Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Эстетическое воспитание школьников на уроках английского языка
Соловьева Татьяна Владимировна
Учитель высшей категории, ГБОУ СОШ №654 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского), учитель английского языка
 Актуальность работы заключается в том, что востребованность иностранного языка как языка общения очевидна, а это увеличивает необходимость совершенствования методов обучения. Овладение иностранным языком на коммуникативном уровне – осмысление всех этапов процесса обучения.
  Работа посвящена вопросам теории и практики эстетического воспитания.
Осмысленное овладение основами иностранного языка (а не только зубрежка по образцу) является основным лейтмотивом формирования неподготовленной речи. Формы и методы эстетического воспитания в процессе обучения учащихся на уроках английского языка рассматриваются как средство расширения общего кругозора, формирование художественных вкусов и эстетических идеалов учащихся.
Одной из основных задач поставленных школой, является значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать у школьников чувство прекрасного, формировать их художественные вкусы, умение ценить и понимать произведения искусства, красоту и богатство природы, воспитывать бережное отношение к ней.
Поэтому в своей работе я стараюсь использовать для этого все возможности, которые даёт нам предмет. Часто даю такое задание, как проанализировать с точки зрения стиля, а затем проиллюстрировать и сделать свой собственный перевод предлагаемого стихотворения. (Приложение №1)
 Ребята с большим удовольствием пишут сочинения на такие темы, как «Симфония снега», «Симфония цвета», (ночи, дождя...)
Именно такая работа доставляет им эстетическое удовольствие, они стараются красиво, но в тоже время просто оформить свои работы. Такая работа помогает почувствовать красоту и выразительность слова, развивает художественный вкус. В сочинениях радует то, что ребята тонко чувствуют красоту окружающей природы, окружающих их вещей могут выразить своё отношение к ней. (Приложение №2)
Известно, что художественный вкус не передаётся по генетическим каналам. Он формируется в процессе эстетического развития личности, которое включает в себя единство эстетического образования, обучения и воспитания которые для большинства подростков происходит в сенах школы. Огромную роль в эстетическом развитии учащихся играет литература, имеющая фундаментальное значение в развитии культуры. Уже в рамках базового уровня литературного образования учащиеся приобретают минимум сведений по теории литературы, знакомятся с основными эстетическими понятиями, такими, например, как единство содержания и формы, сюжет произведения, композиционные характеристики, выразительные средства создания образа и т.д. На уроках изучаются выдающиеся произведения отечественных и зарубежных писателей, в том числе и самые известные произведения английских и американских авторов. 
Read and Analyse

• This is an extract from…by…
• The extract under study deals with...
• The action takes place in…
• The main characters are…
• The content (plot),(in short)
• The main idea of the episode (story) is…
• In conclusion  
  Summing all it up I’d like to say  
  To finish my answer that…  
• I find the story rather…
  interesting wonderful
  dull brilliant
  funny bad
  nice boring
  teaching exciting
  amusing tragic
  entertaining mysterious
What lexical expressive means are used in the story, what for? (metaphors, epithets, irony…)
 
   
   
На уроках истории, в частности, школьники получают знания об основных достижениях мировой и отечественной культуры, о её крупнейших представителях в различных видах искусства. Приобретение теоретических и конкретных знаний эстетического характера осуществляются на уроках литературы, истории параллельно с формированием общественных умений анализировать, сравнивать и оценивать эстетические явления, с развитием общеречевых умений выражать предметные и умственные действия с эстетическим материалом, поступающим в сознание обучаемых на родном языке. Эстетическое освоение действительности дополняется непосредственной эстетической практикой, связанной с посещением театров, выставок, фестивалей искусств и участием в процессе художественной деятельности на уроках музыки и ИЗО.
Одновременно с приобретением эстетического опыта на родном языке в сознание учащихся поступают сведения на иностранном языке о конкретных явлениях культуры в странах изучаемого языка (особенно на среднем и старшем этапах обучения). Знания о выдающихся представителях культуры этих стран, о конкретных произведениях, культурных событиях приобретаются в процессе чтения иностранных текстов. Вместе с этим формируются умения решать элементарные коммуникативные задачи по использованию эстетической информации, извлекаемой из художественных текстов на иностранном языке.
Итак, для художественного развития учащиеся старших классов должны получить следующий блок теоретических знаний:
 1) о классификации видов художественной деятельности (музыкальная, поэтическая, театральная, живописная ,скульптурная, киноискусство, телевизионное искусство и т.д.);
 2) о направлениях, течениях, школах в рамках каждого вида художественной деятельности;
3) о жанрах в искусстве как подразделениях в различных видах художественной деятельности;
4) о системе сознательных институтов, занимающихся художественной деятельностью, пропагандирующих искусство и сохраняющих произведения искусства (театры, кинотеатры, музеи…).
Также учащиеся должны получить сведения о:
 1) представителях различных направлений, школ, течений, жанров в различных видах художественной деятельности;
2) произведениях искусства различных видов, направлений, школ, течений, жанров;
3) о музеях в различных видах искусства (Британский музей, музей – Метрополитен, дом – музей Шекспира в Стратфорде – на – Эйвоне, Эрмитаж);
4) о театрах в различных жанровых областях (например, Королевский шекспировский театр…).
Так средствами выражения теоретических знаний являются: a) названия необходимых в области искусства общих понятий с ярко выраженной тематической принадлежностью:
a) content, form, theme: Message, Composition, System of images etc.;
b) expressive means: colours, sounds, tunes, melodies, lines, etc.;
c) literature, poetry, music, painting, cinematography, theatre, etc.;
d) realism, classicism, romanticism, impressionism, expressionism, modernism;
e) portrait painting, seascape painting, cityscape painting, landscape painting;
f) drama, tragedy, comedy;
g) pop music, classical music, folk music, jazz music, orchestral music;
h) ballet, opera, operetta;
i) feature film; documentary, western, thriller, cartoon;
б) слова и словосочетания, обозначающие цели и задачи искусства: 
 to form one’s artistic and aesthetic tastes, 
 to refine man’s mind, 
 to ennoble man’s heart, 
 to awaken in smb. understanding, 
 to broaden one’s outlook, 
 to enrich one’s experience, 
 to make life less boring, etc.;
в) слова и словосочетания, обозначающие общие для всех видов искусства процессы творческой деятельности: 
 to create, 
 to reflect, 
 to show,
 to derive themes and subject – matters from, 
 to characterize, 
 to describe, 
 to make use of (colours, tunes)…
г) слова и словосочетания, обозначающие воздействие произведения искусства на читателя, зрителя, слушателя: 
 to make a great impression on,
 to cause a feeling of (delight, joy, happiness, pride, sadness), 
 to gladden one’s heart or eye, 
 to after food for thought, 
 to impress (dress smb…).
д) слова и словосочетания, выражающие впечатление читателя, зрителя, слушателя от произведения искусства: 
 to be impressed / depressed, 
 to feel happy / sad, 
 to be excited / delighted, 
 to be overfilled with sadness / joy, 
 to enjoy, 
 to feel sorry for,
  to feel worried, etc.
К лексико – грамматическим средствам выражения фактологических знаний относятся: а) слова и словосочетания, передающие процесс становления конкретного художника, его творческую деятельность:
  to get an artistic education, 
 to join an artistic group, 
 to look for one’s individual style, 
 to take part in festivals, exhibitions, 
 to do TV / radio programmes, 
 to play the role of, to paint in oil, 
 to to compose music, 
 to write poetry, 
 to direct a film, 
 to put on a play, etc.;
б) слова и словосочетания, выражающие значимость данного художника для отечественной / мировой культуры: 
 to be a leading representative of, 
 to be the most talented in the genre of, 
 to rank among the most famous representatives of, 
 to win fame, 
 to get recognition as, 
 to be the most popular of living (singers, musicians, poets, …);
в) слова передающие процесс создания данного произведения искусства: to be written, 
 to be painted, 
 to be screened, 
 to be directed, etc.;
г) слова и словосочетания, передающие достоинства / недостатки данного произведения искусства: 
 to be a reflection of reality, 
 to be the reflection of man’s inner world, 
 to be well / badly made, 
 to be well / badly staged, 
 to be well/ badly painted (performed),
 to have a perfect composition, 
 to have a fine composition of sounds / tunes / melodies, 
 to have bright / dull colours, 
 to have an excellent cast, 
 to be worth seeing / listening, 
 to watch.
Итак, выше были рассмотрены несколько аспектов, позволяющих представить интегрированный курс «иностранный язык + художественное развитие».  
Фрагменты уроков прилагаются.
 Урок на тему:
 « Роль чтения в нашей жизни (на материале любимых сказок).
Класс: 6 «А»  
  Цель урока: Развитие эстетических и художественных вкусов на уроках английского языка, как средство повышения интереса к предмету. 
  Задачи урока: Научить учащихся более глубокому аналитическому чтению (излагать не только содержание, но и определять стиль, давать характеристику героев, находить главную мысль…).
Ход урока:
I. Tongue twisters: “p”, “b”, “w”, “d”

All people like to read, especially children. That is why, today we’ll speak about the role of the books in our life, try to analyse your favourite tales, and try to speak on the tale I’ll give you.

1. Can you answer What for do people, grown-ups and children read?
2. Why does love for reading give the advantage for some people?
3. Do you think that a book is one of the greatest wonders in the world? Prove it.
4. How do the books help you in your life?
5. Why do we thank the books? (link up with the past? future).
6. Can you prove that the book is a faithful and undemanding friend?

II. To my mind depending on the content and the aim of the story we can distinguish some styles in speech (literature)  
  What are they, what can you say about each of them?  
1. fiction
2. science prose
3. official style
4. publicistic style

  Today we’re speaking about tales, because there are books which have been our great favourites since childhood. What does the writer do to enrich the language of the tale, story, novel (epithets, metaphors, irony…).
  III.“ The Land of Boobies”(аудирование).
  Write the notes during my reading, find out the lexical expressive means, that is you must only analyse the tale from the point of view of the style.
1. what speech,
2. characterization
3. climax
4. lexical expressive means
 IV. My own tale (по результатам дом.зад.-сочинение).
  H/t.: Make up your own tales using lexical expressive means (оформить сказку в виде буклета). (Приложение №3)  
   
Урок (фрагмент урока) на тему:
 Творчество В. С. Моэма и его произведение «Театр»
Класс: 7 «А»
Цель урока: Подвести учащихся к аналитическому осмыслению прочитанного.
Ход урока:
I’d like to devote our lesson to the discussion of the creative activity of the famous English writer W.S.Maugham. We’ll continue our work on his play “Theatre”. 
First you must tell me some words , about the writer himself and then, of course, try to prove that he was a great master of style.
Say everything you can about Julia.
1. What impressed you in her?
2. What kind of a person is she?
3. What qualities do you think the author appreciates in Julia and what not?
4. Was she an outstanding actress?
“cold” actress, her attitude to other people.
  Her first teacher’s motto was “Don’t be natural on the stage, only seem natural”- what does it mean? (диаграмма на доске)

What person is she? an outstanding actress - “cold”
  actress  
  Her qualities
  JULIA
  Her attitude to other people Her behaviour 
  Her abilities Her emotions

What helps the writer to make his play, especially to present his heroine more vividly (epithets, metaphors, comparison). How do you understand? “World is a theatre and people are actors”.
1. Today we have invited to our discussion theatrical critics, let’s listen to their opinions on the play.
2. Our journalist is going to interview Julia, listen to them please…  
…………………………………………………………………….
Урок заканчивается домашним заданием: Как вы понимаете цитату:“World is a theatre and people are actors”.

Joomla SEF URLs by Artio