Методическая разработка. Викторина

Из жизни древних славян

 

 

Цель:

развитие интереса к историческому прошлому России, обычаям и традициям славян.

 

Задачи:

·         углубить знания об обычаях, традициях, хозяйственной жизни, культуре и религии древних славян.

·         реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению;

·         создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учащихся в нестандартных игровых ситуациях.

 

Планируемые  результаты:

 

Предметные

 

знать занятия восточных славян и их верования

Метапредметные

 

познавательные УУД:

пониматьинформацию, представленную в разных формах (текст, таблица);

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем; формулировать выводы из изученного материала.

коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

регулятивные УУД:

понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки занятия;

планировать собственную  учебную деятельность;  осуществлять самопроверку и оценку своих достижений;

быстро реагировать на изменения учебной обстановки и заданий.

Личностные

 

Проявлять мотивациюк изучению нового учебного материала;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

уважать  и испытывать чувство гордости за достижения предков.

 

Предварительная работа:формируется 5 команд от третьих классов по 6 человек.Каждая команда участница должна выбрать для себя название (одно из восточнославянских племён) и придумать приветствие.

 

 

 

 

 

ХОД  ВИКТОРИНЫ:

 

 

Ведущий 1:

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
(Н. Кончаловская)

 

Ведущий 2:

Не за тридевять земель
Куда нам не долететь,
А на русской стороне,
В средней нашей полосе, 
Предки наши мирно жили,
Мирно жили, не тужили.

 

Учитель:

Наша викторина посвящена представлениям древних славян о родной природе и знаниям о наших далёких предках. Мы будем говорить о плодах земли русской, о травах, птицах, животных и о многом другом.

 

А сейчас давайте проведём жеребьёвку (капитаны вытягивают жребии).

 

Визитная карточка. Команды представляются (название, речёвка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРС 1

БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

 

Ведущий:Как на море-океане, на острове Буяне стоит древо вековое, а листочки на нём золочёные, его ветви оплели небо синее с красным солнышком да ясным месяцем. А у древа того корни крепкие, держат корни те Землю-матушку. Это дерево не подломится, никогда оно не преломится. Стерегут его духи древние.

 

 

вопрос

ответ

баллы

1

А один из них судьбы ведает, и людские судьбы, и божии.

 

Божество судьбы - Род

 

2

А другой из них освещает мир, выезжает он на лихом коне в небеса чистые лазоревые, ему девицы две улыбаются, а те девицы хороши весьма, и стоят они по краям земли, на востоке её да на западе.

 

бог света - Сварог

 

3

Третий древний дух грозен был и силён, в руках палицы преогромные, как ударит ими в тучу чёрную, загремит вокруг, загудит земля, полыхнёт с небес алым пламенем.

 

бог грома Перун,

 

4

Есть четвёртый дух, тот хитёр, богат, обернётся он добрым молодцем, примет облик он зверя лютого, превратится в змея чёрного, и ему купцы поклоняются.

 

бог богатства - Велес

 

5

Пятый дух распрострёт крыла, и поднимет вмиг волны вольные, поплывут вперёд струги лёгкие

 

бог ветра - Стрибог

 

6

И средь духов тех души умерших, помогают они при рождении,  человека вводят в  этот мир, охраняют его на земном пути.

 

духи умерших - рожаницы,

 

 

7

Ходит с духами молода жена, куда ступит ногой, там цветы цветут, помогает она девам пряжу прясть, и для той жены в дар кладут кудель.

 

молода жена - Мокошь

 

Как тех духов звать, как их величать – вы о том сами думайте, в помощь вам даны тут подсказочки: Велес, Перун, Макошь, Сварог, рожаницы, зоряницы, Стрибог, Род. 

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРС 2

ПТИЦА - НЕБЫЛИЦА

 

Ведущий: Жар-птица- воплощение лучезарного бога солнце! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом прекрасной птицы была природа, окружавшая человека. Этот конкурс мы посвящаем разгадыванию поэтических образов птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Нам предстоит угадать их в мифологических описаниях славян.

Команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ-балл. На размышление даётся 30 секунд. Если ни одна из команд не может дать правильного ответа, к игре приглашаются болельщики, которые также могут заработать бал за правильный ответ.

 

вопрос

ответ

баллы

1

Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

 

Кукушка

 

2

 Эта птица жила до трёхсот лет и единственная из всех могла приносить живую и мёртвую воду.

 

Ворон

 

3

В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Её изображение и сейчас встречается на крышах домов.

 

Петух

 

4

Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла её сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц

 

Сова

 

5

С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появился на земле в облике этой птицы.

 

Орёл

 

 

Жюри подводит итоги 1 конкурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРС 3

ЧУДО – ЗВЕРЬ

 

Ведущий: Не менее богат и разнообразен в славянских преданиях мир зверей. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик-зверь. Много у него было поданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы конкурса «Чудо-зверь». Команды отвечают по очереди, и за каждый правильный ответ в их активе появляются очки, как в предыдущем конкурсе.

 

вопрос

ответ

баллы

1

По народным поверьям, он олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделён мудростью и действовал во многих русских сказках.

 

Волк

 

2

По преданиям, это человек, превращённый злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападёт, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов- Велес.

 

Медведь

 

3

Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц

 

Кот, кошка

 

4

Об этом своём верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор- его лютый враг.

 

Пес, собака

 

5

5.В древние времена, когда обожествлялись силы природы, тёмная сила выезжала на этом животном чёрного цвета, а боги света и тепла ездили на таком животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека».

 

Конь

 

 

Жюри подводит итоги 2 конкурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРС 4

СЛАВЯНСКИЙ МЕСЯЦ

Ведущий:Славяне , как и многие другие народы, ещё в глубокой древности научились измерять время и выработали свою систему счёта. У них был календарный год, который делился на месяцы, и у каждого месяца было своё поэтическое название, часто даже не одно. Наш очередной конкурс будет посвящён знанию древнерусского календаря. Конкурс будет проходить так: я называю месяц так, как его называли наши предки, а вы называете месяц по григорианскому календарю, т.е. так, как мы привыкли.

 

вопрос

ответ

баллы

1

Просинец, зимец

Январь

 

2

Изок, липень

Июнь

 

3

Студень, волчий

Декабрь

 

4

Березозол, цветень

Апрель

 

5

Хмурень, ревун

Сентябрь

 

6

Протальник, свистун

Март

 

7

Полузимник, грудень

Ноябрь

 

8

Снежень, лютый

Февраль

 

9

Травень, росенник

Май

 

10

 Грязник, листопадник

Октябрь

 

11

Серпень, зорничник

Август

 

12

Страдник, волчий

Июль

 

 

Жюри подводит итоги 3 конкурса

 

 

 

КОНКУРС 5

ТОЛМАЧИ ИЛИ ЗНАТОКИ СТАРИННЫХ СЛОВ

 

Ведущий:Я буду называть слово, а вы должны дать его определение, то есть объяснить значение слова.

 

вопрос

ответ

баллы

1

Тризна-

пир в память умершего

 

2

Чело-

лоб

 

3

Сеча-

битва с врагом

 

4

Недуг-

болезнь

 

5

Волхв-

служитель богов, языческий жрец

 

 

Жюри подводит итоги 4 конкурса .

 

 

 

 

 

КОНКУРС 6

КОНКУРС КАПИТАНОВ

 

Ведущий:Сейчас от каждой команды потребуются капитаны. Каждому капитану --вопрос, если затрудняется ответить,то вопрос переходит к другому капитану.

 

вопрос

ответ

баллы

1

Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии?

 

Перун

 

2

Назовите столицу былинной Руси.

Стольный Киев град

 

3

.Кто из славянских богов отвечал за дождь?

 

Дажь-бог

 

4

Кто входил в богатырскую заставу?

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

 

5

Сколько времени длится богатырский сон?

Три дня и три ночи

 

 

 

 

Учитель: На этом мы заканчиваем нашу викторину. Уважаемое жюри подводит итоги шести конкурсов.

Наш век пройдёт. Откроются архивы, 
И всё, что было скрыто до сих пор, 
Все тайные истории извивы 
Покажут миру славу и позор. 

Богов иных тогда померкнут лики, 
И обнажится всякая беда, 
Но то, что было истинно великим, 
Останется великим навсегда.

 

Н. Тихонов

 

Награждаются команды.ВИКТОРИНА

 

«ИЗ ЖИЗНИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН»

 

(заключительная  часть проекта)

 

Цель:

развитие интереса к историческому прошлому России, обычаям и традициям славян.

 

Задачи:

·         углубить знания об обычаях, традициях, хозяйственной жизни, культуре и религии древних славян.

·         реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к обучению;

·         создание благоприятных условий для выявления знаний и умений учащихся в нестандартных игровых ситуациях.

 

Планируемые  результаты:

 

Предметные

 

знать занятия восточных славян и их верования

Метапредметные

 

познавательные УУД:

пониматьинформацию, представленную в разных формах (текст, таблица);

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем; формулировать выводы из изученного материала.

коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

регулятивные УУД:

понимать, самостоятельно формулировать и сохранять целевые установки занятия;

планировать собственную  учебную деятельность;  осуществлять самопроверку и оценку своих достижений;

быстро реагировать на изменения учебной обстановки и заданий.

Личностные

 

Проявлять мотивациюк изучению нового учебного материала;

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

уважать  и испытывать чувство гордости за достижения предков.

 

Предварительная работа:формируется 5 команд от третьих классов по 6 человек.Каждая команда участница должна выбрать для себя название (одно из восточнославянских племён) и придумать приветствие.

 

 

 

 

 

ХОД  ВИКТОРИНЫ:

 

 

Ведущий 1:

Слава нашей стороне!
Слава нашей старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
(Н. Кончаловская)

 

Ведущий 2:

Не за тридевять земель
Куда нам не долететь,
А на русской стороне,
В средней нашей полосе, 
Предки наши мирно жили,
Мирно жили, не тужили.

 

Учитель:

Наша викторина посвящена представлениям древних славян о родной природе и знаниям о наших далёких предках. Мы будем говорить о плодах земли русской, о травах, птицах, животных и о многом другом.

 

А сейчас давайте проведём жеребьёвку (капитаны вытягивают жребии).

 

Визитная карточка. Команды представляются (название, речёвка).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРС 1

БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

 

Ведущий:Как на море-океане, на острове Буяне стоит древо вековое, а листочки на нём золочёные, его ветви оплели небо синее с красным солнышком да ясным месяцем. А у древа того корни крепкие, держат корни те Землю-матушку. Это дерево не подломится, никогда оно не преломится. Стерегут его духи древние.

 

 

вопрос

ответ

баллы

1

А один из них судьбы ведает, и людские судьбы, и божии.

 

Божество судьбы - Род

 

2

А другой из них освещает мир, выезжает он на лихом коне в небеса чистые лазоревые, ему девицы две улыбаются, а те девицы хороши весьма, и стоят они по краям земли, на востоке её да на западе.

 

бог света - Сварог

 

3

Третий древний дух грозен был и силён, в руках палицы преогромные, как ударит ими в тучу чёрную, загремит вокруг, загудит земля, полыхнёт с небес алым пламенем.

 

бог грома Перун,

 

4

Есть четвёртый дух, тот хитёр, богат, обернётся он добрым молодцем, примет облик он зверя лютого, превратится в змея чёрного, и ему купцы поклоняются.

 

бог богатства - Велес

 

5

Пятый дух распрострёт крыла, и поднимет вмиг волны вольные, поплывут вперёд струги лёгкие

 

бог ветра - Стрибог

 

6

И средь духов тех души умерших, помогают они при рождении,  человека вводят в  этот мир, охраняют его на земном пути.

 

духи умерших - рожаницы,

 

 

7

Ходит с духами молода жена, куда ступит ногой, там цветы цветут, помогает она девам пряжу прясть, и для той жены в дар кладут кудель.

 

молода жена - Мокошь

 

Как тех духов звать, как их величать – вы о том сами думайте, в помощь вам даны тут подсказочки: Велес, Перун, Макошь, Сварог, рожаницы, зоряницы, Стрибог, Род. 

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРС 2

ПТИЦА - НЕБЫЛИЦА

 

Ведущий: Жар-птица- воплощение лучезарного бога солнце! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом прекрасной птицы была природа, окружавшая человека. Этот конкурс мы посвящаем разгадыванию поэтических образов птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Нам предстоит угадать их в мифологических описаниях славян.

Команды отвечают по очереди. За каждый правильный ответ-балл. На размышление даётся 30 секунд. Если ни одна из команд не может дать правильного ответа, к игре приглашаются болельщики, которые также могут заработать бал за правильный ответ.

 

вопрос

ответ

баллы

1

Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

 

Кукушка

 

2

 Эта птица жила до трёхсот лет и единственная из всех могла приносить живую и мёртвую воду.

 

Ворон

 

3

В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Её изображение и сейчас встречается на крышах домов.

 

Петух

 

4

Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла её сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц

 

Сова

 

5

С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появился на земле в облике этой птицы.

 

Орёл

 

 

Жюри подводит итоги 1 конкурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРС 3

ЧУДО – ЗВЕРЬ

 

Ведущий: Не менее богат и разнообразен в славянских преданиях мир зверей. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик-зверь. Много у него было поданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы конкурса «Чудо-зверь». Команды отвечают по очереди, и за каждый правильный ответ в их активе появляются очки, как в предыдущем конкурсе.

 

вопрос

ответ

баллы

1

По народным поверьям, он олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделён мудростью и действовал во многих русских сказках.

 

Волк

 

2

По преданиям, это человек, превращённый злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападёт, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов- Велес.

 

Медведь

 

3

Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц

 

Кот, кошка

 

4

Об этом своём верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор- его лютый враг.

 

Пес, собака

 

5

5.В древние времена, когда обожествлялись силы природы, тёмная сила выезжала на этом животном чёрного цвета, а боги света и тепла ездили на таком животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека».

 

Конь

 

 

Жюри подводит итоги 2 конкурса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНКУРС 4

СЛАВЯНСКИЙ МЕСЯЦ

Ведущий:Славяне , как и многие другие народы, ещё в глубокой древности научились измерять время и выработали свою систему счёта. У них был календарный год, который делился на месяцы, и у каждого месяца было своё поэтическое название, часто даже не одно. Наш очередной конкурс будет посвящён знанию древнерусского календаря. Конкурс будет проходить так: я называю месяц так, как его называли наши предки, а вы называете месяц по григорианскому календарю, т.е. так, как мы привыкли.

 

вопрос

ответ

баллы

1

Просинец, зимец

Январь

 

2

Изок, липень

Июнь

 

3

Студень, волчий

Декабрь

 

4

Березозол, цветень

Апрель

 

5

Хмурень, ревун

Сентябрь

 

6

Протальник, свистун

Март

 

7

Полузимник, грудень

Ноябрь

 

8

Снежень, лютый

Февраль

 

9

Травень, росенник

Май

 

10

 Грязник, листопадник

Октябрь

 

11

Серпень, зорничник

Август

 

12

Страдник, волчий

Июль

 

 

Жюри подводит итоги 3 конкурса

 

 

 

КОНКУРС 5

ТОЛМАЧИ ИЛИ ЗНАТОКИ СТАРИННЫХ СЛОВ

 

Ведущий:Я буду называть слово, а вы должны дать его определение, то есть объяснить значение слова.

 

вопрос

ответ

баллы

1

Тризна-

пир в память умершего

 

2

Чело-

лоб

 

3

Сеча-

битва с врагом

 

4

Недуг-

болезнь

 

5

Волхв-

служитель богов, языческий жрец

 

 

Жюри подводит итоги 4 конкурса .

 

 

 

 

 

КОНКУРС 6

КОНКУРС КАПИТАНОВ

 

Ведущий:Сейчас от каждой команды потребуются капитаны. Каждому капитану --вопрос, если затрудняется ответить,то вопрос переходит к другому капитану.

 

вопрос

ответ

баллы

1

Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии?

 

Перун

 

2

Назовите столицу былинной Руси.

Стольный Киев град

 

3

.Кто из славянских богов отвечал за дождь?

 

Дажь-бог

 

4

Кто входил в богатырскую заставу?

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович

 

5

Сколько времени длится богатырский сон?

Три дня и три ночи

 

 

 

 

Учитель: На этом мы заканчиваем нашу викторину. Уважаемое жюри подводит итоги шести конкурсов.

Наш век пройдёт. Откроются архивы, 
И всё, что было скрыто до сих пор, 
Все тайные истории извивы 
Покажут миру славу и позор. 

Богов иных тогда померкнут лики, 
И обнажится всякая беда, 
Но то, что было истинно великим, 
Останется великим навсегда.

 

Н. Тихонов

 

Награждаются команды.

Joomla SEF URLs by Artio