Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Формирование познавательного интереса школьников
на уроках информатики

Подзолкина Людмила Сергеевна

Для того, чтобы усовершенствовать ум,
надо больше размышлять, чем заучивать.

 Рене Декарт

Актуальность учебной мотивации обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности педагогического процесса. Для разных ребят учебная деятельность имеет различный смысл. Выявить характер мотивации, смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником. Мотивация выполняет важные функции в обучении: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость.

Формирования интереса к уроку это:

v  Вовлечение учащихся в процесс «открытия» новых знаний.

v  Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразие быстро вызывает скуку.

v  Для проявления интереса необходимо понимание необходимости, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов.

v  Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Для развития познавательных и творческих интересов на уроках информатики и ИКТ необходимо на каждом уроке учитывать следующие факторы:

• обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность;

• исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

• комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;

• обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими учащимися упражнений и заданий;

• обучение школьников рациональным способам умственной работы;

• эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность;

• стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

• на каждом занятие учащимся должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

• построение занятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп.

Приемы создания мотивации  разнообразны, но все они имеют интерактивный характер. Приведу некоторые из них, которые я использую на своих уроках:

v    апелляция к жизненному опыту учащихся - этот прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых можно лишь при условии изучения предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация действительно была жизненной, а не надуманной.

v    ссылка на то, что приобретаемое сегодня знание понадобится при изучении какого-то последующего материала или на других предметах,  - этот прием используется достаточно часто и широко. Например, при изучении алгоритмизации и программирования мы можем сослаться на то, что, научившись составлять алгоритмы, мы сможем решать довольно сложные задачи, в частности, из предметной области математики.

v    создание проблемной ситуации - в педагогической литературе этот прием рассматривается едва ли не как самый главный и универсальный в интерактивном обучении. Но все дело в том, что ученик должен хотеть решать поставленную перед ним проблему, она должна быть ему интересна.

v    использование занимательного сюжета - занимательность (но не развлекательность!) – это сильный прием. Например, Игра «Что лишнее?»  Она позволяет развивать устную речь, а также умения классифицировать объекты. Играющим раздаются карточки с группами анаграмм.

1) Путем перестановки букв нужно составить слово, относящееся к информатике. Все буквы должны быть использованы.

2) Определить, какое слово в группе лишнее.

3) Объяснить свой выбор.

1) ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР.

Клавиатура, джойстик, сканер, принтер.

(Принтер – устройства вывода данных, всё остальное – устройства ввода

 

v    ролевой подход - в этом случае ученику предлагается выступить в роли того или иного действующего лица, например, формального исполнителя алгоритма. Исполнение роли заставляет сосредоточиться именно на тех существенных условиях, усвоение которых и является учебной целью. «Представьте, что у вас есть небольшая фирма по выдаче напрокат видеофильмов…», «Представьте, что вы менеджер в магазине «Компьютерный мир»…» и т.д.

Большую роль в формировании познавательного интереса на уроках информатики и ИКТ играет внеклассная работа по информатике. Занятия во внеурочное время могут быть особенно эффективными. Регулярное проведение внеклассных занятий по типу факультативов значительно повышает познавательный интерес учащихся независимо от их уровня творческого мышления.  На внеклассных занятиях всегда достаточно времени для осуществления проблемного метода обучения, для выявления самобытности мышления каждого ученика, для индивидуального подхода, для опробования разных подходов, разных путей поиска. Таким образом, нетрадиционные формы проведения уроков, занятия во внеурочное время дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Как следствие участие ребят в творческих конкурсах, даёт мощный толчок для развития и углубления знаний, приобретение нового опыта, получение возможности реализации своих способностей, шанс получить общественное признание своим талантам. Ребёнку важно чувствовать свою востребованность, свою причастность к интеллектуальному сообществу. Важно сравнивать свои достижения с успехами других. Умение найти нужную информацию и использовать её в своих целях является сегодня залогом успешности и востребованности в дальнейшей жизни. Чтобы у школьника развивались творческие умения, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio