Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Обоснование внедрения методики Jazz Chanting в учебный процесс

Морозова Ольга Геннадиевна

JazzChantsпредставляет собой ритмическое выражение стандартного американского английского так,  как он возникает в ситуативном контексте. Это специальный инструмент, предназначенный для того, чтобы студенты развивали чувство ритма и интонационные паттерны разговорного американского английского.

Это подборка особого темпа и ритма джаза помогает оформить разные эмоции, ритм, ударение и интонации разговорного языка, которые в свою очередь являются необходимыми элементами для выражения чувств и намерений говорящего. Соединение этих двух динамических форм создало интересную инновационную методику  изучения языка.

Хотя первичная цель методики JazzChanting– это совершенствование навыков аудирования и говорения,  она также хорошо работает в качестве поддержки специфических структур, используемых в ситуативном контексте.

Естественные ритмы и юмор чантов великолепно мотивируют студентов и могут эффективно использоваться как для практики в классно-урочной деятельности, так и для индивидуального изучения дома.

Методика JazzChantingбыла создана в Нью-Йоркском Университете на кафедре Американского английского языка, где она стала частью программы, посвящённой преподаванию иностранного языка.

Преподаватели английского языка из Соединённых штатов, Канады, Мексики, Австралии, Польши апробировали эту методику, и нашли её интересным и надёжным инструментом преподавания английского языка.

 

Как работает метод JAZZCHANTS

Студенты, которые изучают английский язык по данной методике, учатся, прежде всего, выражать свои чувства через ударение и интонацию, одновременно выстраивая вокабуляр в соответствии со знакомыми ритуалами повседневной жизни.

Chants– это отражение основных человеческих эмоций, которые возникают в специфических ситуациях, таких как например, удовольствие от встречи с другом после долгой разлуки, злость, разочарование, чувство неудовлетворния (когда ты ищешь и не можешь найти какую-то вещь), чувство сожаления (когда ты опоздал, например), чувство собственности (Thisismine! – That’syours!), чувство боли (Ouch! Thathurts!), чувство тоски по дому и т. д.

 

 

 

Об авторе методики JAZZCHANTING

Каролина Грэм (CarolynGraham) закончила Калифорнийский университет ( Беркли). После окончания университета  поселилась в Турции,  где жила 9 лет и преподавала английский язык как второй язык в Анкаре и в Стамбуле. После года обучения в Париже она вернулась в Соединённые штаты (1969 г) и присоединилась к исследовательской группе кафедры Американского языка  Нью-Йоркского университета. Исследовательская группа занималась поиском новых направлений в преподавании английского языка как иностранного. Будучи профессиональным музыкантом, Кэролин Грэм нашла свой подход к данной теме  и создала методику, которой не было аналога до сих пор. Это был действительно прорыв в методике преподавания иностранного языка. Огромную роль здесь сыграло музыкальное образование создателя данного подхода. Кэролин Грэм играла на пианино, в основном это была музыка в стиле рэгтайм и джаз. Она выступала в различных клубах в Нью-Йорке под именем Каролины Шаут.

В университете она создала творческую мастерскую из всех, кто захотел попробовать изучать язык по её методу. Вскоре этот метод приобрёл  невероятную популярность, и Каролина Грэм вместе со своей творческой группой объездила всю Америку, Канаду, Мексику, показывая, как работает данный подход изучения английского языка.

CarolynGrahamи её книги

Каролина Грэм – автор следующих изданий:

Jazz Chants for Children (1979)

The Electric Elephant (1982)

Small Talk (1986)

Jazz Chant Fairy Tales (1988)

Mother Goose Jazz Chants

Grammar Chants

Jazz Chants

Let’s Go

Let’s Chant Let’s Sing

Все права на издание принадлежат издательству OxfordUniversityPress. Каждое издание включает в себя не только книгу, но и компакт-диск с аудиозаписью. В некоторых сериях на компакт-диск записана также и караоке-версия (Let’sChantLet’sSing).

Некоторые издания представляют собой многоуровневый курс, состоящий из нескольких книг для студентов разного возраста. Все песни сопровождаются нотами.

Каролина Грэм так же является руководителем творческой группы, озвучивающей JazzChants.  Именно её голос записан на аудио-сопровождении, которое прилагается к каждой её книге. Её творческая группа также принимает участие в озвучивании  аудиозаписи (хор) и в создании самого джазового музыкального сопровождения.

Как профессиональный артист эстрады, Каролина Грэм выступает в Нью-Йорке и в Бостоне. Как автор популярной методики она вместе со своей творческой группой объездила весь мир, распространяя и популяризируя свой метод. Так же можно часто услышать её лекции для студентов педагогических вузов и преподавателей иностранного языка по всему миру.

Обоснование внедрения методики JazzChantingв учебный процесс

Как известно, преподавание иностранного языка требует знания  и использования, как внутрисистемных связей, так и межсистемных  связей. К первым можно отнести методику обучения родному языку, математике, общую и специальную психологию, психологию обучения, логопедию, логопедическую ритмику и др. К межсистемным связям относят психолингвистику, лингвистические науки и т. д.

Преподаватель иностранного языка должен использовать знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Целью обучения иностранному языку является непрерывное языковое развитие личности и формирование коммуникативной компетенции в пяти составляющих:

1.      Речевая компетенция

2.      Языковая компетенция

3.      Социокультурная компетенция

4.      Компенсаторная компетенция

5.      Учебно-познавательная компетенция

Хочется подробней остановиться на речевой компетенции.

Что такое речь и от чего зависит процесс речепорождения? Что говорят такие науки как психология, нейрофизиология, логопедия?

Речь является сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга.

Давайте вспомним зону Брока и зону Вернике, участвующие в порождении и понимании речи.

Слуховая зона находится на поверхности височной доли обоих полушарий и участвует в анализе сложных и не очень сложных слуховых сигналов, таких как громкость, высота, тембр звука, местоположение источника звука, направление движения, изменение расстояния от источника, речеподобность по звучанию и т. д.

В височной коре расположен слуховой центр речи Вернике, в задних отделах верхней височной доли извилины левого полушария. Эта зона ассиметрична. Задача этого центра – распознавание речи как своей, так и чужой.

Речевая функция связана не только с сенсорной,  но и с двигательной системой. Двигательный центр речи находится в заднем отделе третьей лобной извилины левого полушария (Зона Брока).

Центр чтения и письменной речи находится на границе височной, теменной и затылочной долей – слева.

Итак, левое полушарие управляет нашей способностью выражать себя в речи. Оно также отвечает за логические операции, навыки математических вычислений.

Правое полушарие понимает самую простую речь, реагирует на простые существительные. Оно также отвечает за ощущение пространства, цвет, глубину и т. д.

В речи словесный информационный канал контролируется левым полушарием, а несловесный канал отвечает за голос, интонацию и т. п.

Итак, речь идёт о функциональной ассиметрии полушарий коры головного мозга. Доминантное или речевое полушарие – левое, а субдоминантное (невербальное) – правое.

И говоря о речевом развитии, о тех трудностях, которые возникают у детей, учащихся говорить на иностранном языке, нужно помнить, что происходит постепенное созревание корковых речевых зон головного мозга, и учитывать все те специфические принципы, которые, помогут этот процесс ускорить.

Если обратиться к такому разделу педагогики как логопедия, то можно подчеркнуть некоторые специфические принципы, характерные для речевого развития.

Первый так и называется – принцип развития. Он предполагает выделение тех задач, этапов, трудностей, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка.

Особенность, закономерность речевого развития  заключается в том, что при наличии первичного дефекта, он будет иметь не только непосредственные результаты, но и отсроченное влияние на формирование речевых и познавательных функций.

 Анализ (обследование) речи надо проводить с позиций развития. Это позволяет выделить ведущий дефект и связанные с ним вторичные нарушения.

В развитии корковых речевых зон большая роль принадлежит речевым кинестезиям (импульсам, возникающим при движении органов артикуляции в момент речи), которые нарушаются при расстройстве артикуляции, при неправильной, недостаточной артикуляции. Уменьшается поток афферентных импульсов в корковые речевые зоны, в результате задерживается их созревание. Это, в свою очередь, ведёт к отставанию в накоплении словаря, к недостаточности речевой памяти, нарушается нормальный ход овладения грамматическим строем языка. И всё это вторично по отношению к ведущему дефекту – нарушенному звукопроизношению.

Итак, делаем вывод: При нарушениях артикуляции с недостаточностью речевых кинестезий выявляется отставание в накоплении словаря, недостаточность речевой памяти и т. д.

Состояние звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов, может привести к недостаткам в овладении навыками чтения и письма.

Часто можно наблюдать у детей, как резко нарушена просодическая сторона речи, её интонационно-мелодическая структура, темп. Эмоциональные оттенки в речи не выражены, речь монотонная, однообразная, немодулированная.

Устную речь нужно развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической её стороны, но и в плане специальной тренировки её внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, чёткости звукопроизношения, интонационной выразительности, т. е. всего того, что способствует укреплению речедвигательной стереотипии как базального компонента экспрессивной речи.

Недоразвитие звуковой стороны речи, недостаточная сформированность фонематических процессов и звукопроизношения препятствуют своевременному формированию предпосылок к спонтанному овладению практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова – а это состояние можно рассматривать как первое следствие, создающее значительные трудности на пути овладения детьми грамотой.

Речь взрослого должна быть плавная, чёткая по артикуляции и построению фразы, спокойная.

Обследование речи охватывает произношение, темп, плавность, понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным стажем ребёнка.

Учёт всех сложных нейрофизиологических механизмов речевой деятельности позволяет более эффективно строить работу по речевому развитию.

Этап лексико-грамматического развёртывания включает две операции, принципиально отличающиеся по своим механизмам:

1.Операция порождения синтаксической конструкции и её лексическое наполнение, которое осуществляется в кодах определённого языка, т. е. на языковом уровне (языковая компетенция).

2.Этап моторной реализации (речевая компетенция).

Очень часто дети говорят, но их речь не эстетична, мешает общению с окружающими, т. к. вызывает у них напряжение внимания, неприятные ощущения и утомление.

При восприятии речи ребёнок сталкивается с многообразием звучаний в её потоке: фонемы в потоке речи изменчивы, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ребёнку нужно извлечь из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы и опознать её по тем постоянным (инвариантным) различительным признакам, по которым одна фонема отличается  и противопоставляется другой.

Если ребёнок не научится этого делать, он не сможет отличать одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное.

В процессе речевого развития вырабатывается фонематический слух, т. к. без него невозможна генерация речи. С его помощью  осуществляются операции различения и узнавания фонем, составляющих  звуковую оболочку слова. Фонематический слух формируется у ребёнка в процессе речевого развития в первую очередь.

Поскольку фонемы реализуются в звуках (аллофонах), важно, чтобы эти звуки произносились нормировано, т. е. в общепринятых, привычных реализациях, иначе их трудно опознавать слушателям. Непривычное для данного языка произношение оценивается фонетическим слухом как неправильное.

Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

В ходе речевого развития образуются системно управляемые слуходвигательные образования, которые и являются реальными, материальными знаками языка. Для их артикуляризации необходимо существование артикуляторной базы и умение образовывать слоги. Эта артикуляторная база – комплекс умений, приводящих органы артикуляции в позиции, при которых для данного языка вырабатывается нормативный звук.

Часто у детей оказываются несформированными специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребёнка не образовались акустические или артикуляционные образцы отдельных звуков. Фонемы не различаются по своему звучанию, что приводит к замене звуков.

Артикуляторная база оказывается неполной, т. к. не все необходимые для речи слуходвигательные образования (звуки) сформировались.

Как же формируется артикуляторная база? В ходе освоения произносительных умений и навыков ребёнок с помощью своего слуха постепенно нащупывает те артикуляторные позиции, которые соответствуют нормальному акустическому эффекту. Они  записываются в памяти ребёнка и в дальнейшем воспроизводятся по мере необходимости.

Процесс выработки речедвижений сопряжён со специфическими трудностями, т. к. в качестве промежуточных звеньев выступают адекватные и неадекватные звуки, которые в английском языке несут смыслоразличительные функции.

В ряде случаев такой промежуточный звук-заменитель, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смысловую (фонематическую) функцию. Он принимается фонематическим слухом ребёнка как нормированный. Его артикуляция закрепляется. В дальнейшем звук обычно не поддаётся самокоррекции вследствие инертности артикуляционных навыков. Этот дефект имеет тенденцию к закреплению.

 

Joomla SEF URLs by Artio