запланированных темпов продвижения на восток. На уничтожение гарнизонов пограничных застав они отводили 15-20 минут, но многие заставы держались часами, сутками, сковывая живую силу и технику врага. И все же Красной Армии приходилось отступать. К осени 1941 года гитлеровцы продвинулись далеко на восток, оккупировав значительную часть Европейской территории СССР.

Советское руководство предприняло энергичные усилия по организации отпора врагу. Оправившись от шока, который они испытали в самом начале войны, И.В. Сталин сосредоточил в своих руках пять высших руководящих постов (включая должности Верховного главнокомандующего и председателя Государственного комитет обороны). Его жесткость и диктаторская требовательность позволили частично преодолеть панические настроения первых недель войны.

Вместе с тем ошибочные приказы И.В. Сталина, которых никто не мог оспорить, порою становились причиной катастрофических неудач. Примером может служить его категорический отказ удовлетворить просьбу отвести войска Юго-Западного фронта от Киева, обернувшийся окружением 650 тыс. человек.

При этом среди командования культивировалась паническая боязнь действовать без указаний свыше, что сковывало инициативу. По приказу И.В. Сталина все попавшие в плен красноармейцы и командиры огульно объявлялись изменниками Родины. Согласно приказу Ставки Верховного главнокомандования их семьи подлежали аресту. Эти меры отрицательным образом сказывались на моральном состоянии бойцов Красной Армии.

Мобилизация мужчин призывных возрастов и запись добровольцев позволили сформировать и направить на фронт с начала войны по 1 декабря 1941 года 291 дивизию и 94 бригады. Однако недостаток подготовленных командных кадров, слабая оснащенность соединений техникой не позволили РККА достичь решительных успехов в ходе военных действий.

Деятельность Госплана, Совета по эвакуации, Комитета по учету и распределению трудовых ресурсов, руководивших работой тыла, содействовала постепенному наращиванию производства оружия, боеприпасов и военного снаряжения. Однако восполнить потерю людских, сырьевых и энергетических ресурсов из-за оккупации немцами значительной территории страны не удалось.

 

4.Битва за Москву и зимнее контрнаступление Красной Армии.

В сентябре 1941 года немецкое командование начинает разработку плана по захвату Москвы – операция «Тайфун». В этом плане была сосредоточена идея концентрированного удара – удар из нескольких сходящихся в одну.

Наши войска организовали под Москвой три фронта:

- северный – из войск западного фронта. Командующий генерал-полковник И.С. Конев.

- южный – из войск брянского фронта. Командующий генерал А.И. Еременко.

- в тылу – резервный фронт. Командующий С.М. Буденный.

Все эти фронты были плохо организованы, между фронтами плохая координация, связь.

30 сентября 1941 года начало операции «Тайфун» и начало битвы за Москву. Немцы одерживают победу на западном фронте и 14 октября 1941 года пал г. Калинин. После этого в Москве начинается паника. А уже 16 октября 1941 года мирное население покидает Москву, и двигаются в сторону востока. Москва объявлена на осадном положении. Начинается эвакуация советских учреждений в г. Куйбышев (Самара). Тело В.И. Ленина эвакуируют в Тюмень. Самого И.В. Сталина дважды пытались эвакуировать из Москвы, и дважды по непонятным причинам он возвращался с вокзала обратно.

На южном участке возникли сложности у немцев – очень много потеряно танков. А у Красной Армии появились две новинки, которые дали нам существенное преимущество. Это ракетный миномет БМ 13 («Катюша») и 11-я танковая бригада (танки Т-34).

К 15-16 октября немецкое наступление прекратилось. На центральном фронте в районе Вязьмы немцам удалось взять в окружение советские войска и уничтожить их. На этом был закончен первый этап операции «Тайфун».

23 октября 1941 года Гитлер дает понять, что нужно готовить второй этап операции.

С нашей стороны были вновь сформированы Западный фронт (командующий Г.К. Жуков). На этом этапе войны немаловажную роль сыграл Рихард Зорге – резидент СССР в Японии. Он передал в Москву сообщение о том, что в 1941 году Япония не собирается нападать на СССР. После этого сообщения было принято решение стянуть с дальнего востока войска к Москве.

6 ноября 1941 года происходит заседание в метро Маяковская. На этом заседании были признаны огромные потери и обозначены приблизительные прогнозы войны (предполагалось, что Советский Союз одержит победу к весне 1943 года). Речь И.В. Сталина была насыщена религиозными терминами и патриотической риторикой. Впервые был упомянут термин «Отечественная война». 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся парад, который длился всего 25 минут. После парад участники сразу отправлялись на фронт.

12 ноября температура воздуха впервые упала ниже нуля. В немецких танках начало замерзать топливо, чтобы разогреть его под танками разводили костры.

15 ноября 1941 года начинается вторая фаза операции «Тайфун». Немцы с новыми силами снова направляются к Москве. Дальше всего им удалось продвинуться на северном направлении. Немцы взяли города Клин (24 ноября), ж/д мост Москва-Волга (26 ноября). На южном участке развернулись бои за г. Тулу. Но взять город немцам не удалось. Основные бои проходили в районе Волоколамска. К 2 декабря 1941 года немецкие танки встали – из-за морозов они не могли продолжать наступательные операции.

5 декабря 1941 года начинается советское контрнаступление путем «выдавливания» обратно трех клиньев. Немецкие солдаты не обучены отступать – среди немецких солдат паника. Лишь спустя две недели немецкому командованию удалось навести порядок в армии.

18-19 декабря 1941 года фронт стабилизировался, немцы были отброшены от Москвы на 60-80 км. Немецкий план молниеносной войны был сорван. Каждый лишний день работал на Советский Союз.

3. Складывание антигитлеровской коалиции. Вступление в войну США.

Вечером 22 июня 1941 года Уинстон Черчилль заявил по английскому радио о том, что Германия враг Англии, необходимо оказать поддержку Советскому Союзу. В своем выступлении У. Черчилль также просил другие страны также прийти на помощь СССР. Уже 12 июля 1941 года Энтони Иден, министр иностранных дел Великобритании, прибыл в СССР, для подписания договора о помощи.

23 июля 1941 года специальный представитель президента США Ф. Рузвельта Гарри Гопкинс заявил, что СССР скорее всего не проиграет. 22 августа 1941 года специальная армия США прибыла в Советский Союз. Во главе делегации Уильям Бивебрук (Великобритания), Гайман (США). Они заявили, что на их помощь СССР, распространяется закон о ленд-лизе. То есть оставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате. Переданное в рамках ленд-лиза имущество, оставшееся после окончания войны и пригодное для гражданских целей, будет оплачено полностью или частично на основе предоставленных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов, по довоенным ценам. На совещании решался вопрос о том, каким путем перевозить помощь для СССР. Было предложено несколько вариантов, но остановились на идее полярных конвоев. Путь должен был проходить по Северному и Белому морям через Мурманск и Архангельск.

14 октября 1941 года от берегов Исландии отправился первый полярный конвой в Мурманск (PQ-1). За всю историю полярных конвоев были и успешные, и неудачные. Помощь, которую оказали конвои для СССР, огромна.

8 сентября 1941 года у берегов Канады произошла встреча У. Черчилля и Ф. Рузвельта. На этой встрече они подписали Атлантическую Хартию, по которой обязывались вести войну до победного конца; страны захваченные Гитлером, после войны смогут сами выбирать свой путь развития; после войны будет создана организация для поддержания мира, состоящая из стран-победительниц (будущая организация ООН).

За три последующих месяца Атлантическую Хартию подписали еще 24 государства. Непосредственное вступление США в войну способствовало завершению создания антигитлеровской коалиции. 1 января 1942 года 26 государств ( большинство из которых наряду с СССР и его союзниками составляли британские доминионы и страны Латинской Америки) подписали Декларацию Объединенных Наций. Их совокупная экономическая и военная мощь значительно превосходила силы Германии и ее сателлитов.

 

1.Причины ВОВ. Обострение отношений между СССР и Германией.

Планы и силы сторон.

Для активизации деятельности учащихся учителю предлагается включить для прослушивания запись стихотворения К. Симонова «Жди меня» в авторском исполнении.

В этом пункте плана целесообразно вывести на экран таблицу «Соотношение сил сторон». Ученикам необходимо сделать вывод, о том у какой стороны перевес в количественном соотношении. Ученикам предлагается подумать какие сильные стороны в предстоящей Великой Отечественной войне могли быть у Германии.

2. Нападение Германии на СССР. Военные действия на границе.

 

В этом пункте плана учителю необходимо вывести на экран фото «Советские граждане слушают выступление Молотова 22 июня 1941 года» и включить аудиозапись речи Молотова. Ученикам предлагается в ходе прослушивания записать, какие города первыми стали жертвой немецких фашистов.

Учитель выводит на экран карту «План Барбаросса». Для лучшего и более глубокого понимания материала учащимся предлагается ответить на вопросы на основании карты:

- Определите, куда приходились основные удары по плану Барбаросса. Как Вы думаете, почему удары приходились именно на эти территории Советского Союза?

-Определите, где находилась граница СССР на 22 июня 1941 года. Где проходила линия фронта немецких войск в 1941- 1942 годах?

- Определите, на чьей стороне была стратегическая инициатива в 1941 году?

Далее учителю предлагается вывести на экран карту «Боевые действия на границе». Ученикам для активации учебной деятельности предлагается ответить на вопросы на основании карты:

- Назовите города, на которые приходились удары противника в первый месяц Великой Отечественной войны; города, которые пострадали в период с 10 июля по 30 сентября 1941 года.

- Изменилось ли направление ударов после 10 июля 1941 года? Свой ответ аргументируйте.

- Проследите, как изменилась линия фронта в период с 22 июня по 30 сентября 1941 года. О чем свидетельствует данное изменение?

-Назовите места, где советские войска были взяты во вражеское кольцо. Как Вы думаете, какую роль это сыграло для Советского Союза? Для Германии?

 

3. Причины отступления Красной Армии. Мобилизационные усилия первых месяцев войны.

В этом пункте плана учителю предлагается вывести на экран карту «Боевые действия в июне 1941- начало 1942 года. Отступление Красной Армии». Учащимся для активизации учебной деятельности предлагается ответить на вопросы на основании карты (синие стрелки - немецкое наступление, красные – советское).

- Как Вы думаете, с чем было связано отступление Красной Армии в первые месяцы войны?

- Определите, как изменилась граница фронта к началу 1942 года.

Во время рассказа об отступлении Красной Армии учителю необходимо вывести на экран фото «Взорванный мост в Пскове после отступления Красной Армии», «Петрозаводск после отступления Красной Армии».

4.Битва за Москву и зимнее контрнаступление Красной Армии.

В данном пункте плана учителю предлагается перейти к презентации «Битва за Москву».

В начале рассказа учителю необходимо вывести на экран слайд с портретами немецких главнокомандующих в операции «Тайфун» и советских главнокомандующих противостоящих этой операции.

Далее на экран выводится таблица «Соотношение сил на 30 сентября 1941 года». Учащимся предлагается сделать вывод о том, какая страна обладала преимуществом, как в численности армии, так и по числу техники.

Перед тем как начать рассказ о битве за Москву необходимо выделить этапы этой битвы, для лучшего запоминания путем воздействия на образное восприятие нужно вывести этапы на экран.

Для того, чтобы ученики лучше понимали патриотизм и героизм нашего народа необходимо вывести на экран фото «Советские граждане копают окопы» и патриотические плакаты, которые выпускались в поддержку Красной Армии.

Далее на экран выводится карта «Битва за Москву». Учащимся предлагается ответить на вопросы на основании карты:

- Определите, какие города в округе Москвы удалось захватить противнику.

- Определите, куда приходились контрудары Советских войск?

Учителю предлагается в этом пункте плана вывести на экран иллюстрации одних из главнейших «героев» войны – танка Т-34 и «Катюша».

При рассказе о параде 7 ноября 1941 года учителю предлагается показать ученикам фрагмент этого парада. Ученикам для активации учебной деятельности предлагается ответить на вопрос: Можете ли Вы после просмотра этой кинохроники определить настроение солдат и офицеров? Как Вы думаете, какое значение имел этот парад?

Следующий слайд, который выводит на экран учитель, отображает таблицу состояния сил сторон на 2 декабря 1941 года. Ученикам предлагается вспомнить состояние сил сторон на 30 сентября 1941 года. Ученики должны сделать вывод о том, как изменилось количественное соотношение сил сторон и с чем это могло быть связано.

 

Далее выводится карта «Разгром противника декабрь 1941 – апрель 1942 года». Учащимся предлагается ответить на вопросы:

- Определите, куда Красной Армии удалось отбросить противника? Какое стратегическое значение это имело для Советского Союза?

-Как изменилась линия фронта на протяжении периода с сентября 1941 по апрель 1942 года?

По завершении рассказа о битве за Москву учитель на экран выводит вывод о значении этой победы.

5 Складывание антигитлеровской коалиции. Вступление в войну США.

При рассказе о складывании антигитлеровской коалиции учителю предлагается вывести на экран портреты У. Черчилля и Ф. Рузвельта. Это необходимо для того, чтобы лучше закрепить у учеников материал и развивать образное восприятие, образную память.

В конце рассказа учителя в этом пункте плана учителю предлагается вывести на экран отрывок Из Атлантической Хартии 14 августа 1941 года. Учащимся для активации учебной деятельности предлагается ответить на вопросы по тексту:

Вопросы к документу:

1. Какие цели и принципы легли в основу Антигитлеровской коалиции? Определите их по тексту Атлантической Хартии.

2. Как представляли мировой порядок лидеры США и Великобритании после окончания Второй мировой войны?

3. Какие обязательства брала на себя страна, вступая в Антигитлеровскую коалицию?

4. И. В. Сталин навал Атлантическую Хартию «алгеброй», заявив при этом, что он предпочел бы «практическую арифметику». К сказанному он добавил, что у союзников должны быть общие цели, в противном случае, по его мнению, союз просто не состоится. Как вы думаете, что имел в виду Сталин под «практической арифметикой»?

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio