Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая  разработка

Устное общение на уроке, средства и приёмы его организации

Воронова Ольга Георгиевна

Самое главное общение на уроке - общение, имитирующее реальное. Осуществляя данный тип общения, учащиеся воспроизводят готовые акты речи, т.е. они не выражают собственные мысли, а сообщают чужие. Поэтому рассматриваемый тип общения называется имитирующим. В учебном процессе   имитирующее   общение   необходимо,   поскольку   оно   готовит   к свободному общению, давая образцы наиболее распространенных коммуникативных выражений в речевых актах.

Имитирующее общение выполняет еще одну важную функцию: знакомит с социально-культурным аспектом коммуникации, т.е. с речевым и неречевым поведением носителей языка в определенных коммуникативных ситуациях. Учащиеся знакомятся также с языковыми средствами, закрепленными за определенными речевыми актами.

Таким образом, именно этот тип общения закладывает основы коммуникативной компетенции обучающихся. Таким образом цель данного типа общения:

1) приобретение опыта (формирование умений и навыков) повседневного общения

2) получение необходимых знаний, на основе которых усваиваются нормы

и культура поведения учащихся.

Участниками имитирующего общения являются ученики, которые исполняют роли персонажей воспроизводимого текста. Желательно, чтобы ученик не просто воспроизводил текст по памяти, а изображал своего персонажа. В этом случае он лучше усвоит особенности речевого и неречевого поведения носителя языка.

Это начальная стадия овладения общением.

Симулятивное,подражательное общение, дает возможность как бы включиться в естественную жизнь.

Это следующий этап в овладении общением после имитирующего.

Оно предназначено для воссоздания в учебных условиях актов реальной

коммуникации. Для  этого  создаются  ситуации,  подобные  реальным,   и обучаемые выступают в них в разных социальных ролях, изображая, как

правило, вымышленных персонажей. В числе принимаемых ими социальных

ролей могут быть такие, которые входят в их ролевой репертуар ( ученик, дочь, сын и пр. ) и такие, которые в него не входят ( бизнесмен, банкир, ученый, детектив и пр. ). Причем, это может быть как некая обобщенная роль без личностных  характеристик ( продавец - покупатель, врач - пациент, актер - зритель и пр. ).

Цель общения заключается в приобщении к жизни в условиях определенной

страны.

Экспериментальные  данные  и опыт преподавания  свидетельствуют, что

часто выступая не от своего лица, обучающийся чувствует себя более

свободно, раскованно. Это благоприятно сказывается на его активности, изобретательности, коммуникабельности.

Таким образом, характерными особенностями симулятивного общения являются создаваемая ситуация, чаще всего проблемная, подражающая естественной, и новые социальные роли обучающихся. В отличие от имитирующего общения, ученик сам организует своё речевое и неречевое поведение путём импровизации в соответствии с ситуацией и своим коммуникативным намерением.

Следующий вид общения - аутентичное общение.

В этом случае обучающийся высказывается от своего лица. Что касается преподавателя, то он берет на себя роль организатора общения, либо его

участника, но отказывается от своей традиционной роли руководителя и хозяина положения. Все участники общения равноправны, каждый может говорить о чем он хочет и что он считает нужным.

Данный тип выполняет   все   присущие   общению   функции,   является единственным из трех, в котором учащиеся решают реально значимые задачи и преследуют конкретные цели. Каждый выражает свое личное мнение, говорит о том, что его интересует, поэтому он всегда сообщает что-то новое своим партнерам.

Содержанием аутентичного общения может быть любая проблема реальной жизни. Например, обсуждение и принятие решения по какому-либо конкретному вопросу (посещение театра, организация вечера, приём иностранцев и пр.), дискуссии по морально-этическим, социальным, политическим и другим вопросам. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, друзьями, посещение страны посещаемого языка.

Таким образом, в процессе аутентичного общения разрешаются различные жизненные проблемы.

На уроках иностранного языка необходимо использовать все три типа общения.

 

Но именно аутентичное общение и симулятивное общение обеспечивают воссоздание в учебных условиях тех ситуаций и коммуникативных актов, которые актуальны для будущего иноязычного общения обучающихся.

Joomla SEF URLs by Artio