Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Презентация лексики с помощью метода «управляемых открытий»

Патрова Людмила Витальевна,

учитель английского языка ГБОУ СОШ №1 г. Санкт-Петербурга

 

Преподаватели иностранного языка, работающие  в начальной школе, сталкиваются с очень интересным явлением: дети самостоятельно стремятся начать общение на иностранном языке, зная всего лишь несколько слов, не имея представления о грамматическом строе языка. Как ни парадоксально, у многих это получается. Часто можно услышать такие  диалоги: «Apple?» - «No» или «Banana?» - «Yes».  Сказано предельно кратко и ясно. Вспомним  сценкуизфильма«Muzzy in Gondoland»: ‘Name?’ - ‘Bob’ ‘Age?’- ‘Twenty’  ‘Job?’- ‘Gardener.’ В диалоге не употребляется ни одной грамматической конструкции. Понятен ли смысл? Несомненно.

Данные примеры показывают, насколько быстро и эффективно можно изучать иностранный язык, пополняя свой словарный запас с помощью  точно подобранной лексики. Несомненно, знание грамматических структур и умелое их использование позволяет нам строить практически бесконечное количество различных предложений, но именно правильное употребление лексики, конкретных слов, позволяет нам донести до собеседника точный смысл нашего высказывания.

Из приведенных выше примеров мы можем сделать два важных вывода:

1) пополнение словарного запаса учащихся должно стать первостепенной задачей учителя иностранного языка, при этом лексика должна быть тщательно подобрана для каждого занятия;

2) изучение лексики должно проходить только в связном контексте.

Заучивание  слов, данных в списке с переводом на русский язык, чаще всего не приводит к желаемому результату, поскольку учащиеся не могут употреблять механически заученные слова в ситуациях общения. Данное утверждение уже стало «притчей во языцех».  Многие учителя пытаются найти  наиболее эффективные приемы, которые бы помогли  их ученикам запомнить как можно больше новых слов и выражений  и  научиться употреблять их в своей речи.

Анализ  учебных пособий, выпущенных  в последние годы издательствами CambridgeUniversityPress, OxfordUniversityPress, Macmillan, ExpressPublishing, Longman, подтверждает актуальность данной проблемы. Современные методисты уделяют  огромное внимание  поиску наиболее эффективных методов и приемов презентации лексики, расширению активного и пассивного словаря, а также разработке заданий, направленных на   развитие умений применять полученные знания на практике, в ситуациях, приближенных к реальным ситуациям общения.

В данной статье рассматриваются задания, направленные на формирование лексических навыков учащихся средней школы с помощью метода «управляемых открытий».  Все  задания разработаны на основе  современных методических приемов и имеют практическую направленность.

Презентация новой лексики: можно ли изобрести «велосипед»?

Под презентацией лексики понимается введение новых лексических единиц и объяснение их значения. Непосредственно сразу после презентации следует выполнить ряд упражнений на первичное закрепление новой лексики.

Традиционными способами введения лексики является презентация с помощью рисунков или реальных объектов,  составление тематических списков, объяснение с помощью определений, синонимов или антонимов, а также перевод на родной язык. Альтернативой  традиционным приемам презентации лексики на более продвинутом уровне может служить так называемый метод «управляемых открытий», подробно описанный методистом  Дж. Хармером в пособии ‘ThePracticeofEnglishLanguageTeaching’. Некоторые приемы самостоятельного «открытия» значения новых слов можно применять и на более ранних ступнях

Идея метода «управляемых открытий» заключается в том, что учащиеся должны самостоятельно или с помощью словарей различного типа определить значение новых слов и выяснить правила их использования. При этом главную роль играет контекст, в котором представлена новая лексика.

Рассмотрим несколько заданий, разработанных на основе выше описанного метода.

Задание 1 Прилагательные (Adjectives)

Данное задание демонстрирует простейшее упражнение  «Нахождение соответствий». Учитель помещает рисунки и список прилагательных на доске и предлагает учащимся, выяснив значения новых слов с помощью словаря, совместить объекты на рисунках и прилагательные, которые их описывают. Например, coffee– bitter, acake– sweet, vinegar– sour, crisps– salty, bread– flavorless.

В качестве упражнений для первичного закрепления лексики учащиеся называют продукты с таким же вкусом. Затем они записывают предложения, какие блюда они любят /не любят и почему, употребляя прилагательные из списка.

Учитель может составить большое количество подобных заданий для введения и отработки  глаголов, наречий и других частей речи, а также любой группы слов по изучаемой теме.

Задание 2 Части (Parts)

Учитель выдает учащимся рисунки, на которых пронумерованы части дома (автомобиля/ компьютера/…) и  предлагает учащимся сделать подписи, не используя словарь. Они должны вспомнить слова самостоятельно или спросить у одноклассников. После выполнения задания учащимся предлагается продолжить список.

Можно организовать работу в парах или группах, так как слова, которые не знает один учащийся, знакомы другому.

Данный вид заданий легко адаптировать для любой темы, это идеальное упражнение для повторения и введения лексики перед прослушиванием или чтением текста по таким темам как «Дом», «Наука и техника», « Здоровье», «Спорт» и т.д..

Задание 3 Диаграммы (Diagrams)

Для введения и запоминания новой лексики очень эффективен такой прием,  как создание ассоциативных групп в виде различных диаграмм (Wordtrees/ Wordforks/ Bubblenetworks/Mindmapsetc).

Учитель записывает одно или несколько ключевых слов, после чего учащимся предлагается создать ассоциативную группу по определенному признаку.

Данное задание можно в дальнейшем использовать для составления монологического высказывания или написания эссе по данной тематике.

Задание 4 Рекламный проспект (Ads)

Задание для введения лексики в аутентичном тексте лучше использовать в старших классах. В качестве текста берется рекламное объявление или  туристический проспект, в котором выделятся слова, которые нужно ввести по определенной теме («Путешествие», «Отель», «Покупки», «Кино», «Театр» и т.д.). Учащиеся определяют значение новых слов и выписывают их в свою тетрадь в виде словосочетаний. После этого можно дать задание составить подобный текст для создания рекламного объявления.      

Возможна более сложная версия данного задания. В тексте закрашиваются определенные слова. Задача учащиеся – обсудить в парах  все возможные варианты слов, которые можно употребить в данном словосочетании.

Использование метода «управляемых открытий» дает неограниченные возможности для введения лексики практически по любой изучаемой теме. Выполнение заданий,   в которых учащиеся самостоятельно выясняют значение новых слов, несомненно, способствует их лучшему пониманию и запоминанию.  Вместе с тем, для формирования навыков употребления введенной лексики в продуктивных видах речевой деятельности (говорение и письмо) и ее восприятия при чтении и просушивании текстов, необходимо разработать ряд тренировочных и творческих заданий.

В заключение хочется отметить, что  творческий подход к разработке подобных заданий делает урок интересным не только  для учащихся, но и для учителя, как на стадии подготовки, так и на стадии проведения учебных занятий.

Список используемой литературы:

Jeremy Harmer The Practice of English Language Teaching New Edition Longman

Michael McCarthy Felicity O’Dell English Vocabulary in Use New Edition Cambridge University Press

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio