Edocs warning: syntax is wrong. - You missed the "path" parameter
Please read the documentation.

files/epokha_prosvezheniya_part1.pdf

{edocs}epokha_prosvezheniya_part1.pdf,800,600,link{/edocs} 

 

История нового времени. Эпоха Просвещения

(7 класс)

 

Михидо Вероника Игоревна,

учитель ГБОУ Гимназия 52 г.Санкт-Петербурга

 

 

Урок    « Эпоха Просвещения. Великие просветители Европы.»

 

Цели урока: сформировать представление о Просвещении как идеологическом течении 18 века, основанном на убеждении в решающей роли человеческого разума, гуманистических ценностях и  культурном наследии  эпохи Просвещения в истории.

Задачи:

1. познакомить учащихся с идеями философов-просветителей.

2. подвести к выводу о преемственности гуманистических идей эпохи Возрождения и Просвещения.

3. показать влияние идей Просвещения на мировоззрение людей Нового времени, дальнейшие события истории Нового времени

4. показать, что идеи просветителей стали основой для научно-технического прогресса, демократизации политической жизни стран мира, модернизации и зарождения нового индустриального общества, расширения политических прав и свобод

5.  познакомить учащихся с богатым культурным наследием Эпохи Просвещения, показать, какое отражение нашли идеи просветителей в изобразительном искусстве, литературе, музыке Западной Европы 18 века.

План урока:

1. Опрос: эпоха Возрождения и её идеалы. Преемственность во взглядах гуманистов и просветителей.

2 Смысл понятия «просвещение». 

2. Великие просветители Европы и их идеи.

- Джон Локк

- Монтескье и теория разделения властей

- Вольтер

- Жан Жак Руссо

- Дени Дидро и энциклопедисты

3. Вывод. Влияние идей просветителей на общественное сознание.

Ход урока:

Слайд 1.  Задание  классу:

Прочитайте цитаты. Какая общая мысль их объединяет? Когда  они могли быть сказаны? Как одним словом можно назвать  мыслителей этой эпохи?

Предполагаемый ответ:

Могли быть сказаны в эпоху Возрождения. Мыслители – гуманисты. В цитатах идея о величии и ценности человека.

Слайд 2. Вопрос: Вспомните, что такое гуманизм.

После ответа учащихся учитель говорит о том, что идеи гуманистов были очень популярны и в 18 веке у философов эпохи Просвещения.

Сегодня на уроке речь пойдёт об эпохе Просвещения и о великих просветителях Европы.

 

Слайд 3.

Эпоха Просвещения – век разума.

Вопрос классу:

Как вы думаете, с чем связано такое название?

Предполагаемый ответ:

Просвещать – образовывать, значит, просветители распространяли знания, образовывали.

Учитель: 

Просвещение – это историческая эпоха в развитии европейской культуры и мощное идейное течение, основанное на убеждении в решающей роли человеческого разума. Просветители – этот выдающиеся мыслители, писатели, учёные, все те, кто способствовал распространению знаний, научных достижений.

Познакомимся с именами великих просветителей и их идеями.

Задание классу: По ходу объяснения учителя заполняем таблицу «Мыслители Эпохи Просвещения» в рабочей тетради : Мыслители Просвещения ,их идеи.

Слайд 4. Джон Локк.

 Главная заслуга этого английского мыслителя 17 века в создании учения о естественных правах человека: праве на жизнь, свободу, собственность. Учёный был уверен, что все люди от природы равны. Он был также педагогом и придавал большое значение образованию и воспитанию человека и гражданина. Интересно, что впервые Локк высказал идею о необходимости разделения властей.

Познакомимся с текстом Локка о разделении властей.  Работа с текстом.

Вопросы:

1.Какие виды власти должны по мнению Локка существовать в государстве.

2.Почему необходимо разделение полномочий этих властей?

3.Чьи интересы выражало учение Локка?

Развил учение Локка французский философ Монтескье.

Слайд 5. Шарль Монтескье.

Французский просветитель, выходец из дворянской семьи, 10 лет был президентом парламента в городе Бордо, посетил многие европейские страны, но особенный интерес проявил к Великобритании и её политическому устройству. Свои политические взгляды мыслитель изложил в книге о духе законов. Центральное место в его труде занимала идея свободы: «Свобода – есть право делать всё, что дозволено законом». Он также говорил, что свобода личности возможна в обществе, где нет злоупотребления властью. Развил учение Локка о разделении властей, указывал, что 3 ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) должны быть разделены. Законодательная власть должна принадлежать народу, выбирающему парламент, где представлены различные слои населения, исполнительная – монарху, назначающему правительство, а судебная – независимым судьям.

Вопрос:

Какую политическую форму правления Монтескье считал идеальной?

Предполагаемый ответ:

Конституционную монархию, как в Англии.

«Он был больше, чем человек, он был веком». Такую высокую оценку дали современники французскому просветителю Вольтеру.

Слайд 6.  Вольтер.     Чем вызвана такая высокая оценка этого философа?

Работа с учебником, комментированное чтение стр. 187-188.

Вопросы классу:

Сторонником какой формы правления был Вольтер?

Что по его мнению означает «просвещенный монарх»?

Какого было отношение Вольтера к церкви? Почему?

Слайд 7. Жан Жак Руссо.

Французский философ-просветитель, родился в Женеве  в семье часовщика, рано лишился матери. В 13 лет отец отдал его в ученики к мастеру-ремесленнику, 3 года он был вынужден терпеть голод и побои, потом, чтобы выжить, ему приходилось браться за самую разную работу, поэтому тяжёлая жизнь простого народа была ему знакома не понаслышке.  Считал, что уравнение крайностей богатства и бедности может спасти общество от потрясений: «Не допускайте ни богачей, ни нищих».

Работа с учебником.

Вопрос:

Какие идеи высказывал Руссо?

Какую форму правления считал наилучшей?

Какое государство, по его мнению, является справедливым?

Как вы думаете, возможно ли в реальной жизни уравнение богатых и бедных? Идея всеобщего равенства по сути утопична. Утопия – нечто вымышленное, нереальное. Однако идея свободы, равенства и братства станет лозунгом французской революции.

Слайд 8.   Денни  Дидро и энциклопедисты.

 В 1751 году во Франции вышли первые 2 тома «Энциклопедии наук, искусств и ремёсел». Авторами энциклопедии выступили философы  Денни Дидро и Жан Даламбер. Целью энциклопедии было собрать и систематизировать разнообразные знания с целью просвещения народа. Энциклопедия состояла из 35 томов, в работе над ней участвовали более 200 авторов, а первые два тома были осуждены королевским указом по настоянию иезуитов.

Вопрос : Почему иезуиты были против энциклопедии.

Задание :Познакомимся с некоторыми из статей ( стр.193 учебника статьи «Крестьянин» «Барщина» и «Бережливость»).

Выводы ,какие идеи высказывали энциклопедисты :

Энциклопедисты говорили о бедственном положении крестьян, о том, что барщина – это зло, а также выступали против богатства церкви и за бережливость.

Таким образом ,энциклопедисты пропагандировали новые политические идеи, идеи просветителей.

Слайд 9.

Подводя итог и, познакомившись с основными идеями просветителей 18 века,  давайте вместе выполним задание:

 Составьте схему «Идеальное, справедливое общество глазами просветителей». (Под стрелками обозначьте, на каких идеях просветителей строится такое общество).

Время выполнения задания 5 минут, проверка и обсуждение.

Идеи просветителей в дальнейшем найдут отражения в таких документахкак "Декларация прав человека и гражданина" во Франции и "Декларация независимости США"

На слайде 9 схема, предложенная учителем Итак, что у нас получилось? Справедливое общество и деальное государство по мысли просветителей, это государство, в котором : культ Разума, которое основано на идеях равенства, свободы,соблюдаются права человека, где государство охраняет свободу и интересы своих граждан, где демократическая форма правления или просвещенный монарх.

Домашнее задание:  Давайте представим, что вам предложили написать в энциклопедию статью. Напишите 2 статьи на букву П: просветители, Просвещение.

 

Литература:

1. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина, П.А.Баранов. Всеобщая история. Учебник 7 класс 

2. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина, П.А.Баранов. Всеобщая история. Рабочая тетрадь. 7 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio