Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Степень регламентации деятельности образовательных учреждений все время нарастает. Однако это касается преимущественно информа­ционных потоков направленных вовне образовательного учреждения. Информационные же потоки повседневного характера, по-прежнему, оста­ются вне пределов внимания автоматизированных информационных систем.

 

Сегодня появились общедоступные ин­терактивные сервисы, позволяющие автоматизировать процесс повседнев­ного управления образовательным учреждением. Актуальными остаются вопросы планирования текущей деятельности педагогов, каталоги­зация и управление ресурсами, планирование занятости помещений, организация каналов обратной связи. Мы поставили перед собой цель - автомати­зировать в школе эти и другие  процессы средствами сетевых сервисов.

Для того чтобы идея автоматизации оперативного управления школой не провалилась изначально, на первом этапе необходимо уделить особое внимание техническому оснащению рабочих мест. Важно, что для решения этой задачи могут быть использованы компьютеры средней мощности.

Были приложены определенные усилия и внастоящее время все кабинеты школы оборудованы мультимедийной техникой с доступом в Интернет.

Мы понимали, что прежде чем внедрять ИКТ всем участникам процесса необходимо иметь хотя бы минимальные пользовательские навыки.

Второй этапсоздание условий для обучения администрации и педагогов работе на компьютере и работе с необходимым программным обеспечением.

Обучение включало в себя несколько этапов.  В прошлом учебном году практически еженедельно проводились обучающие семинары на базе компьютерных классов.  В июне  2009 года все педагоги (во главе с директором)  осваивали среду Дневник.ру.

В сентябре-октябре 2010 года – ПараГраф. И в настоящее время, как администрация, так и учителя владеют устойчивыми навыками работы в этой среде.  Хочу заметить, что, по моему мнению, произошел качественный скачок -  теперь идет как процесс обучения педагогов, так и процесс взаимообучения.

Тем не менее, использование программных продуктов с замысловатым интерфейсом бессмысленно, если вы внедряете его для всех участников образовательного процесса.

Поэтому серьезное внимание необходимо уделить поиску программного обеспечения для организации школьного офиса.

Третий этаппоиск программного обеспечения для создания сетевого школьного офиса.

Простейшим удобным для работы администрации школы вариантом оказалось создание сетевой  папки с общим для администрации доступом. Во внеурочное время приходилось пользоваться электронной почтой для пересылки документов.

При этом при совместной работе с документами возникает целый ряд трудностей.

Во-первых, недостаточная оперативность. Даже в случае редактиро­вания всеми участниками процесса электронного документа требуется по­следовательная передача версий от пользователя к пользователю.

Во-вторых, искажения информации в ходе передачи от пользователя к пользователю. При многократном редактировании, количество версий до­кумента значительно увеличивается. В итоге бывает трудно разо­браться, какая из версий последняя. Зачастую нужная версия документа бывает утеряна

В-третьих, децентрализованное хранение документов. Каждый пользо­ватель стремится сохранить для себя экземпляр каждого документа, не­обходимого в работе. Это приводит к двум негативным последствиям. В обращении одновременно находится множество одинаковых, но не всегда идентичных документов. Массив документов специалиста остается недо­ступным для других работников учреждения.

Так, например, в создании плана работы на год задействовано немало людей (директор, завучи, ответственные за реализацию того или иного проекта). Свой блок документа они создают на разных машинах. Приходится его стыковать. При этом очень часто возникает необходимость повторного форматирования.

Поэтому мы занялись поиском программных продуктов, которые, во-первых, помогли бы решить эти и другие проблемы, во-вторых, имели бы несложный для освоения интерфейс, в-третьих, доступ к ним был бы открыт круглосуточно, т.е. они должны находиться в сети Интернет.  

Мы пришли к выводу, что полезными в работе школьного администратора могут оказаться  общедоступные бесплатные сетевые интерактивные сервисы, которые предоставляет компания Google.

Для работы достаточно иметь электронный ящик, выход в интернет и создать свой аккаунт. Работа с данным сервисом организована следующим образом. Создан школьный аккаунт. Администрации школы выдан единый пароль для входа, дающий возможность доступа ко всем сетевым документам.

Что это нам дает?

Здесь можно, например, совместно редактировать документы, созданные привычным способом в текстовом редакторе Word. При этом существенно упрощается подготовка таких важнейших для школы документов, как план работы на год, публичный отчет школы и т. д. Каждый из завучей может вносить свои изменения.  Руководитель учреждения получает возможность в режиме реального вре­мени следить за ходом подготовки документа, вносить корректировки.

История изменений документа при этом сохраняется. Есть возможность одновременной работы с ним нескольких пользователей. На слайде показан интерфейс программы, который практически не отличается от текстового редактора Word.

Создание общешкольных отчетов. При необходимости формирования общешкольного отчета, можно использовать сетевой табличный процес­сор офиса Google. Автором документа создается таблица, доступ к которой предоставляется всем работникам, участвующим в формировании отчета. Преимущество такого подхода в том, что автору документа не требуется вручную сводить разрозненные отчеты отдельных работников. При этом снижается также вероятность искажения данных при заполнении отчета и формировании сводного отчета, неизбежные при традиционном способе создания общешкольных отчетов.

Удобно использовать сервисы компании Google и на школьном сайте.Каждая школа сейчас имеет свой сайт. И мы не исключение.  

С целью выявления запросов участников образовательного процесса регулярно проводится анализ статистики посещения сайта. И вот что она показала.

На  графике хорошо видно, что в декабре 2009 года количество посещений сайта заметно увеличилось, начиная с августа 2010 года, наблюдается значительный рост. Возникает вопрос – в чем причина?

Очевидно, что это связано с тем, что в декабре появилась новая версия сайта. Для создания которой были использованы возможности пакета Первая помощь, который поставлялся во все школы бесплатно, а именно диск для создания страничек сайта с программой FrontPage. Это простейший редактор, который в состоянии освоить любой пользователь, владеющий навыками работы, например, в текстовом редакторе Word, причем, без значительных усилий. 

Новый всплеск посещения сайта наблюдается с августа 2011 года. В этот период появляются, прибавились новые рубрики, созданные средствами интерактивных сервисов компании Google. О них я немного расскажу.

Для организации совместного планирования администрацией нашей школы используется Google Календарь, который позволяет организовать:

- совместный доступ администрации (директор, завучи, секретарь и др.) к календарю;

- совмещение календарей различных пользователей;

- уведомление пользователей о событиях календаря.

Для создания календаря достаточно иметь аккаунт Google. При необходимости можно создать несколько календарей по различным направлениям деятельности. Важно определить перечень и права пользователей для каждого календаря: органи­заторы (в нашем случае это директор, завучи, секретарь) – они могут добавлять и изменять информацию и гости (учителя, ученики, родители) – могут только читать информацию.

Календарь опубликован на школьном сайте, причем, для публикации не требуется специальных навыков программирования.

Чтобы создать мероприятие в календаре достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши на нужный день. Откроется диалоговое окно, в котором можно указать название мероприятия, время его проведения, задать интервал, с которым оно будет повторяться в календаре и др.

Использование электронного календаря дает возможность завучам (независимо друг от друга и в любое время суток) создавать мероприятия. При этом видны все изменения, сделанные другими. Открыт общий доступ на просмотр школьных мероприятий.

Средствами календаря организуется рассылка – напоминание о том или ином мероприятии. Календарь можно распечатать прямо со страницы сайта. Можно сохранить в виде файла для дальнейшей работы.

Одной из актуальных задач управления школой является организация каналов обратной связи. На сайте школы работают интернет – приемные, которыеявляются дополнительным средством обеспечения возможности обращения родителей к администрации школы.

Первой была создана интернет-приемная директора школы, которая предоставила трибуну для публичного высказывания директора по актуальным для родителей вопросам.  Родители получили возможность напрямую узнать мнение директора.

Необходимо отметить, что создание интернет – приемной действительно актуально, после ее появления на сайте школы заметно снизился поток родителей на прием к директору. В начале учебного года всегда возникает много вопросов, которые очень часто повторяются. Страничка директора на сайте дает возможность ответить на них. На первом родительском собрании мы объявили о создании интернет – приемной, о том, что информация поступает непосредственно на электронный адрес, доступ к которому имеет лично директор и о том, что почта просматривается не реже 1 раза в неделю. Все родители, присутствующие на собрании получили распечатку адреса сайта. Переписка с родителями идет достаточно активно, но, на мой взгляд, она, во-первых, отнимает гораздо меньше времени, чем беседы с родителями в кабинете, во-вторых, намного оперативнее можно решить конфликтные вопросы (и этому есть примеры), и ,в-третьих, часто вопросы общего характера повторяются. В этом случае становится понятно, что беспокоит родителей, можно на страницах сайта дать ответ. Еще раз хочу подчеркнуть, что эта форма  пользуется популярностью у родителей.

Сейчас на сайте школы работают интернет – приемные заместителя директора по УВР, зав. библиотекой, психолога, секретаря, построенные на основе технологий Google Документы/Форма. В этом случае вся информация автоматически формируется в таблицу, есть возможность ее распечатки.

Эта же технология дает возможность конструировать из готовых элементов анкеты и тесты и проводить анкетирование или тестирование различных участников образовательного процесса. Мы активно ее используем. Например, На библиотечном сайте школы с помощью данного сервиса регулярно проводится тестирование учащихся по различным предметам.  Данные заполненных анкет автоматически формируются в сводную таблицу. Встроенные средства  Google дают возможность автоматической статистической обработки результатов анкетирования, строить диаграммы. Созданную форму можно отправить по почте и/или опубликовать в интернете и/или вставить на свою страницу (сайта или блога). Использование интерактивных анкет также  по­зволяет обеспечить оперативное взаимодей­ствие администрации и родителей по раз­личным вопросам школьной жизни.

На сайте школы  регулярно проводятся  интерактивные голосования по тем или иным вопросам. Например, весной этого года обсуждался Кодекс педагогического общения, а настоящее время – «Правила поведения учащихся».

Хочу упомянуть о том, что на школьном сайте с помощью веб - альбомов Picasaсоздана фотогалерея, которая пополняется после каждого проведенного в школе мероприятия. Это облегчает составление фотоотчетов, которые нам регулярно требуется предоставлять, например, в Отдел образования.

В заключение хочу отметить, что наша работа не осталась незамеченной. Опыт работы был обобщен на IIIи IVМеждународных конференциях «Информационные технологии для Новой школы» и получил высокую оценку слушателей. На Всероссийском конкурсе «Директор школы-2013» в специальной номинации компании GOOGLEвидеоролик «Использование сервисов GOOGLEв школе» занял первое место.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio