Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Условная функция и логические выражения в Excel

Бурдыгина Елена Викторовна,
преподаватель информатики и ИКТ
ГБУ "Высшая банковская школа"

Краткая аннотация

Представляю вашему вниманию опыт моей работы по теме «Применение информационных технологий  для развития  мышления учащихся  и  способы решения проблемно - развивающего обучения на уроках информатики.

Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Возникновение теории проблемного обучения вызвано потребностями самого учебного процесса. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли в своих трудах Т.В.Кудрявцев, В.Оконь,  Селевко Г.К. и др. Данные ученые сформулировали свои понятия проблемного обучения:

Ø  Проблемное обучение— это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г.К. Селевко, 1998).

Ø  Проблемное обучение— это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний (Оконь В. Введение в общую дидактику. М.: Высшая школа, 1990, 383 с ).

Ø  Проблемное обучение— это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (В.Т. Кудрявцев, 1991).

Сравнивая эти определиния можно сделать следующий вывод, что цель проблемного обучения это усвоение результатов научного познания, процесса получения этих результатов.  Она включает еще и формирование и развитие интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сфер воспитанника, развитие его индивидуальных способностей, то есть в проблемно-развивающем обучении акцент делается на общем развитии ребенка, а не на трансляции готовых выводов науки.

 

 

 

План - конспект урока

Организационная информация

Тема урока

«Условная функция и логические выражения в  Microsoft Excel»

Предмет

Информатика

Группа

9-14, 10-14

Преподаватель

Бурдыгина Елена Викторовна

Образовательное учреждение

ГБУ «Высшая банковская школа»

Методическая информация

Тип урока

практико – ориентированный (проблемное обучение)

Цели урока

1.      Образовательная:

·         повторение знаний по теме “Табличный процессор”.

·         изучение правил записи условной функции в excel.

2.      Развивающая:

·         развитие представлений учащихся  о прикладном значении программ пакета Ms-Office.

·         развитие логическое мышление учащихся.

·         развитие навыка анализа, синтеза.

·         развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.

3.      Воспитательная:

·         стимулирование познавательного интереса учащихся.

·         воспитание самостоятельности в работе;

·         привитие навыков вычислительной работы.

·         воспитание аккуратности и точности при записи формул.

 

Задачи урока

·         актуализировать знания студентов, связанные с темой урока – научить учащихся применять условную функцию в ТП Excel.

·         отработать умения использования условной функции при решении задач практического характера.;

·         развитие умения выбора наиболее оптимальной структуру таблицы, создания и форматирования ее.

·         развитие умения применять знания для решения поставленной задач.

·         развитие творческого потенциала учащихся.

·         развитие представлений учащихся  о прикладном значении программы Microsoft Excel.

·         развитие умения обобщать полученные знания и последовательно их применять в процессе выполнения работы.

 

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Решение проблемной ситуации, технология сотрудничества,метод текущего контроля, наглядно-иллюстративный, практический,

Время реализации урока

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют (приобретут, закрепят) ученики в ходе урока

На уроке:

·         актуализируются теоретические знания учащихся об условных функциях.

·         учащиеся приобретут знания и умения в написании формул в ЭТ  Microsoft Excel;

·         учащиеся приобретут знания о возможности составления тестов в ЭТ  Microsoft Excel;

·         приобретут умения и навыки применять полученные знания при решении практических задач в ЭТ  Microsoft Excel;

·         продолжат формирование умений выбирать инструменты и материалы для работы.  

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

·   знание необходимых формул для теста и способах их написания;

·   освоение навыков создания теста средствамиэт  microsoft excel

Метапредметные:

·   ИКТ-компетентность (умения работать вЭТ  Microsoft Excel);

·   Развитие образного, логического и алгоритмического мышления;

·   Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий;

·   Выбор наиболее эффективных способов решения задач;

·   Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Личностные:

·   Понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и профессиональной деятельности;

·   Понимание значения логического и алгоритмического мышления;

·   Развитие творческого потенциала

Необходимое оборудование и материалы

Оборудование: компьютер учителя,  компьютеры учеников, , проектор

Дидактическое обеспечение урока

технологическая карта к уроку, карточки с проверочным тестом, презентация «Условная функция и логические выражения в Excel», инструкция по ТБ.

Список учебной и дополнительной литературы

1.      Информатика: Учеб пособие для  студ. Учреждений сред проф.образования/Е.В. Михеева, О.И. Титова -4-е изд.стер. –М.:Издательский центр «Академия», 2010.-352с.

2.      Практикум по информатике: Учеб пособие для сред проф.образования/Елена Викторовна Михеева -8-е изд. –М.:Издательский центр «Академия ИЦ», 2010.-187с.

Ход и содержание занятия,

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Мотивация  у учащихся на уроке формируется:

-   в результате обсуждения многообразия сфер деятельности человека, в которых полезно знать и использовать возможности ЭТ  Microsoft Excel - применимость получаемых знаний в практической деятельности;

-   ссылки на то, что приобретаемые на уроке знания и умения понадобятся при изучении последующего материала;

-   создания проблемной ситуации;

-   создания ситуации успеха для учащихся различного уровня подготовки (дифференцированность практических заданий).

 

План занятия:

 

1.      Организационный момент – 1 мин.

2.      Постановка темы и целей урока- 1 мин.

3.      Актуализация знаний (тест) - 6 мин.

4.      Создание проблемной ситуации - 3 мин.

5.      Ознакомление с новым материалом – 10 мин.

6.      Этап закрепления знаний (самостоятельная работа учащихся за компьютерами) - 20 мин.

7.      Подведение итогов  –  3 мин.

8.      Домашнее задание - 1 мин.

 

Описание всех этапов занятия

1.    Организационный момент

Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих.

2.    Постановка темы и целей занятия.

«Условная функция и логические выражения в  Microsoft Excel»

Научиться применять условную функцию в ТП Excel. Отработать умения использования условной функции при решении задач практического характера.

3.    Актуализация знаний (тест). (приложение1)

 

Учащиеся выполняют тест по вариантам. Заранее выданы карточки для записи вариантов ответов. Учащиеся при выполнении заданий записывают варианты ответов на карточки и отмечают свои ответы на карточке теста. Карточки с ответами учащиеся сдают преподавателю.

4.    Создание проблемной ситуации.

 

Сегодняшний тест – очередное зачетное задание. Зачет ставится, если вы верно ответили на 4 вопроса и более, в противном случае – незачет.

Вы отвечали на вопросы теста, по карточкам, сдали свои тесты с ответами преподавателю, то есть мне. Теперь нужно подождать некоторое время, чтобы получить результат.

Я предлагаю автоматизировать процесс выставления зачета.

На экране появляется тест следующего вида, который заполняем все вместе:

Для того чтобы тест сам ставил оценку необходимо внести несколько формул. Какие формулы надо задать в ячейки D31 и G31?

Создана проблемная ситуация, для преодоления которой ребятам необходимы новые знания.

5. Ознакомление с новым материалом: Показ презентации «Условная функция и логические выражения в Excel» (приложение2, слайды 1-6)

6. Этап закрепления знаний (самостоятельная работа учащихся за компьютерами).

Постановка задачи: презентация «Условная функция и логические выражения в Excel» (приложение2, слайды 7-9).

Выполнение задания: технологическая карта (приложение 3).

Показ готовых работ преподавателю.

5.      Ознакомление с новым материалом

Показ презентации «Условная функция и логические выражения в Excel» (приложение2, слайды 1-6)

6.      Этап закрепления знаний (самостоятельная работа учащихся за компьютерами)

Постановка задачи: презентация «Условная функция и логические выражения в Excel» (приложение2, слайды 7-9).

Выполнение задания: технологическая карта (приложение 3).

Показ готовых работ преподавателю.

 

7.    Подведение итогов

проводится в форме беседы. Задаются вопросы, с помощью которых воспитанники и педагог могут восполнить недостающие части занятия. Вопросы :

·         Что на сегодняшнем уроке Вам запомнилось больше всего? 

·         Что вызвало затруднения?

·         Как вы считаете, соответствует ли тема урока содержанию?

·         Какую оценку вы бы поставили себе?

·         Что вам ранее было уже известно? А что не известно?

На основе ответов обучающихся педагог делает выводы об эффективности занятия,  о пробелах в своей работе (что учитывается на последующих занятиях).

 

8.    Домашнее задание

1.      Выполнить одну из дополнительных задач. Презентация «Условная функция и логические выражения в Excel» (приложение2, слайды 10-12).

2.      Повторить инструкцию по ТБ и ОТ при работе в компьютерном классе (приложение 4)

 

 

 

Приложение 1

         
   

Вариант №1                                          Вопросы                                                                                                              

Введите номер правильного ответа

 
         
 

 

1. Что такое Excel?

 

 
 

1

Текстовый редактор

 

 
 

2

Графический редактор

 

 
 

3

Табличный процессор

 

 
         
 

 

2. Рабочая книга - это

 

 
 

1

Основной документ Excel

 

 
 

2

Наименьшая структурная единица для размещения данных

 

 
 

3

Страница для создания и хранения таблиц и диаграмм

 

 
         
 

 

3. Файлы созданные в Excel имеют расширение

 

 
 

1

.doc

 

 
 

2

.xls

 

 
 

3

.bmp

 

 
         
 

 

4. Курсор имеющий вид чёрного крестика предназначен для

 

 
 

1

Выбора различных элементов окна и их активизации

 

 
 

2

Изменения размера окна

 

 
 

3

Выполнения функции автозаполнения

 

 
         
 

 

5. Как обозначается адрес ячейки?

 

 
 

1

Буквой и цифрой

 

 
 

2

Двумя буквами

 

 
 

3

Цифрой и буквой

 

 
         
         
         
   

Вы справились с тестом на ОЦЕНКУ:

 

 
         

 

     

 

 

 

Вариант №2                                       Вопросы                                                                                                              

Введите номер правильного ответа

 

 

     

 

 

 

1. Основные компоненты окна Excel

 

 

 

1

Полосы прокрутки, панель инструментов, строка меню

 

 

 

2

Панель инструментов, поле имени, строка меню, строка формул

 

 

 

3

Строка меню, строка состояния, строка адреса

 

 

 

     

 

 

 

2. Наименьшая структурная единица для размещения данных

 

 

 

1

Ячейка

 

 

 

2

Лист

 

 

 

3

Рабочая книга

 

 

 

     

 

 

 

3. Какие виды данных может обрабатывать Excel?

 

 

 

1

Текстовые, числовые

 

 

 

2

Видео, фото

 

 

 

3

Текстовые, числовые и формулы

 

 

 

     

 

 

 

4. Какая запись адреса ячейки допустима?

 

 

 

1

AB$4

 

 

 

2

$15C

 

 

 

3

H25D

 

 

 

     

 

 

 

5. Каково назначение строки формул?

 

 

 

1

Ввод и редактирование формул и данных в ячейке

 

 

 

2

Отображает сведения о командах и положении курсора

 

 

 

3

Обеспечивает доступ ко всем командам Excel

 

 

 

     

 

 

     

 

 

     

 

 

 

Вы справились с тестом на ОЦЕНКУ:

 

 

 

     

 

 

       

 

 

   

Вариант №3                                       Вопросы                                                                                                              

Введите номер правильного ответа

 

 

       

 

 

 

 

1. Каково назначение строки формул?

 

 

 

 

1

Ввод и редактирование формул и данных в ячейке

 

 

 

 

2

Отображает сведения о командах и положении курсора

 

 

 

 

3

Обеспечивает доступ ко всем командам Excel

 

 

 

       

 

 

 

 

2. Как называется группа смежных ячеек?

 

 

 

 

1

Несколько ячеек

 

 

 

 

2

Группа ячеек

 

 

 

 

3

Диапазон ячеек

 

 

 

       

 

 

 

 

3. В поле имени отображается

 

 

 

 

1

Содержимое ячейки

 

 

 

 

2

Адрес ячейки (имя ячейки)

 

 

 

 

3

Имя листа

 

 

 

       

 

 

 

 

4. Со знака = начинается запись

 

 

 

 

1

Функции

 

 

 

 

2

Формулы

 

 

 

 

3

Адреса ячейки

 

 

 

       

 

 

 

 

5. Функция - это

 

 

 

 

1

Запись адреса ячейки в составе формулы

 

 

 

 

2

Математическая запись вычислений производимых над данными таблицы

 

 

 

 

3

Математическая запись, указывающая на выполнение определенных вычислительных операций

 

 

 

       

 

 

       

 

 

       

 

 

   

Вы справились с тестом на ОЦЕНКУ:

 

 

                         

 

 

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Практическая работа

Тема: Создание теста.

Цель: Научить создавать тесты.

 

Задача 1. Создать тест, ввести формулы, получить оценку.

Порядок выполнения работы:

  1. Создать книгу «Тест», Лист 1 переименовать в «Тест 1»
  2. Создать таблицу по образцу:

 

 

  1. Ввести в ячейку F2 формулу для подсчёта количества правильных ответов
    =ЕСЛИ(D6=3;1;0)+ЕСЛИ(D11=1;1;0)+ЕСЛИ(D16=2;1;0)+ЕСЛИ(D21=3;1;0) подчёркнутые цифры это номер правильного ответа, меняйте его по собственному желанию;
  2. Ввести в ячейку D24формулу для определения, какой оценке соответствует набранное количество правильных ответов =ЕСЛИ(F2=4;"ОТЛИЧНО";ЕСЛИ(F2=3;"ХОРОШО";ЕСЛИ(F2=2; "ПЛОХО"; "УЖАСНО")))
  3. Отформатировать таблицу на свое усмотрение.
  4. Ответить на вопросы теста, получить оценку.
  5. Открыть файл «Тест 2», выбрать свой вариант, ввести нужные формулы в нужные ячейки.
  6. Ответить на вопросы теста, получить оценку.
  7. Результат показать преподавателю.

 

 

Приложение 4

 

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда при работе в кабинете информатики

ИОТ - 014 - 2002

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе в кабинете информатики допускаются учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский ос­мотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При работе в кабинете информатики учащиеся должны соблю­дать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При работе в кабинете информатики возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

- неблагоприятное воздействие на организм человека неонизирующих электромагнитных излучений видеотерминалов;

- неблагоприятное воздействие на зрение визуальных эргономичес­ких параметров видеотерминалов, выходящих за пределы оптималь­ного диапазона;

- поражение электрическим током.

1.4. Кабинет информатики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах или при плохом самочувствии.

1.5. При работе в кабинете информатики соблюдать правила пожар­ной безопасности, знать места расположения первичных средств по­жаротушения. Кабинет информатики должен быть оснащен двумя углекислотными огнетушителями.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец не­счастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавате­лю). При неисправности оборудования прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).

1.7. В процессе работы с видеотерминалами учащиеся должны со­блюдать порядок проведения работ, правила личной гигиены, содер­жать в чистоте рабочее место.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструк­ции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми уча­щимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

 

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Тщательно проветрить кабинет информатики и убедиться, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 19 - 21° С, от­носительная влажность воздуха в пределах 62- 55%.

2.2. Убедиться в наличии защитного заземления оборудования, а также защитных экранов видеотерминалов.

2.3. Включить видеотерминалы и проверить стабильность и чет­кость изображения на экранах.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Не включать видеотерминалы без разрешения учителя (преподавателя).

3.2. Недопустимы занятия за одним видеотерминалом двух и бо­лее человек.

3.3. При работающем видеотерминале расстояние от глаз до экра­на должно быть 0,6-0,7 м, уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты.

3.4. Тетрадь для записей располагать на подставке с наклоном 12-15° на расстоянии 55-65 см от глаз, которая должна быть хорошо освещена.

3.5. Изображение на экранах видеотерминалов должно быть ста­бильным, ясным и предельно четким, не иметь мерцаний символов и фона, на экранах не должно быть бликов и отражений светильни­ков, окон и окружающих предметов.

3.6. Длительность работы с видеотерминалами не должно пре­вышать: для учащихся 1-х классов (6 лет) - 10 мин., для учащихся 2-5 классов - 15 мин., для учащихся 6-7 классов - 20 мин., для уча­щихся 8-9 классов - 25 мин., для учащихся 10-11 классов - при двух уроках подряд на первом из них - 30 мин., на втором - 20 мин., после чего сделать перерыв не менее 10 мин. для выполне­ния специальных упражнений, снимающих зрительное утомление.

3.7. Во время производственной практики ежедневная длительность работы за видеотерминалами не должна превышать 3-х часов для уча­щихся старше 16 лет и 2-х часов для учащихся моложе 16 лет с обя­зательным проведением гимнастики для глаз через каждые 20 - 25 мин. работы и физических упражнений через каждые 45 мин. во вре­мя перерывов.

3.8. Занятия в кружках с использованием видеотерминалов должны проводиться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе, не чаще 2-х раз в неделю общей продолжи­тельностью: для учащихся 2-5 классов — не более 60 мин., для уча­щихся 6-х классов и старше - до 90 мин.

3.9. Не рекомендуется использовать в кабинете для написания ин­формации меловую доску.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. В случае появления неисправности в работе видеотерминала следует выключить его и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.2. При плохом самочувствии, появлении головной боли, го­ловокружения и пр. прекратить работу и сообщить об этом учи­телю (преподавателю).

4.3. При поражении электрическим током немедленно отключить видеотерминалы, оказать первую помощь пострадавшему, при необхо­димости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. С разрешения учителя (преподавателя) выключить видеотерми­налы и привести в порядок рабочее место.

5.2. Тщательно проветрить и провести влажную уборку каби­нета информатики.

 

Joomla SEF URLs by Artio