Уникальность планеты Земля

 

Цель:углубить и развить знания учащихся о Земле.

Задачи:

•  Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках;

•  Развивающая: развивать умение работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся;

•  Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Оборудование:маршрутные листы, справочные материалы, электронная презентация, проектор, компьютер.

Методы обучения:проблемный, наглядно-образный, диалогический, информационный, интерактивных рассказов.

 

  1. Вступительная часть.

Учитель.Сегодня у нас будет необычный урок. Вы будете путешественниками и исследователями, будете учиться анализировать и делать выводы, используя знания темы «Вселенная» и новые, которые получите на уроке.  На экране – фото Земли из космоса.

- Объявление темы и цели урока.

 

  1. Актуализация ранее полученных знаний. Ролевая игра «Космическая экспедиция»

 

Учитель.А может быть наша планета не уникальна, на других планетах тоже возможна жизнь, и люди в будущем смогут поменять место обитания? Сейчас вы отправитесь в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность существования человека, животных и растений на них.

-Первая команда – «Земляне» - полетят на Меркурий; вторая – «Россияне» - на Венеру; третья команда – «Пушкинцы» - отправятся на Марс. Мы изучали эти планеты в теме «Вселенная», поэтому вам необходимо вспомнить, что вы уже знаете об этих планетах солнечной системы, а также проанализировать дополнительную информацию, которая находится на ваших бортовых компьютерах, сделать выводы и записать их в маршрутном листе. Время ограничено – 5 минут.

-Итак, все команды готовы. На старт. Поехали!

На экране фото стартующего корабля сменяется фото космической станции на орбите.

  1. Отчеты групп.

 «Земляне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400 о С, а на ночной - -100 о С из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.

«Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 о С из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

«Пушкинцы»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Вывод:на других известных людям планетах жизнь невозможна!

 

  1. Уникальность планеты Земля.

 

Учитель.Какие же особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни? Ответы запишите в маршрутном листе.

По ходу ответов детей на экране появляются выводы.

  1. Расположение и движение земли в космическом пространстве:

-расстояние от Солнца – 150 млн. км;

-период обращения вокруг своей оси – 24 часа.

  1. Наличие атмосферы.
  2. Обладание большими запасами воды.
  3. Наличие почвы.

Учитель.Обсудите в группах и ответьте на вопросы в этапе №3 вашего маршрутного листа.(2 минуты).

Ответы групп.

Значение атмосферы для жизни на Земле:

•  Защищает от метеоритов и опасного космического излучения

•  Сохраняет тепло в ночные часы

•  Обеспечивает живые организмы необходимым для дыхания кислородом

•  Поставляет углекислый газ для питания растений

•  Через атмосферу совершается круговорот воды

-Введение понятия «озоновый экран». Опережающее сообщение учащегося.

В атмосфере Земли на высоте 20- 25 км расположен озоновый слой. Эта воздушная оболочка состоит из химической разновидности кислорода — озона. Она надежно защищает все живое на нашей планете от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не озоновый экран Земли, человеку было бы опасно находиться под солнечными лучами, так как ультрафиолет вызывает у людей опасные заболевания.

 Значение гидросферы для жизни на Земле:

•  Входит в состав всех живых организмов

•  Является средой обитания

•  Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ

Значение почвы для жизни на Земле:

•  Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений

•  Является средой обитания

 По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.

 

 

  1. Закрепление знаний.

Тестовое задание по теме урока. Самооценка степени усвоения материала.

1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:

а) наличию атмосферы; б) наличию воды;

в) наличию почвы; г) положению Земли в космическом пространстве.

2. Озоновый слой предохраняет:

а) планету от падения метеоритов;

б) живые организмы от губительного излучения;

в) планету от потери тепла.

3. Огромными запасами воды обладают:

а) все планеты Солнечной системы; б) Земля и Меркурий;

в) только Земля.

4. Средами обитания являются:

а) почва; б) вода; в) воздух.

5. Почва обеспечивает растения:

а) углекислым газом, необходимым для питания;

б) светом;

в) необходимыми для развития минеральными веществами.

 

  1. Творческие работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подведение итогов урока.

 

 

 

Тема: «Уникальность планеты Земля»

 

Цель:углубить и развить знания учащихся о Земле.

Задачи:

•  Общеобразовательная: сформировать знания об особенностях нашей планеты, обеспечивающих существование жизни: особенностях расположения и вращения Земли в Солнечной системе, о земных оболочках;

•  Развивающая: развивать умение работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся;

•  Воспитательные: развивать речевую культуру, формировать экологическое сознание, воспитывать культуру общения, чувство любви к малой родине.

Оборудование:маршрутные листы, справочные материалы, электронная презентация, проектор, компьютер.

Методы обучения:проблемный, наглядно-образный, диалогический, информационный, интерактивных рассказов.

 

  1. Вступительная часть.

Учитель.Сегодня у нас будет необычный урок. Вы будете путешественниками и исследователями, будете учиться анализировать и делать выводы, используя знания темы «Вселенная» и новые, которые получите на уроке.  На экране – фото Земли из космоса.

- Объявление темы и цели урока.

 

  1. Актуализация ранее полученных знаний. Ролевая игра «Космическая экспедиция»

 

Учитель.А может быть наша планета не уникальна, на других планетах тоже возможна жизнь, и люди в будущем смогут поменять место обитания? Сейчас вы отправитесь в экспедицию к планетам земной группы с целью подтвердить или опровергнуть возможность существования человека, животных и растений на них.

-Первая команда – «Земляне» - полетят на Меркурий; вторая – «Россияне» - на Венеру; третья команда – «Пушкинцы» - отправятся на Марс. Мы изучали эти планеты в теме «Вселенная», поэтому вам необходимо вспомнить, что вы уже знаете об этих планетах солнечной системы, а также проанализировать дополнительную информацию, которая находится на ваших бортовых компьютерах, сделать выводы и записать их в маршрутном листе. Время ограничено – 5 минут.

-Итак, все команды готовы. На старт. Поехали!

На экране фото стартующего корабля сменяется фото космической станции на орбите.

  1. Отчеты групп.

 «Земляне»: жизнь на Меркурии невозможна, так как температура на дневной стороне +400 о С, а на ночной - -100 о С из-за близкого расстояния от Солнца – 58 млн. км, в 3 раза ближе Земли, отсутствия атмосферы, очень медленного вращения вокруг своей оси – 58,7 земных суток.

«Россияне»: жизнь на Венере невозможна, так как температура достигает +500 о С из-за очень плотной атмосферы, состоящей из углекислого газа.

«Пушкинцы»: жизнь на Марсе невозможна, так как атмосфера из углекислого газа очень разрежена, нет воды.

Вывод:на других известных людям планетах жизнь невозможна!

 

  1. Уникальность планеты Земля.

 

Учитель.Какие же особенности Земли обеспечивают существование на ней жизни? Ответы запишите в маршрутном листе.

По ходу ответов детей на экране появляются выводы.

  1. Расположение и движение земли в космическом пространстве:

-расстояние от Солнца – 150 млн. км;

-период обращения вокруг своей оси – 24 часа.

  1. Наличие атмосферы.
  2. Обладание большими запасами воды.
  3. Наличие почвы.

Учитель.Обсудите в группах и ответьте на вопросы в этапе №3 вашего маршрутного листа.(2 минуты).

Ответы групп.

Значение атмосферы для жизни на Земле:

•  Защищает от метеоритов и опасного космического излучения

•  Сохраняет тепло в ночные часы

•  Обеспечивает живые организмы необходимым для дыхания кислородом

•  Поставляет углекислый газ для питания растений

•  Через атмосферу совершается круговорот воды

-Введение понятия «озоновый экран». Опережающее сообщение учащегося.

В атмосфере Земли на высоте 20- 25 км расположен озоновый слой. Эта воздушная оболочка состоит из химической разновидности кислорода — озона. Она надежно защищает все живое на нашей планете от губительного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не озоновый экран Земли, человеку было бы опасно находиться под солнечными лучами, так как ультрафиолет вызывает у людей опасные заболевания.

 Значение гидросферы для жизни на Земле:

•  Входит в состав всех живых организмов

•  Является средой обитания

•  Обеспечивает процесс создания растениями питательных веществ

Значение почвы для жизни на Земле:

•  Содержит вещества, необходимые для роста и развития растений

•  Является средой обитания

 По ходу ответов детей на экране появляются фотоиллюстрации, выводы.

 

 

  1. Закрепление знаний.

Тестовое задание по теме урока. Самооценка степени усвоения материала.

1. Благоприятная температура для жизни на Земле поддерживается благодаря:

а) наличию атмосферы; б) наличию воды;

в) наличию почвы; г) положению Земли в космическом пространстве.

2. Озоновый слой предохраняет:

а) планету от падения метеоритов;

б) живые организмы от губительного излучения;

в) планету от потери тепла.

3. Огромными запасами воды обладают:

а) все планеты Солнечной системы; б) Земля и Меркурий;

в) только Земля.

4. Средами обитания являются:

а) почва; б) вода; в) воздух.

5. Почва обеспечивает растения:

а) углекислым газом, необходимым для питания;

б) светом;

в) необходимыми для развития минеральными веществами.

 

  1. Творческие работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подведение итогов урока.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio