Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

Технология критического мышления и повышение качества обучения
чтению на уроках английского языка

Яковлева Мунира Сулеймановна,
у
читель английского языка
ГБОУ СОШ №127 Санкт-Петербурга

 

Критическое мышление – разумное рефлексивное мышление,

сфокусированное на решение того, во что верить и что делать.

Это поиск здравого смысла, это способность выдвигать

новые идеи, увидеть новые возможности.

Дж.А.Браус, Д.Вуд

Приоритетным направлением государственных образовательных стандартов второго поколения является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. 

Актуальной задачей становится создание условий для развития УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Языковое образование занимает важное место в жизни общества. Урок иностранного языка – неотъемлемая часть школьного образования. Учитель сегодня должен научить учащихся не только языковым навыкам, но и формировать у учащихся социально-значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать коммуникативность, креативность, динамизм. Как следствие у педагогов возникает ряд вопросов. Как организовать образовательный процесс, чтобы достичь хороших результатов по формированию УУД? Как повысить мотивацию к обучению? Как вовлечь учащихся в образовательный процесс? Как научить учиться? Какую технологию применить? Одной из инновационных технологий, позволяющих добиваться позитивных результатов, является технология развития критического мышления.

Приемы данной технологии очень  эффективны при обучении чтению. Чтение – один из основных видов речевой деятельности, являющееся и целью и средством обучения. С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям, знакомится с искусством, жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на формирование личности, при этом обогащается активный и пассивный запас учеников, формируются грамматические навыки. Чтение не может быть пассивным, несмотря на то, что относится к рецептивным видам речевой деятельности. Напротив, чтение немыслимо без встречной активной мыслительной деятельности. Активное чтение наиболее эффективно организовать в рамках технологии критического мышления.

Задача учителя заключается не столько в формировании у школьников навыка чтения, сколько в обеспечении возможностей для формирования  умений работать с информацией. Работая с детьми, мы видим, что часто они воспринимают прочитанное неточно и даже неверно. Многие ещё не могут находить информацию в тексте, заданную в явном и неявном виде. Им сложно высказывать свою точку зрения, определять тему и главную мысль текста. Поэтому проблему получения информации стоит поставить на первое место. От  умения работать с информацией  зависит дальнейшее успешное обучение ребенка. Применяя технологию развития критического мышления  при обучении чтению, я пришла к выводу, что такая технология обеспечивает формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

Триединая основа технологии (вызов – осмысление – рефлексия) задает последовательную структуру урока и определенное сочетание конкретных методических приемов.

Стадия вызова  актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; именно здесь определяются цели изучения материала. Для этого используются различные приемы и стратегии, например, «Мозговой штурм», «Кластер», «Загадка», «Прогнозирование», «Оживи картинку», «Интеллектуальная разминка» и др.

Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Информация выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется в группах. После того, как учащиеся составили ассоциограмму или кластер, можно предложить им составить предложения по данной теме. Учащиеся составляют предложения по теме, обмениваются информацией, работают в группах.

Вторая стадия-осмысление нового материала. Здесь происходит основная содержательная работа с текстом. На данном этапе обучения в процессе работы с новой информацией учащимся предлагается использовать такие приемы, как маркировка текста символами: ”v”-знаю, ”+”-новая информация, ”-“-что я узнал, не совпадает с тем, что я знал,”?”-недостаточная информация, «Зигзаг», «Чтение с остановками», «Письмо по кругу», «Дерево предсказаний».

Третья стадия-размышления или рефлексии. Здесь обучающийся осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данном этапе учащиеся отвечают на вопросы, обсуждают свое отношение к теме урока, а также выполняют творческую работу в форме «Синквейн», «Круги по воде», Шесть шляп», «Гора успеха». 

Пример урока с применением технологии критического мышления в 6 классе по учебнику «Gateway A2».

 Тема «Животные в опасности».

На стадии «Вызов» после просмотра видеофрагмента о животных составить ассоциограмму по теме, выявить ключевые слова, высказать предположения, сформулировать цель и задачи урока.

Чтение текста «Mountain gorilla» вслух с остановками, заполнение таблиц «+», «-», «?», вопросы общие и специальные, «Круги по воде» к выражению «Animals in danger» на этапе «Осмысление» помогут учащимся понять текст, закрепить лексику, применить ее правильно при выполнении последующих упражнений. 

Приемы «Шесть шляп», «Синквейн», «Диаманта», «Коллаж» позволят учащимся высказать свое мнение о проблеме исчезновения животных, необходимости решения этой проблемы на этапе «Рефлексия». Большая часть упражнений выполняется в группах, что мотивирует и стимулирует более сильных учащихся и помогает усвоить материал детям с низким уровнем подготовки.

Несомненно, использование приемов технологии критического мышления на уроках иностранного языка осложняется тем, что язык – это и предмет изучения, и орудие труда. Таким образом, необходимо не только решать поставленные вопросы, но параллельно овладевать исходной языковой базой (обучать лексико-грамматической и фонетической стороне речи, формировать навыки чтения и письма). Это означает, что необходимо адаптировать приемы этой технологии к предмету иностранный язык.

Недостатком технологии можно считать недостаточность времени урока для соблюдения всех технологических стадий урока, что является необходимым условием эффективности применения данной технологии.

Тем не менее, используя приемы и стратегии технологии развития критического мышления, можно «вооружить» учащегося самыми разнообразными ресурсами в работе с различными типами информации. Учащиеся учатся работать с текстом: оценивать информацию, выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника. Использование технологии критического мышления  позволяет решать весь спектр практических, развивающих и образовательных задач учителя иностранного языка, позволяет выстроить урок методически грамотно и добиться, при этом, высоких результатов обучения. Применение приемов данных технологий не требуют специальных затрат на приобретение материально – технического оборудования. Творческие чудеса могут рождаться на обычной школьной доске и в ученической тетради, хотя бесспорно, применение современных информационно – коммуникационных технологий сделает процесс обучения более привлекательным и продуктивным. С применением этой технологии познавательная потребность учащихся повышается, и как следствие, повышается качество обучения.

Литература

1) Гин А.А.Приемы педагогической техники : пособие для учителя. Изд.5 / Под общ. ред. А.В. Хмелева.– М.: Вита – пресс, 2004.

2) Викентьева Н. Ода синквейну // Перемена, 2002. - №3

3) С.И.Заир-Бек, И.В. Муштавинская “Развитие критического мышления на уроке.” учебное пособие.«Просвещение», 2012.

4) Основы критического мышления: междисциплинарная программа: Пособие/ Сост. Дж. Стилл, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер - М., 1997.

 

Интернет ресурсы:

1.http://murmix.narod.ru/uch/psy/Formirovanie_i_sushnost_kriticheskogo_myshleniya.htm Дэвид Клустер “Что такое критическое мышление?”

2.http://lib.1september.ru/2006/21/15.htm Kачественная оценка информации. Общие подходы к оценке качества информации. Выработка частных критериев оценки и отбора полученной информации в соответствии с целями и задачами работы.

3.http://lib.1september.ru/2004/21/17.htm Ученик-исследователь. Учебная стратегия “Бортовой журнал”. Учебная стратегия “Знаю – хочу узнать – узнал”, “До и после”. Использование графических и визуальных форм представления информации

4.http://lib.1september.ru/2004/20/13.htm Стратегии обучения умению решать проблемы. Идеал, “Фишбон” и “Мозаика проблем”

5.http://lib.1september.ru/2004/17/15.htm Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма. Стратегия “Чтение с остановками”

6.http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm#3  “Кластеры как форма организации 

Joomla SEF URLs by Artio