Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 
Картунен Александр Александрович, учитель информатики и ИКТ
ГБОУ ЦО Кировского района Санкт-Петербурга «Центр информационной культуры»
 

Доминирующей тенденцией развития общества в настоящее время является его широкая компьютеризация. Информационно-коммуникативные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Современный ребенок сталкивается с новыми технологиями ежедневно в повседневной жизни. Мобильные телефоны, КПК, интернет-планшеты и другие электронные устройства появляются у детей все раньше. Хорошо это или плохо – вопрос риторический. Это данность современного общества. Детям необходимо помочь правильно относиться к этим устройствам и сделать так, чтобы они не стали «зависимыми» от них и от того виртуального пространства, которое они предоставляют.
Это обуславливает новый подход к преподаванию информатики и информационных технологий в рамках программы средней школы. В настоящее время сложился достаточно определенный социальный заказ – обществу необходимы, в первую очередь, грамотные, адекватные пользователи персональных компьютеров – специалисты в области информационных технологий. Необходимо не столько преподавание программирования, как самоцель, и не только обучение работе в распространенном программном обеспечении (MS Office и др.), а закладывание фундамента будущего самообучения нынешних школьников – им придётся использовать несколько другое программное обеспечение, хотя основные принципы работы, как прогнозируется, останутся теми же. Поэтому необходимо начинать изучение информатики и информационных технологий как можно раньше – в младшей или в самом начале средней школы. Школьников необходимо как можно ранее познакомить с компьютерной техникой. Их необходимо предупредить о возможных негативных последствиях чрезмерного увлечения виртуальным пространством. Но в тоже время до них необходимо донести идею, что компьютерная техника – это такой же бытовой прибор, как, например, чайник. И азами владения компьютером должен владеть любой уважающий себя человек. Для развития этой идеи разработан пропедевтический курс под условным названием «Развивающая информатика».
Целью данного курса является выработка адекватной мотивации последующего обучения. К задачам, решаемым в течение преподавания курса, относятся:
·        дать основные базовые знания, относящиеся к образовательным областям «Информатика» и «Технологии» (относящиеся к компьютерным технологиям);
·        сломать психологические барьеры в использовании компьютерной техники при решении своих задач;
·        обрисовать круг задач, решающихся с помощью компьютера как современного универсального бытового устройства;
·        развить интеллектуальные способности учащихся – способность анализировать, обобщать, самообучаться;
·        обрисовать круг проблем, которые могут возникнуть при использовании компьютерной техники;
·        объяснить, что интернет, социальные сети и т.д. не могут заменить реального общения, а являются лишь инструментом общения в том случае, когда другое невозможно;
·        закрепить и развить моторные навыки учащихся;
Курс рассчитан на 60 академических часов для школьников 3 – 6 классов. Занятия планируется проводить 1 или 2 раза в неделю по 1 или 2 академических часа в зависимости от возраста учащихся.
При распределении курса по продолжительности обучения оказалось целесообразным выделение следующих блоков:
·        Знакомство с персональным компьютером.
·        Обзор распространенного прикладного программного обеспечения.
·        Начала программирования –на примере системы «ЛогоМиры».
·        Язык системы «ЛогоМиры».
I блок «Знакомство с персональным компьютером» знакомит учащихся с правилами работы на персональном компьютере, с техникой безопасности, с интерфейсом операционной системы Windows, а также прививает базовые навыки работы в простейших программах (графических редакторах), с принципами работы в сети интернет.
II блок целиком посвящен глубокому практическому изучению стандартных программ Windows, а также обеспечивает компьютерную поддержку предметного обучения школьников математике, русскому и английскому языку, и т.д.
В III блоке описана система «ЛогоМиры» как простейшая система визуального программирования. Вводятся основные элементы визуального программирования в рамках предложенной системы.
IV блок посвящен примитивам системы «ЛогоМиры», технике программирования (описываются некоторые приемы программирования на языке «Лого» – организация диалогов, управление параллельными процессами, и т.д.).
По окончании изучения последних двух блоков учащиеся для закрепления практических навыков и систематизации знаний под руководством преподавателя выполняют проектную работу.
 
Содержательная характеристика курса
Знакомство с персональным компьютером (ПК).
Техника безопасности при работе с компьютером. Интерфейс Windows. Работа со стандартными  устройствами ввода-вывода. Работа с файлами. Работа в простейших программах (графических редакторах). Приемы работы с Internet. Правила виртуального общения.
Обзор распространенного прикладного программного обеспечения.
Презентации. Назначение. Приемы создания презентаций на примере прикладной программы MS Power Point. Графический редактор CorelDraw. Обзор обучающих программ и электронных энциклопедий.
Начала программирования на примере системы «ЛогоМиры».
Проект. Работа во встроенном графическом редакторе. Музыкальный редактор. Заимствование в проектах. «ЛогоМиры» как простейшая система визуального программирования. Основные элементы визуального программирования в рамках предложенной системы.
Язык системы «ЛогоМиры»
Основные типы данных. Переменные. Основные объекты. Словарь. Примитивы системы. Моделирование геометрических примитивов и простейших объектов. Техника программирования: несколько приемов программирования на языке «Лого» – организация диалогов, управление параллельными процессами. Защита листа от изменений.
 
Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся
Знакомство с персональным компьютером:
·        иметь представление о назначении компьютера;
·        уметь различать основные устройства компьютера;
·        знать основные правила по технике безопасности;
·        уметь пользоваться клавиатурой и мышью;
·        уметь использовать информационные ресурсы Internet;
·        иметь представление о том, как найти необходимую информацию в Internet;
·        иметь навык работы в интерфейсе Windows;
·        уметь построить простейшие изображения с помощью простейших графических редакторов;
·        иметь представление о хранении информации в персональном компьютере.
Обзор распространенного прикладного программного обеспечения:
·        иметь представление о том, что такое презентация;
·        уметь создавать простые презентации в редакторе MS Power Point;
·        уметь применять эффекты анимации;
·        иметь представление о графическом редакторе CorelDraw, уметь создавать в нем простые картинки;
·        иметь представление о разнообразии программного обеспечения, посвященного компьютерной поддержке предметного обучения школьников.
Начала программирования в среде «ЛогоМиры»:
·        знать что такое проект в терминах среды «ЛогоМиры»;
·        уметь сохранять проект;
·        иметь представление о меню среды «ЛогоМиры»;
·        уметь работать во встроенном графическом редакторе;
·        уметь редактировать и копировать формы;
·        иметь представление о музыкальном редакторе среды «ЛогоМиры»;
·        уметь работать с текстовыми окнами;
·        иметь представление о том, что такое кнопки и бегунки; уметь их использовать;
·        иметь представление о заимствовании в проектах и импорте-экспорте картинок.
Язык «Лого»:
·        иметь представление о типах данных, инструкциях, основных объектах и словаре языка «Лого»;
·        знать свойства черепашек;
·        уметь моделировать геометрические примитивы и простые плоские объекты;
·        иметь представление о некоторых приемах программирования на языке «Лого».
Примерное тематическое планирование по курсу
Общая продолжительность курса 60 часов.
Разделы и темы Количество учебных часов
I.    Знакомство с компьютером 20
1.   Техника безопасности. Интерфейс Windows. Отработка навыков работы с мышкой. 2
2.   Какие еще бывают устройства ввода и вывода информации. Что это такое. Работа с устройствами ввода и вывода информации. 2
3.   Crayola- игровой графический редактор. 2
4.   Как хранится информация в компьютере? Что такое файл. Работа с файлами. 2
5.   Графический редактор Paint. Вывод рисунков на принтер. 4
6.   Что такое Internet? 2
7.   Как найти информацию в Internet. 2
8.   Что такое браузер и как с ним правильно работать. 2
9.   Виртуальное общение. 2
II. Обзор некоторых прикладных программ 16
1.   MS Power Point. 4
2.   CorelDraw. 6
3.   Обучающие программы по русскому и английскому языку. 2
4.   Обучающая программа по математике. 2
5.   Электронные энциклопедии, другие обучающие программы. 2
III.           Начала программирования. ЛогоМиры. 8
1.   Проект: сохранение, открытие. Работа во встроенном графическом редакторе. Поле форм. Редактирование и копирование форм. 2
2.   Черепашки. Мультипликация. Кнопки. Текстовые окна. Бегунки. Работа с меню. Музыкальный редактор ЛогоМиров. 2
3.   Импорт и экспорт картинок. Заимствование в проектах. 2
4.   Самостоятельная работа. Проект «Сельский пейзаж». 2
IV.           Язык системы ЛогоМиры. 16
1.   Основные типы данных. Словарь языка «Лого». Инструкции. 2
2.   Переменные. Основные объекты. Расширение словаря. 2
3.   Свойства черепашек. Лист программ. Моделирование примитивов. 2
4.   Рисование с помощью черепашки: домик, круг. Инструкции очистить, повторить, и т.д. 2
5.   Техника и программирование: порядок, процедура startup. 2
6.   Техника и программирование: процессы и синхронизация, защита листа от изменений. Команда «бди». 2
7.   Проект. 4
Joomla SEF URLs by Artio