Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Игры на уроках английского языка

(из опыта работы)

Петросян Нелля Владимировна,
учитель английского языка ГБОУ школа №65
Выборгского района Санкт-Петербурга

Мы, учителя иностранного языка постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача- добиваться того, чтобы не пропадал интерес к предмету.

Обучение иностранному языку на первых этапах общего среднего образования связано с некоторыми трудностями, которые зависят, прежде всего, от психических особенностей детей младшего школьного возраста. Анализируя литературу, опыт коллег и свою работу, можно проконстатировать, что дети неусидчивы, легко утомляемы, память и внимание непроизвольны и избирательны, действия импульсивны. Практически у ребенка отсутствует потребность в изучении иностранного языка, как средства общения (Ш.А.Амонашвили). Трудности овладения иностранным языком связаны и с личными психологическими барьерами, которые возникают в результате неуверенности, стеснительности и замкнутости ребенка. Это объясняется недостаточным уровнем развитости родной речи, наличием логопедических проблем и самое главное , что отмечается многими педагогами- это отсутствие мотивации изучения иностранного языка. Однако успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным при учете и удовлетворении познавательных, игровых, личностных и психофизических потребностей (Е.Ю.Протасова, Н.Д.Гальскова, В.А.Глухарева ). Так, Е.Ю.Протасова отмечает: «Поскольку ребенок …не понимает, зачем ему нужно учить иностранный язык, все обучение вынуждено строиться как удовлетворение познавательных, игровых, личностных, психофизических потребностей и возможностей ребенка».

Обучение иностранному языку можно  сделать более быстрым и легким для младших школьников, при этом достичь высокого уровня познавательной активности, высокого уровня мотивации и сохранить это, если использовать игровые методы в обучении.

Ведущим видом деятельности  в системе общего образования является учеба, но не следует забывать, что именно игра-тот вид деятельности, которым человек с удовольствием занимается на протяжении всей своей жизни. Игра привносит в познавательную деятельность человека чувственно-эмоцианальный фон, определяет характер познавательной деятельности, активизируя практически все психические процессы ребенка. Д.Б.Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

Отечественные и зарубежные психологи отмечают, что игра-оптимальная форма обучения при изучении иностранного языка. Игра формирует у детей адекватное отношение к явлениям окружающей жизни, является средством активизации познавательных процессов:Внимания, мышления, памяти.

Младший школьный возраст - начало становления мотивации учения. Мотивация рассматривается как процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения каких-либо целей. Теория мотивации основывается на изучении трех внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать. Среди ведущих вторичных потребностей,положенных в основу мотивации учебной деятельности  по Маслоу выделяют:

ü Социальные потребности(чувство принадлежности к обществу людей, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки);

ü Потребности в уважении(потребность в самоуважении, признания уважения со стороны других);

ü Потребность самовыражения (потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности);

При анализе потребностей младших школьников , в той или иной мере проявляются практически все потребности вторичного порядка. Следовательно, при мотивации учебной деятельности в изучении иностранного языка учет потребностей ребенка – условие оптимизации образовательного процесса.

А.К.Маркова, отмечая средства , влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, выделяет :

-содержание учебного материала;

-организацию учебной деятельности;

- коллективные формы учебной деятельности;

-стиль педагогической деятельности учителя.

Большую помощь в  решении данных вопросов оказывают игры. Их использование дает хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, помогает сконцентрировать их внимание на главном- овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации.

Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Это, в свою очередь означает-выполнять его качественно, на высоком уровне. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, перевоплощаться. Совместные творческие игры сближают и взрослых и детей. В этом один из главнейших принципов эффективного воспитания.

Ребенок, играя, все время стремится идти вперед, а не назад. Игра всегда предполагает принятие решения-как поступить, сказать, как сотрудничать. Желание решить эти вопросы делает мыслительную деятельность играющих  быстрой. А если ребенок научится думать на иностранном языке?  Конечно же здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра- всего увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам.  Чувство равенства, атмосфера  радости- все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.

Одна из первых тем на начальном этапе обучения английскому языку-«Животные». У меня возникли сомнения относительно того, как лучше объяснить эту тему, сделать так, чтобы дети смогли запомнить как можно больше слов. Я рискнула-принесла с собой большой пакет игрушек. Результат превзошел все ожидания!!! Активность детей возросла в несколько раз. Дети с удовольствием повторяли новые конструкции, внимательно слушали друг друга.

Кроме этой темы, я неоднократно использовала  куклу-ведущую на  уроках. Это очень помогало снять напряжение. Я отметила, что если я нарочно ошибалась на уроках-меня никто не исправлял. Дети, особенно маленькие, всецело верят в правоту учителя. Если же я это делала  от имени куклы, ребята без стеснения исправляли ее, предлагая верный  вариант.

На этапе повторения и закрепления я часто использую красочные карточки.

Младшие школьники гораздо лучше воспринимают яркие картинки, нежели мел и доску. Неотъемлемой частью любого урока является  физкульт.минутка,  она необходима,  и лучше всего проводить ее в середине урока, после повторения и перед изучением нового материала. После изучения объемной темы-можно провести урок-соревнование, котрый, как правило помогает провести первичный контроль знаний.

В средних классах я стараюсь не реже одного занятия в тему давать творческие задания, стихотворения, песни, сценки, шуточные диалоги по теме и т.д.

Таким образом, мы рассматриваем игру, как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных  к реально-речевому общению с присущими ему признаками-эмоциональностью,  целенаправленностью речевого воздействия. Игра может быть использована с целью обучения или снятия напряжения.

Место игр на уроке зависит от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока. Следует помнить, что при всей   привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Давайте запомним  и как учителя, и как родители, что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходима игра.

Joomla SEF URLs by Artio