Рыбакова Елена Викторовна

 

В последнее время в методической литературе при описании игр все чаще употребляется термин "ролевые". Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование ролевых игр на уроке иностранного языка.

-Известно что ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

-Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником.

-Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

-В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнение или опровергнуть его.

-Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т.к он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее.

-Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на вопросы (Почему?) - мотив и (Зачем?) - цель, т.к нужно что-то ссказать. Центром внимания становится содержание беседы.

-Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развити.ю таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма.  Учащиеся активно увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельность.

-Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; высиупаеи как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.

Ролевая игра- это не эпизодический прием, к которому время от времени прибегает преподаватель, а основная форма организации учебно - воспитательного процесса, охватывающая все этапы работы над учебным материалом: введение, тренировку в общении и практику в общении.

Существуют различные способы классификации ролей:

-Статусные роли, которые могут быть заданы от рождения или преобретены в течении жизни: роль гражданина определенного государства и т.д.

-Позиционные роли обычно кодированны правилами, определяющими некоторую позицию в обществе: профессиональная, семейная роли и т.д.

-Ситуативные роли, представленные в виде фиксированных стандартов поведения и деятельности, для проигрывания которых достаточно быть кратковременным участником ситуации общения: роль гостя, туриста, пешехода и др.

Сущевствуют различные формы проведения ролевых игр:

-презентация    -интервью   -заочное путешествие  -пресс-конференция  -круглый стол            -телемост  -экскурсия  -сказка  -репортаж  -клуб по интересам.

 

Итак ролевые игры имеют ряд преймуществ по сравнению с другими приемами обучения. 

1. Помимо развития навыков и умений использования иностранного языка как средства общения, формируется социально значимое ролевое поедение.

2. Учитель выступает часто партнером по общению, вследствие чего улучшаются его взоимоотношения с учашимися.

3. Благодоря решению какой - либо проблемы совместными усилиями всего класса, приобритается опыт творческой деятельности.

Поэтому использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio