Статья

Технология использования логических опорных схем

на уроках географии

                                                                                                         

Касторская Екатерина Владимировна,

учитель географии и биологии

ГБОУ СОШ №254 Санкт-Петербурга

 

«Урок - «клеточка» педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагоги­ки концентрируется в уроке».

М. Н. Скаmкин

Урок географии имеет много аспектов. В нем взаимодействуют все основные элементы учебно-воспитательного процесса: его цели, содержание, средства, методы и формы организации обучения. Стержень урока - процесс формирования личности средствами содержания учебной дисциплины, а основа урока - единство де­ятельности учителя и учащихся. В настоящее время  необходима  методика урока, основанная на организации самостоятельной деятельностишкольников, которая побуждает их к упорядочению познавательного опыта, способствует усвоению образцов и способов интеллектуальной и практической деятель­ности.

Роль урока определяется еще и индивидуальным подходом к учащимся, учетом особенностей класса и отдельных групп учащих­ся. К наиболее важным вопросам организации урока относят соот­ношение деятельности учителя и учащихся, так как занятость всех учеников класса продуктивной работой на протяжении всего уро­ка - одно из основных условий достижения его эффективности. Результатам урока уделяют особое внимание, так как в них выра­жается приращение у учащихся знаний, умений, навыков. Причем это приращение заметно чувствуют и учитель, и ученики. Оно вы­ражается в овладении новыми сторонами знаний, приемами и пра­вилами мышления, навыками культуры труда, проявляется в обо­гащении эмоциональной сферы, в формировании идей, взглядов, интересов, стремлений.

Поиски новых методов и форм организации обучения, которые обусловлены требованиями современного общества к школе, поро­дили новый термин в методике обучения – «современный урок», который противопоставляют традиционному уроку.                                      

Современный урок - неотъемлемая часть всей жизнедеятель­ности школьников, так как именно на уроке ученик больше всего познает, на уроке происходят его воспитание, развитие, раскрыва­ется его индивидуальность, складываются интересы, формируется личность.

В современной дидактике, на которую опирается методика обучения географии, выделяют четыре группы задач: задачи усво­ения знаний; формирования умений; воспитания творческих спо­собностей; задачи, связанные с достижением эмоционального от­ношения к тем ценностям, которые воплощены в изучаемом материале. Эти задачи рассматривают как способы, методы и сред­ства достижения целей, стоящих перед темой, разделом, курсом и в целом перед всей школьной географией. Цель современного урока - формирование и развитие личности школь­ника в опоре на использование всех компонентов образования. Цели современного урока направлены на развитие мотивов учения, мышления и способностей школьников, на развитие восприятия, внимания, памяти, речи, воображения. При постановке целей каж­дого конкретного урока необходимо ответить на три вопроса: Что должно быть усвоено? Какие функции личности оно должно обес­печить? На какие ценности должно быть ориентировано содержа­ние? Цели урока - эта система ценностей, которые надо сформи­ровать у учащихся, стремиться воспитать у них такие качества, как социальная активность, умение осмысливать события, окружающую действительность в ее разных масштабах, принимать самостоятель­ные решения, способность к переучиванию и непрерывному само­образованию. На современном уроке учитель высту­пает организатором учебной деятельности школьников, помогает им определить цель деятельности, пути ее достижения, способы учебной работы, дает задания, консультирует. Главное на таком уроке - самостоятельная деятельность, решение учебных задач, учебных проблем, построенных на содержании учебного материала.Основа обучения на совре­менном уроке - самостоятельная деятельность школьников.

Следующий наиболее существенный признак современного уро­ка- изменение отношений между учителем и учащимися, атмос­фера сотрудничества. Современный урок характеризуется сотрудничеством учителя и школьников в выборе различных форм проведения урока, теоретических и практических видов деятель­ности, оценке результатов учебного труда. Совместная деятельность учителя и учащихся на уроке побуждает школьников к активному усвоению знаний, к овладению умениями, воспитывает творческие способности, вызывает яркое эмоциональное отношение к тем цен­ностям, которые воплощены в изучаемом материале. Сотрудниче­ство может быть выражено и в передаче некоторых функций учи­теля учащимся, например, при проверке знаний и умений, целеполагании и планировании изучения отдельных тем, консультировании товарищей.

Современный урок при творческом подходе к его построению не может быть стандартным, заформализованным, всегда одина­ковым по структуре.У современного урока иная логика построения процесса обучения и иное распределение времени. На современном уроке происходит слияние его отдельных этапов. Главное на уроке - применение зна­ний и умений в процессе решения учебных задач, построенных на новом материале. В ходе их решения осуществляется проверка ранее усвоенного, осмысление и запоминание нового. Современный урок направлен на фор­мирование личности школьника в условиях коллективной учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников. Только в коллективе при тесном сотрудничестве школьников с учителем и между собой развиваются такие важные качества лич­ности, как коллективизм и трудолюбие.

Итак, оставаясь основной формой организации учебного про­цесса, урок изменяется. Главной целью урока становится не пере­дача знаний от учителя к учащимся, а приобщение школьников к систематической самостоятельной работе творческого характера.

Существенными признаками урока географии служат: тесная связь с событиями современности, реализация краеведческого принципа обучения, четкая экологическая направленность, исполь­зование учебного материала в целях экономического образования школьников.

В период перестройки работы школы особое внимание при по­строении урока необходимо уделять закономерностям познаватель­ной деятельности школьников, формированию способностей, обу­чению самостоятельным действиям, постановке познавательных задач, решению учебных проблем, развитию речевой деятельнос­ти, обучению диалогу, ведению дискуссий. На уроке целесообраз­но создавать особый психологический климат, особую ситуацию общения учителя и учащихся.

Показателями качества урока уже не могут быть только эруди­ция и методическое мастерство учителя. Главный его показатель ­организация деятельности учащихся, что должно способствовать подготовке их к жизни, к поведению в природе, на производстве, в обществе.

В методике географии накоплен значительный опыт применения технологий обучения. 

Давно в процессе обучения географии применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов ­ЛОК или ЛОС).Ороли схем логических связей в обучении гео­графии писал еще Н. Н. Баранский, подчеркивая, что схемы «на­учают выделять главное и основное, приучают отыскивать и уста­навливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок».Схемы связей учителя используют постоянно. Разработанные ныне опорные конспекты помогают учителю уп­равлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за резуль­татами учебной работы.

 

К особенностям этой технологии относят определенную зако­дированность учебной информации, возможность выделить этапы в изучении материала, применять различные формы организации учебной деятельности школьников, проявить творческие приемы выражения учебного материала в символах и рисунках, организо­вать индивидуальную и дифференцированную работу с учащими­ся. Логические опоры позволяют учителю проводить многократно и вариативно повторение изучаемого материала, что приводит к его усвоению школьниками.

Зрительное восприятие опорных конспектов (сигналов), вос­произведение их в тетрадях учащихся, устный рассказ по опоре развивают все виды памяти школьников. ЛОК и ЛОС создают благоприятные условия для проверки усвоения учебного мате­риала, позволяют вести четкий учет результатов усвоения каж­дой темы.

При построении ЛОК и ЛОС целесообразно соблюдать ряд

условий:

 

- определить цели урока как планируемые результаты, которые не­обходимо получить в конце урока и проверить их усвоение уча­щимися;

 

- разделить учебный материал на смысловые блоки и продумать способы изображения содержания каждого блока, т. е: подобрать определенные знаки, символы, рисунки; продумать схематичес­кий способ кодирования информации;

 

- все смысловые блоки должны быть тесно связаны между собой по содержанию и создавать условия для выявления причин­но-следственных связей между изучаемыми объектами и яв­лениями;

 

   - общая схема содержания урока изображается в форме единого опорного логического       конспекта.

 

Листы опорных сигналов (ЛОС) или логические опорные кон­спекты должны удовлетворять следующим основным требованиям:

1. Листы сигналов-конспектов должны быть лаконичны, содержать не более 80-100 знаков, так как много знаков школьники не смо­гут запомнить.

 

2. Они должны отличаться структурностью, т. е. состоять из ма­лых логических блоков, содержать стрелки, вопросительные и восклицательные знаки, схематические рисунки.

3. Основной учебный материал целесообразно выделять цветом, линиями разной формы, толщины, геометрическими фигурами, шрифтом.

4.    При построении ЛОС и ЛОК необходимо использовать уже знакомые школьникам условные знаки карт, сигналы и симво­лы, применяемые в рабочих тетрадях и учебниках географии.

5.    Сигналы должны отличаться оригинальностью по форме, гра­фике, цвету, так как среди школьников (как установлено пси­хологами) преобладают личности, отличающиеся зрительной памятью.

6.    Опорные конспекты должны быть тесно связаны с текстом учеб­ника, чтобы школьники могли лучше понять материал, при под­готовке домашнего задания могли бы сопоставить его с учебни­ком, а также с картами атласа и другими средствами обучения. С этой целью в ЛОКе или ЛОСе указываются страницы учеб­ника и атласа, номера параграфов.

При составлении сигналов для учащихся 6-7 классов чаще все­го использую схематические рисунки, цветные карандаши или мелки. Так, например, в теме «Географические координаты», формируя представление о географических координатах, составляется схема:

 

Подпись:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторяя тему «Рельеф Земли», ученики вместе с учителем составляют схему:

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В 7 классе в теме «Литосфера» объяснение столкновения литосферных плит проводится по схеме на доске, которую учащиеся зарисовывают в тетрадях:

 

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В теме «Климат Африки» в ходе эвристической беседы приводятся аргументы, подтверждающие справедливость суждения, что Африка – самый жаркий материк Земли. Ученики фиксируют приведённые примеры влияния климатообразующих факторов на климат материка в контурных картах:

Подпись:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В теме «Природные ландшафты Северной Америки» ученики знакомятся с животным и растительным миром на основе учебника и зарисовывают в тетрадях логические схемы природных зон

Подпись:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поскольку технология применения ЛОК или ЛОС предполага­ет диагностику результатов обучения, то необходимо рассмотреть особенности работы учителя и учащихся. Смысловые сигналы учи­тель чаще всего воспроизводит на доске по ходу своего объясне­ния. Учащиеся выполняют логический конспект в тетрадях, следя за работой учителя. В старших классах возможны и другие при­емы работы с ЛОК или ЛОС. Учитель может читать школьную лекцию, предъявив учащимся готовый материал ЛОК на пленке кодоскопа или большом листе, вывешенном на доске. Например, логические опорные конспекты по курсу 10 класса «Экономичес­кая и социальная география» А. В. Шатных, опубликованные в журнале «География в школе», целесообразно применять при чте­нии школьных лекций. При этом учащиеся, слушая учителя, зри­тельно воспринимают основной материал темы.

В опыте работы учителей географии технология ЛОК приме­нима при индивидуальной работе с сигналами каждого ученика. С этой целью каждый ученик (или один ЛОК на парту) обеспечен ЛОК или ЛОС. Сигналы перерисовываются школьниками в свои тетради, нередко учитель дает задание на уроке воспроизвести ЛОК но памяти, или при ответе у доски сигналы используются как сво­еобразные развернутые планы. На этапе закрепления, обобщения знаний и умений опоры особенно необходимы.

Для лучшего понимания и усвоения учебного материала учите­ля рекомендуют школьникам копировать ЛОК на отдельном листе или в особой тетради, что способствует пониманию связей, совер­шенствует логическое мышление, позволяет осуществлять самокон­троль. При применении групповой работы (особенно работы в па­рах) ЛОК может служить задачам взаимоконтроля.

Технология применения ЛОК предполагает, что при подведе­нии итогов изучения какого-либо содержания каждый школьник воспроизводит опорный конспект, что позволяет учителю опреде­лить уровень усвоения, получить сведения о результатах обучения. В опыте работы учителей географии проводят уроки коррекции и зачетные уроки с применением ЛОК.

 

Литература

1.      Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. – М., 1995

2.      Бенькович Т.М. Опорные конспекты в обучении географии России. 8-9 класс. – М., 1997

3.      Винокур М.С., Скуратович О.Я. Листы опорных сигналов и структурно-логические схемы на уроках георафии. – Киев, 1990

4.      Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. – Москва, 2004

5.      Шатных А.В. Изучение Зарубежной Европы в курсе 10 класса //География в школе. – 1997. № 6\\

6.      Шатных А.В. Использование лекционно-семинарский системы обучения в процессе преподавания экономической и социальной географии мира в средней школе. Курган, 1996

 

Joomla SEF URLs by Artio