Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Речевая зарядка на уроках английского языка

 

Коротаева Юлия Владимировна,
учитель английского языка ГБОУ гимназии №343
Невского района Санкт-Петербурга

Речевая разминка – важный этап урока иностранного языка, который помогает учителю вовлечь обучающихся в атмосферу иноязычного общения, заинтересовать их и настроить на предстоящий урок.

Что понимают под речевой зарядкой и речевой разминкой? «Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)» даёт следующие определения: «Речевая разминка (англ. warm up) - этап урока, на котором осуществляется подготовка к изучению основного материала. Включает ответы на вопросы, предварительное обсуждение темы, игровые задания». «Речевая зарядка – это совокупность игровых упражнений, которые предназначаются для активизации речевого общения на уроке, создания мотива для речевой деятельности, например, активизации вопросно-ответного взаимодействия, однотипных высказываний на предъявляемые стимулы и др. Цель речевой зарядки – организация речевой тренировки, речемыслительной деятельности, естественной обстановки общения».

Регулярное проведение речевой зарядки на уроке иностранного языка  помогает повторять изученные лексические единицы и грамматические структуры, развивать у обучающихся умения спонтанной речи. Речевые зарядки могут иметь одновременно несколько учебных и воспитательных задач.

Выбор содержания и формы речевой зарядки  зависит от уровня владения языком в группе и должен быть связан с основными задачами урока. Начав с мотивирующей речевой зарядки по теме в начале урока, учитель может перейти к постановке его цели, обеспечив, тем самым, логичный переход к основному обучающему этапу, реализующему поставленные задачи.

Речевая зарядка на начальной ступени обучения.

В начальной школе игра является основным средством обучения, поэтому и начинать урок лучше всего с игровой речевой зарядки.

С помощью игры в начале урока  можно повторять числительные или алфавит: дети встают в круг и, передавая друг другу мячик, называют по очереди буквы или цифры. То же самое можно сделать, взявшись за руки и   передавая очередь пожатием руки.

Можно провести игру в слова, активизируя изученный лексический материал. Учитель бросает мячик и называет слово, ребенок должен вернуть мяч, назвав слово по этой же теме. Например, rabbit-cat, rubber-pencil, apple-banana и т.д. Вместо слов определенной тематики можно взять слова, начинающиеся с одной буквы, или слова, начинающиеся с последней буквы предыдущего слова. То же самое обучающиеся могут делать в парах.

Для повторения вопросительных предложений можно проводить игру «Угадай». Например, угадай, что в «волшебном ящике» (для проведения этой и подобных игр хорошо иметь в классе «MagicBox») В процессе угадывания обучающиеся задают разные типы вопросов (кроме «Whatisit?»):

Is it big? Is it small? What colour is it? Can you eat it? Can you play with it? Is it a toy? Is it a

Предмет в «волшебном ящике» может быть связан с темой предстоящего урока.

Повторить вопросы и ответы по теме «Знакомство» (What’s your name? How old are you?) можно тоже в игровой форме: принести игрушку (куклу, мишку и т.д.), представить ее детям и сказать, что он/она хочет познакомиться с ними.

Игра «Цепочка» (когда обучающиеся передают друг другу мячик, задавая вопросы и отвечая на них) позволяет тренировать разные грамматические формы. Например:

T-S1: Have you got a computer? – Yes, I have.

S1-S2: Have you got a hamster? – No, I haven’t.

S2- S3: Has your mum got dark hair? – No, she hasn’t.

T-S1: Do you like cats? – Yes, I do.

S1-S2: Does your mum like flowers? - Yes, she does.

S2-S3: Does your dad like milk? – No, he doesn’t.

Игра с мячиком «Снежный ком» предполагает, что каждый обучающийся, прежде чем ответить на вопрос, должен повторить все предыдущие ответы. Например:

T – What’s your favourite sport?

S1 – My favorite sport is swimming.

S2 – Masha’s favourite sport is swimming and my favourite sport is tennis.

S3 – Masha’s favourite sport is swimming. Dasha’s favourite sport is tennis. And my favourite sport is football…

T – What do you like doing in your free time?

S1 – I like reading.

S2 – Masha likes reading and I like playing computer games.

S3 – Masha likes reading, Oleg likes playing computer games and I like going out with my friends …

Для игровых речевых зарядок можно использовать картинки на мультимедийном проекторе или интерактивной доске. Например, кто составит больше предложений по картинке. (Отработка грамматических структур:  There is/ There are, Present Continuous, предложений с глаголом - связкой «be», we can see...) Игру также можно провести, поделив ребят на команды. Например:

Team1 – It is winter.

Team 2 – It is cold.

T1 – The sun is shining.

T2 – There is a lot of snow.

T1 – We can see children.

T2 – The children are skiing…

Игровую речевую зарядку в начале урока можно дополнять исполнением ранее разученных песенок. Учитель легко может сам придумать игровую речевую зарядку, в зависимости от темы и задач урока, от того какие знания и умения обучающихся нужно активизировать.

Речевая зарядка на средней ступени обучения.

На среднем этапе обучения важно ориентироваться на личность обучающихся.

Речевую зарядку можно провести   в виде работы в парах, предложив для обсуждения вопросы, интересующие подростков и вместе с тем связанные с темой предстоящего урока. Например:

Do you think school uniforms are a good idea? Why? Why not? Does it matter what teachers wear in the classroom?

Have you ever travelled by plane? Where did you go? Were you scared when you travelled by plane for the first time? How did you feel?

После обсуждения в парах учитель просит нескольких обучающихся поделиться своими ответами с классом и затем переходит к основному этапу урока.

Также можно использовать приём «Интервью», когда обучающиеся задают друг другу вопросы, предложенные учителем, в парах, а потом рассказывают о своем партнере классу.

Учитель может предложить 1-2 простых вопроса, связанных с темой урока,  дать задание обучающимся записать ответы в тетради и   потом выборочно попросить нескольких человек поделиться своими ответами.

Традиционная речевая зарядка в виде фронтальной беседы учителя с классом, может быть проведена самими обучающимися. Это вызовет у них больший интерес. Можно попросить каждого  задать классу по одному вопросу по предложенной теме. Отвечать на вопросы могут все желающие.

Например,

T-Cl:Think of one question for the class about shopping.

S1 – Cl: Where do you usually shop for clothes?

S2 – Cl: Do you shop online? What do you buy?

Речевую зарядку также можно использовать для активизации изученной лексики и  расширения словарного запаса, предложив к заданным вопросам слова. Например, дать обучающимся список профессий и вопросы для обсуждения: What jobs are dangerous/ highly paid/ boring/ the most popular? и т.п.Или если нужно, например, активизировать прилагательные, описывающие черты характера, можно дать обучающимся текст с характеристикой знаков зодиака и попросить прокомментировать, согласны они с ней или нет.

Можно подготовить и раздать каждой паре обучающихся карточки со словами: карточки лежат на парте словами вниз, один обучающийся берёт карточку и объясняет значение слова, чтобы партнер его отгадал, если слово угадано, обучающиеся меняются ролями. В конце задания оценивается, какая пара отгадала больше слов.

Игра «The Question Game» помогает активизировать или закрепить изученные грамматические формы. Правила таковы, что один из обучающихся задаёт вопрос и называет имя другого обучающегося, который не отвечает на вопрос, а лишь повторяет его и переадресует третьему обучающемуся, который даёт свой ответ и задает новый вопрос. Для отработки нужных структур круг вопросов можно ограничить, например, только Are you going to… или Zero Conditional questions и т.д.

Еще один вариант речевой зарядки для отработки вопросов и ответов в Past Simple: «Yesterday».  Один из обучающихся говорит предложение о том, что он/она делал (а) вчера. Например: «Yesterday I went to the cinema. » Остальные должны задать уточняющие вопросы, например «Who did you go with«What film did you watch? » «Did you like the film? »

При изучении тем «Покупки», «Путешествия», «У врача» и т.п. на этапе речевой зарядки  можно проводить короткие ролевые игры для закрепления изученных разговорных фраз, используя карточки с заданиями.

В качестве речевой зарядки на среднем этапе можно использовать описание картинок, прослушивание песен, просмотр видеороликов или чтение стихотворений, связанных с темой урока, с последующим обсуждением по вопросам учителя.

Речевая зарядка на старшей ступени обучения.

На старшей ступени обучения речевая зарядка служит тренировкой полученных знаний и умений, позволяет приступить к интенсивной работе на уроке. Задания для речевой зарядки на этом этапе могут быть сложнее, так как уровень владения языком выше.

Например, вместо вопросов для обсуждения учитель предлагает  утверждения и просит обучающихся сказать, согласны они с ними или нет, привести аргументы.  Например:

Decide whether you agree or disagree with these statements and explain why:

Camping is really uncomfortable and I prefer to stay in a hotel on holiday.

A holiday is a chance to do new activities.

My idea of a holiday is relaxing on the beach.

Старшеклассникам также можно предложить описать картинку по теме урока, сравнить две картинки - сказать, что у них общего и в чем отличия, либо составить рассказ по картинке. Если на картинке изображены люди в определенной ситуации, можно попросить обучающихся придумать и озвучить беседу между ними.

Игра «How long can you talk about…?»  способствует развитию спонтанной монологической речи. Каждому из обучающихся предлагается тема, по которой они должны говорить, не останавливаясь, как можно дольше. Выигрывает, соответственно тот, кто говорил дольше всех. Если группа большая, можно выбрать для игры несколько обучающихся (самому учителю, по желанию обучающихся или с помощью жребия). Либо разделить учащихся на малые группы, чтобы игра охватила всех обучающихся.

В игре «Taboo» используются карточки со словами, которые нужно описать. Но на них также указаны «taboo words», то есть слова, которые нельзя использовать для описания. Обучающихся можно разделить на группы и провести соревнование, какая группа лучше справится с описанием слова и какая группа угадает больше слов.

Как вариант речевой зарядки в виде вопросов-ответов можно проводить игру «Expert». Учитель назначает одного из обучающихся экспертом в какой-то области (например, dieting) Другие обучающиеся задают «эксперту» вопросы по его теме, в то время как эксперт должен ответить, стараясь убедить других, что он действительно разбирается в этой теме.

Можно предложить обучающимся несколько фразеологизмов по теме урока и попросить догадаться и объяснить, что они могут означать. Чтобы было легче понять значение выражений,  следует привести примеры предложений с этими выражениями. Затем попросить обучающихся составить собственные предложения с этими фразеологизмами.

Толкование половиц, поговорок или цитат тоже хороший вариант проведения речевой зарядки на этой ступени обучения.

Речевая зарядка в начале урока иностранного  языка заслуживает больше внимания, чем ей иногда уделяется. Этот этап задаёт тон всему уроку. Очень важно избегать шаблона и однообразия в проведении речевых зарядок. Их главная цель – мотивировать учебную деятельность обучающихся, положительно эмоционально их настроить, вызвать интерес к уроку и желание говорить на иностранном языке.

 

Список литературы.

1)    Изжогина Т.И.,  Бортников С.А. Игры для обучения английскому языку. Начальная школа. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 128 с. (Серия «Учение с увлечением».)

2)    Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам.) – М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, 2009.

3)    Malcolm Mann, Steve Taylore-Knowles, Elena Klekovkina. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование. – Macmillan Publishers Limited, 2006.

Joomla SEF URLs by Artio