Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Логика в информатике

Чеботарева Юлия Владимировна
учитель информатики и ИКТ ГБОУ СОШ №692
Калининского района г.Санкт-Петербурга

 

Умение думать, логически мыслить, давать ответы на поставленные вопросы всегда играло  важную роль в жизни человека. Какую задачу мы  обычно называем логической? Это та  задача, когда для ее решения требуются определенные логические рассуждения.

Ученики на первом уроке, как правило, услышав тему, спрашивают: «Но какое отношение логика имеет к вычислительной технике и программированию?». Оказывается, самое непосредственное. Наука логика является теоретической основой современных электронно-вычислительных машин и сложных управляющих систем. Она приобретает важное прикладное значение - особенно в области разработки специальных знаков для баз данных и представления знаний. Используя методы и средства логической науки, ученые разрабатывают эффективные языки программирования.

Все науки возникли из практики. Те знания, которые лежат в основе разных наук, человек приобретал в борьбе с опасными для него явлениями природы. Человека всегда  интересовала истина. Познание истины привело к прогрессу человечества. Главная задача логики состоит в том, чтобы выявить, какие способы рассуждения правильные, а какие нет. Решение задач призвано повысить общую культуру и интуитивные навыки ясного, последовательного и доказательного мышления

Основоположником логики считают Аристотеля, т.к. именно он подверг анализу человеческое мышление, такие его формы, как понятие, суждения, умозаключение, и рассмотрел мышление со стороны строения, структуры, то есть с формальной стороны. Так возникла формальная логика-наука, пытавшаяся найти ответ на вопрос, как мы рассуждаем, изучающая логические операции и правила мышления. В течение многих веков логика помогала математике стать строгой, последовательной наукой. Аристотель систематически  изложил логические знания и  как гражданин  активно участвовал в жизни своего государства. Он регулярно посещал народные собрания, где обсуждались вопросы войны и мира, городского строительства, торговли и т.п., ежегодно участвовал в выборах государственных чиновников и сам в течение жизни неоднократно мог занимать те или иные должности. Античные греки много и с удовольствием судились, причем греческий суд не знал прокуроров и адвокатов, истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и присутствовавшей публикой. От умения внятно изложить суть дела и убедительно обосновать свои претензии часто зависел исход дела. Гражданину необходима была определенная образованность для выполнения своих гражданских обязанностей и осуществления своих гражданских прав.

В Древней Греции приветствовалось получение всеобщего образования и очень высоко ценились учителя, их называли софистами, что означало первоначально «мудрец» или «учитель мудрости». Они учили детей грамоте, основам наук, также воспитывали умение говорить красиво и убедительно,  уметь отстаивать в спорах свое мнение. Вскоре софисты стали изобретать приемы, для того, чтобы, чтобы одурачить собеседника и представить противника в смешном или глупом виде, внушить недоверие к истине, а ложь, напротив, представить как  истину. Такие лживые приемы получили название «софизмы», а слово «софист» приобрело негативный оттенок, который сохранился у него до сих пор. Вот примеры некоторых софизмов, сохранившихся в трудах древних авторов: «Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит».

«Со времен Античности до нас дошла следующая история. У знаменитого софиста Протагора был ученик по имени Эватл, обучавшийся праву. Учитель и ученик заключили договор, согласно которому Эватл должен был заплатить за обучение лишь после того, как выиграет свой первый процесс. Однако, закончив обучение, Эватл не спешил выступать в суде. Терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд.«Эватл в любом случае вынужден будет заплатить мне, – рассуждал Протагор. – Он либо выиграет этот процесс, либо проиграет его. Если выиграет – заплатит в силу нашего с ним договора; если же проиграет – заплатит в силу приговора суда». «Ничего подобного, – рассуждал, в свою очередь, Эватл. – Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю – решение суда освободит меня от уплаты; если же проиграю – не буду платить в силу нашего договора». Ученик  оказался достоин своего учителя!»

Аристотель систематизировал известные к тому времени логические знания, добавив к ним немало нового, и написал несколько сочинений, в которых представил логику как средство защиты истины и разоблачения софистики и лжи. В этом качестве она служит людям вот уже более двух тысячелетий.

В середине XIX в. логика пережила свою научную революцию: возникла и стала бурно развиваться математическая логика, применяющая для анализа рассуждений математические средства и методы. Она заложила теоретические основы последующей разработки языков программирования для компьютерной техники. Аристотелевская логика с тех пор стала называться традиционной.

Области применения логики в компьютерных науках расширяются с каждым годом. Чтобы быть хорошим программистом нужно не только знать теорию, необходимо также логически и правильно мыслить. Без логики программирование не существовало бы. Основы логики одни, но в разных областях, логика применяется по-разному. Логика в информатике играет особую роль, так как она позволяет доказать правильность определенных программ и алгоритмов. Любая программа проходит тестирование на правильность, но доказать правильность можно только путем логического мыслительного процесса.

Растущее значение компьютерной грамотности говорит о важности знания логики, которая является одной из теоретических основ электронно-вычислительной техники. Изучение логики развивает  ясность и четкость  мышления. Логика обладает способностью уточнять предмет мысли. Она развивает  внимательность, аккуратность,   убедительность  в   суждениях, а также умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.

 

 

Литература и Интернет-ресурсы

1. http://dspace.nsu.ru:8080/jspui/handle/nsu/99

2.http://www.telenir.net/nauchnaja_literatura_prochee/logika/p2.php

3.http://reshit.ru/logika-v-informatike

Joomla SEF URLs by Artio