Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка: Урок-соревнование «Логический бой»

 

Чеботарева Евгения Александровна,

учитель информатики ГБОУ СОШ №35 с углубленным изучением английского языка Василеостровского района Санкт-Петербурга.

 

Место темы в разделе и в курсе «Информатика и ИКТ»:

урок является заключающим уроком по теме «Основы логики» на изучение которой отводится 6 часов в 10 классе.

Цели урока:повторение и обобщение пройденного материала по теме «Основы логики»

Задачи урока:

образовательные:закрепление навыков решения логических задач разными способами, повторение основных логических операций и понятий.

развивающие:развитие критического мышления, умения применять полученные знания для решения нестандартных задач.

воспитательные: развитие навыков работы в команде, сплочение классного коллектива.

Материалы и оборудование к уроку:раздаточный материал, проектор для демонстрации презентации.

Тип урока:комбинированные, урок обобщения и повторения,урок-игра.

Форма проведения урока:урок-соревнование, работа в группах, индивидуальная работа.

План урока:

  1. Введение. Ученики делятся на 2-4 команды. Учитель объясняет правила.

  2. Соревнование. Командам дается десять логических задач. На решение каждой отводиться определенное время. Итоги подводятся после каждой задачи.

  3. Подведение итогов и награждение команды победителей.

Ход урока:

  1. Введение. Ученики делятся на 2-4 команды. Учитель объясняет правила.

  2. Логические задачи

 

 

1

 

Виновник ночного дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии.

Первый из опрошенных свидетелей сказал работникам ГАИ, что это были "Жигули", первая цифра номера машины — единица.

Второй свидетель сказал, что машина была марки "Москвич", а номер начинался с семёрки.

Третий свидетель заявил, что машина была иностранная, номер начинался не с единицы.

При дальнейшем расследовании выяснилось, что каждый из свидетелей правильно указал либо только марку машины, либо только первую цифру номера.

Какой марки была машина, и с какой цифры начинался номер?

 

 

2

 

Посчитайте сколько на рисунке квадратов

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

В поезде Москва - Петербург едут пассажиры Иванов, Петров, Сидоров. Такие же фамилии имеют машинист, электрик и кондуктор бригады поезда. Известно, что:

Пассажир Иванов живет в Москве.

Кондуктор живет на полпути от Москвы до Петербурга.

Пассажир, однофамилец кондуктора, живет в Петербурге.

Пассажир, живущий ближе к месту жительства кондуктора, чем другие пассажиры,
точно втрое старше кондуктора.

Пассажиру Петрову в тот день исполнилось 20 лет.

Сидоров (из бригады) недавно выиграл у электрика партию в бильярд.

Какая фамилия у машиниста?

 

 

4

 

Переправа через ров

Четырехугольное поле окружено рвом, ширина которого всюду одина­кова (см. рисунок). Даны две доски, длина каждой из которых равна точ­но ширине рва.

Требуется с помощью этих досок устроить переход через ров.

 

 

 

 

 

 

 

5

 

При издании книги потребовалось 2 775 цифр того, чтобы пронумеровать ее страницы. Сколько страниц в книге?

 

 

6

 

Старая арабская загадка.

Охотник встретил двух пастухов, у одного из которых было три куска хлеба, а у второго

пять. Все куски были одного размера. Трое мужчин разделили весь хлеб поровну. После

еды, охотник дал пастухам восемь монет на двоих. Как пастухи должны разделить эти

деньги?

 

 

7

 

Имеется пять кусков цепи по три кольца в каждом. Какое наименьшее число колец придется расковать и сковать, чтобы соединить эти куски в одну цепь?

 

 

8

 

В чашке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в чашке; сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом; в банке не лимонад и не вода; а стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. Что где находится?

 

 

9

 

Из спичек постройте фигуру, как показано на рисунке.

 

Переложите в ней 5 спичек так, чтобы получилось три квадрата.

 

 

10

Имеются 2 монеты – одна настоящая, другая – фальшивая. Есть два человека, которые знают, какая из монет фальшивая. Один из них – либо «лжец», либо «правдивец» (то есть либо всегда говорит ложь, либо всегда говорит правду), а второй – «хитрец», то есть человек, который говорит правду и ложь строго в определенном порядке (то есть либо на четные вопросы говорит правду, а на нечетные неправду, либо наоборот.) Проблема в том, что неизвестно, кто из них хитрец.

Вы имеете право задать 2 вопроса только одному из людей. Как вам выявить фальшивую монету?

 

 

  1. Подведение итогов, награждение победителей

  2. Домашнее задание: разобрать нерешенные задачи.

Литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

  2. http://www.smekalka.pp.ru/ Логические задачи и головоломки.

  3. http://www.fipi.ru/view/sections/160/docs/

  4. Курбатов В.И.Логика в вопроса и ответах.Учебное пособие.
    (Ростов-на-Дону: Феникс, 1997)

Презентация к уроку размещена на http://pr-sch35.ucoz.ru/index/metodicheskie_materialy/0-9.

Joomla SEF URLs by Artio