Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. Многие европейские педагоги отмечают, что образовательные и развивающие цели в обучении не бывают достигнуты в силу того, что школьники при изучении традиционных грамматик ИЯ, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают практической значимости изучения грамматических терминов и понятий. Поэтому очень важным является в настоящее время использование коммуникативного подхода при изучении грамматики на среднем этапе. Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Но неизменный вопрос последних лет – должны ли мы обучать правилам в упражнениях или лучше учащимся интуитивно осваивать грамматику в процессе коммуникативной деятельности, вместо того чтобы изучать ее через специальные упражнения, направленные на усвоение того или иного правила.

Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам, интенсивно развивавшийся в течение последних десятилетий, оказал значительное влияние на методы и технологии преподавания всех аспектов английского языка, в особенности грамматики. В рамках данного подхода основной акцент делается на развитие навыков и умений разговорной речи, в связи с чем грамматическому аспекту отводится второстепенная роль, и во многих современных курсах он подается преимущественно в имплицитной форме. Однако существуют и альтернативные методики преподавания грамматики, каждая из которых характеризуется своими преимуществами и недостатками.

Традиционно выделяют два основных подхода при подаче грамматического материала:

1) дедуктивный подход (преподаватель сначала дает новый материал, поясняет основные правила, после чего студенты выполняют ряд упражнений)
2) индуктивный подход (самостоятельное выведение грамматических правил исходя из ряда примеров, которые дает преподаватель).

Основное преимущество 1 подхода, заключается в том, что он позволяет дать новый материал за достаточно короткие сроки и оставляет больше времени на отработку темы, однако он ограничивает самостоятельную активность учеников. Применение данного подхода представляется целесообразным при работе с начинающими группами, в то время как индуктивный подход, напротив, рассчитан на учеников, уже обладающих базовыми знаниями, и доля самостоятельной работы учащихся при этом более значительна.

Среди важнейших преимуществ 2 подхода, основанного на имплицитном (скрытом) преподавании грамматики в контексте, отмечают предоставление учащимся большей степени самостоятельности и возможности выводить правила грамматики из разговорной живой речи, что способствует значительному расширению словарного запаса, развитию умений использовать устойчивые выражения, разговорную лексику, улучшению навыков понимания устной речи и т.д. Таким образом, в рамках данного подхода осуществляется интегрирование обучения грамматике с различными коммуникативными заданиями, что позволяет вводить грамматический материал в значимом контексте.


Однако при имплицитном (скрытое) преподавании даже студенты уровня Intermediate и выше часто допускают серьезные грамматические ошибки в таких ситуациях, когда требуется выполнить письменную работу, составить доклад. Кроме того, некоторые особенности грамматики английского языка могут показаться студентам нелогичными из-за их непохожести на соответствующие структуры их родного языка. В таких случаях необходимо эксплицитное (открыто выраженное) обучение грамматике. В качестве разделов, требующих такого подхода, особо выделяют такие темы, как порядок слов, в утвердительных и в особенности в вопросительных фразах, использование вспомогательных глаголов (be, do, have), использование модальных глаголов и нюансы их значений в различных контекстах, сочетания глаголов с предлогами и т.д.

Существуют различные алгоритмы работы в соответствии с индуктивным или дедуктивным подходом.

В рамках дедуктивного подхода, преподавание нового грамматического материала можно разделить на три основных этапа:

1)    пояснение нового материала (Presentation): преподаватель записывает ряд примеров с новыми для студентов грамматическими конструкциями, поясняет случаи их употребления, записывает примеры образования вопросительных и отрицательных конструкций, примеры кратких ответов и т.д.;

2)    отработка (Practice): студенты выполняют ряд несложных упражнений, которые сразу же проверяются всей группой. На данном этапе особенно важна обратная связь и контроль со стороны преподавателя за правильностью усвоения нового материала;

3) продуктивные упражнения (Production): включают такие задания, как составление диалогов, обсуждение различных тем, нахождение сходств и различий на иллюстрациях, составление рассказов (например, для темы Past Simple – рассказ Story about your vacations) и т.д.

С точки зрения индуктивного подхода, грамматика рассматривается как некий ребус, который должны решить учащиеся. Некоторые элементы индуктивного подхода можно применять уже на начальных этапах обучения иностранному языку. Например, при изучении темы Past Simple преподаватель записывает пример ‘She walked to work yesterday’, She danced at the party’, etc, после чего учащиеся самостоятельно выводят правило для образования прошедшего времени, затем выполняется ряд упражнений на отработку. Применение индуктивного подхода подразумевает активное использование различных средств наглядности - иллюстраций, карточек с записанными словами и т.д.

На практике использование только дедуктивного или только индуктивного подходов, как правило, оказывается малоэффективным, т.к. студенты либо хорошо усваивают грамматические правила, но сталкиваются со значительными затруднениями при необходимости выразить свои мысли устно в реальной разговорной ситуации, либо развивают беглую речь, в которой, однако, встречаются грамматические ошибки. В связи с этим в настоящее время предлагается использовать комбинированный подход (элементы имплицитной и эксплицитной грамматики).

Обучение грамматике в рамках комбинированного подхода строится по следующей схеме:

- знакомство с новой темой: может осуществляться путем чтения небольшого текста или прослушивания разговора, содержащего новые грамматические конструкции, т.е. новый материал предоставляется в значимом контексте. Основное отличие от подачи нового материала в рамках классического дедуктивного подхода состоит в том, что в качестве примеров даются не отдельные предложения, а очень короткий, но все же связный текст (или рассказ, диалог и т.д.);

-    проверка общего понимания представленного текста или рассказа (в данном примере – путем ответов на вопросы);
-    проверка понимания отдельных деталей;
-    анализ новой грамматической структуры;
-    выполнение упражнений на закрепление: данный этап по сути совпадает с соответствующей стадией в классическом дедуктивном подходе, когда учащиеся сначала выполняют более простые подстановочные упражнения, затем немного более усложненные;
-    выполнение дополнительных упражнений на закрепление в качестве домашней работы (в то время как на занятии предпочтительно уделять большую часть времени устным интерактивным упражнениям, таким как вопросы по цепочке, диалоги и т.д., для самостоятельной отработки целесообразно давать подстановочные упражнения);
-    дополнительная отработка при повторении в различных контекстах: преподаватель обращает внимание студентов, когда ранее изученная конструкция встречается в текстах, диалогах, песнях и т.д.

Во всех трех подходах – дедуктивном, индуктивном и комбинированном - подчеркивается роль повторения и закрепления грамматического материала. В частности, широко используются не только при работе с детьми, но и с группами взрослых студентов игровые приемы обучения грамматике. К наиболее распространенным относятся:

-    Sentence chains: ответ на вопросы по цепочке, когда студент добавляет свой ответ к предыдущим ответам других студентов.
-    Sentence scramble: составление предложений из отдельных слов, выписанных на карточки.
-    ‘Find someone who … ‘: работая в группах, студенты используют вопросник, составленный преподавателем, содержащий 5-6 пунктов (например, при работе с Present Simple: Find someone who gets up at 6/plays the guitar/likes rock music, etc), фиксируют и сопоставляют ответы.

Таким образом, для достижения оптимального результата рекомендуется интегрирование грамматических упражнений с другими видами работы – разговорной практикой, аудированием, лексическими упражнениями и т.д.

 

Joomla SEF URLs by Artio