Урок географии в 8 классе

Учитель географии ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга Лобаченко Т.А.

Сравнительная характеристика природных зон леса и степи

Цели:

            1.Составить комплексное представление о степной природной зоне, дать характеристику ГП, природным условиям и ресурсам.

            2.Формирование умения обобщать путем сравнения, совершенствование таких умений, как постановка и решение проблем, оперирование понятиями, рассуждения по аналогии.

            3.Выявить и сформулировать проблемы степной и лесной зон, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.

            4.Развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать и доказывать свои доводы.

Форма проведения: урочная.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: фронтальная беседа, элементы проблемного обучения, практическая работа.

Предварительная работа: Класс получил опережающее творческое задание о природных богатствах леса и степи в виде сочинения, эссе, стихотворения, рисунка и т.д.

Оборудование: карта, атласы, выставка литературы, выставка детского творчества, жетоны.

Ход урока.

Орг.момент. Объявление темы и целей урока.

            В конце урока будет подведен итог урока и выставлены оценки по количеству набранных индивидуально жетонов «Лесовик» за ответ о лесе и «Травник» за ответ о степи, и присуждено почетное звание «Лучшего знатока».

Вводное слово учителя: На доске записан законспирированный план урока, ваша задача – записать в тетрадь расшифрованный пункт плана по мере изучения и ответ на него. Ученики должны доказать приоритет природной зоны с точки зрения простого человека, в конечном итоге убедив его поселиться жить именно в этой природной зоне.

План на доске:

            1.Жизненное пространство – один из самых ценных и дорогостоящих ресурсов.

Человек – завоеватель жизненного пространства у природы, другого племени.

            2.Природные преграды – как фактор формирования менталитета человека.

            3. «У природы нет плохой погоды,

                 Каждая погода – благодать…»

            4.Кровеносная система территории.

            5.Земля-кормилица.

            6.Живая природа.

            7. «Эрозия точит все континенты, распространяясь по земле, как проказа».

Конспект по ответам учеников:

            1.ГП: степи протянулись от западных границ России до Алтая, на востоке страны – в котловинах на юге Среднесибирского плоскогорья и Дальнего Востока.

            -северные степи;

            -настоящие степи –северная и западная части Ростовской области;

            -южные степи – юг Восточно-Европейской равнины и Сибири;

            2.Рельеф:

            -равнинные

            -мелкие формы – овраги, балки

            -возвышенности

            -холмы;

Творческое задание: Вам известно, что рельеф Земли претерпевает изменения и в настоящее время. Выберите из предложенного перечня примеры современного изменения формы рельефа, характерные для степи и отдельно для леса.

            Заиливание, искусственные водоемы, оседание земной поверхности, оползни и осыпание грунта береговых склонов, оврагообразование, оросительные каналы, терриконы, эрозия почв, заболачивание, опустынивание, образование вулкана.

            Полезные ископаемые для степей характерны осадочного происхождения: каменный уголь, строй.материалы, газ, минеральные воды и лечебные грязи.

            3.Климат.

Учитель: «…Ненастный день. Дорога прихотливо

Уходит вдаль. Кругом все степь да степь.

Шумит трава дремотно и лениво,

Немых могил сторожевая цепь

Среди хлебов загадочно синеет,

Кричат орлы, пустынный ветер веет

В задумчивых, тоскующих полях,

Да день от  туч кочующих темнеет…

Безмолвна степь. Один ковыль сонливый

Шуршит, склоняясь чередой…»

                                                                      И.Бунин.

            «Из степи, бурой, выжженной солнцем, с солончаков, потрескавшихся и белых с восхода – шестнадцать суток дул горячий ветер…

…Широка степь и никем не измерена. Темнее темного ночь осенняя, а дождь следы лошадиных копыт начисто смоет…»

                                                                 М.Шолохов.

- Описание каких географических факторов и явлений вы здесь услышали?

Засуха, суховеи – горячие сухие ветры – неблагоприятные явления.

Степи находятся в умеренном климатическом поясе, типы климатов – от умеренно континентального  до континентального. Увлажнение недостаточное, К <1, осадков 300-500 мм. Зима пасмурная, ветреная, сырая. Лето ветреное, сухое и жаркое.

            4.Реки: Дон, Маныч, Урал, Шилка, Аргунь и много мелких.

            5.Почвы: черноземы, каштановые, солонцы и солончаки.

Творческое задание. Мощный фактор преобразования – человеческая деятельность. Выберите, какие из перечисленных видов деятельности могут при правильном применении повышать плодородие почв. Какие необходимы мелиоративные работы в лесу, а какие в степи? Разделить на 2 столбика и добавить свои варианты работ.

СТЕПЬ.                                                                               ЛЕС.

Внесение удобрений;                                                   осушение;

Обводнение;                                                                   техническая обработка;

И т.д.

            6.Органический мир: травянистая растительность – гусиный лук, ирис, тюльпаны, пионы-воронцы, господствуют злаки – ковыль, типчак, дереза; кустарниковая – лещина, терновник и т.д. Животные – грызуны, птицы. Читаем учебник стр.149. Конкурс детского творчества (стихи, эссе, рисунки).

            7.Охрана природы, пути решения экологических проблем. Степь – самая преобразованная человеком, не осталось естественных ландшафтов, зона сплошного земледельческого освоения, на нераспаханных участках – выпас скота. Зачитать А.П.Чехов «Человек в футляре» стр.41.

Итог урока. Давайте выберем «Лучшего знатока» леса и степи, подсчитав жетоны. Выставление оценок.

-Что нового вы узнали на уроке? Кто-нибудь сделал выбор, где он поселится, в какой природной зоне? Где комфортнее? Может, кто-нибудь повлиял на твое решение?

Д/з. Параграф 25, учить конспект в тетради.Урок географии в 8 классе.

Учитель географии ГБОУ СОШ №514 Санкт-Петербурга Лобаченко Т.А.

Сравнительная характеристика природных зон леса и степи.

Цели:

            1.Составить комплексное представление о степной природной зоне, дать характеристику ГП, природным условиям и ресурсам.

            2.Формирование умения обобщать путем сравнения, совершенствование таких умений, как постановка и решение проблем, оперирование понятиями, рассуждения по аналогии.

            3.Выявить и сформулировать проблемы степной и лесной зон, уметь предложить свои пути выхода и разрешения этих проблем.

            4.Развивать монологическую речь учащихся, умение высказывать и доказывать свои доводы.

Форма проведения: урочная.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: фронтальная беседа, элементы проблемного обучения, практическая работа.

Предварительная работа: Класс получил опережающее творческое задание о природных богатствах леса и степи в виде сочинения, эссе, стихотворения, рисунка и т.д.

Оборудование: карта, атласы, выставка литературы, выставка детского творчества, жетоны.

Ход урока.

Орг.момент. Объявление темы и целей урока.

            В конце урока будет подведен итог урока и выставлены оценки по количеству набранных индивидуально жетонов «Лесовик» за ответ о лесе и «Травник» за ответ о степи, и присуждено почетное звание «Лучшего знатока».

Вводное слово учителя: На доске записан законспирированный план урока, ваша задача – записать в тетрадь расшифрованный пункт плана по мере изучения и ответ на него. Ученики должны доказать приоритет природной зоны с точки зрения простого человека, в конечном итоге убедив его поселиться жить именно в этой природной зоне.

План на доске:

            1.Жизненное пространство – один из самых ценных и дорогостоящих ресурсов.

Человек – завоеватель жизненного пространства у природы, другого племени.

            2.Природные преграды – как фактор формирования менталитета человека.

            3. «У природы нет плохой погоды,

                 Каждая погода – благодать…»

            4.Кровеносная система территории.

            5.Земля-кормилица.

            6.Живая природа.

            7. «Эрозия точит все континенты, распространяясь по земле, как проказа».

Конспект по ответам учеников:

            1.ГП: степи протянулись от западных границ России до Алтая, на востоке страны – в котловинах на юге Среднесибирского плоскогорья и Дальнего Востока.

            -северные степи;

            -настоящие степи –северная и западная части Ростовской области;

            -южные степи – юг Восточно-Европейской равнины и Сибири;

            2.Рельеф:

            -равнинные

            -мелкие формы – овраги, балки

            -возвышенности

            -холмы;

Творческое задание: Вам известно, что рельеф Земли претерпевает изменения и в настоящее время. Выберите из предложенного перечня примеры современного изменения формы рельефа, характерные для степи и отдельно для леса.

            Заиливание, искусственные водоемы, оседание земной поверхности, оползни и осыпание грунта береговых склонов, оврагообразование, оросительные каналы, терриконы, эрозия почв, заболачивание, опустынивание, образование вулкана.

            Полезные ископаемые для степей характерны осадочного происхождения: каменный уголь, строй.материалы, газ, минеральные воды и лечебные грязи.

            3.Климат.

Учитель: «…Ненастный день. Дорога прихотливо

Уходит вдаль. Кругом все степь да степь.

Шумит трава дремотно и лениво,

Немых могил сторожевая цепь

Среди хлебов загадочно синеет,

Кричат орлы, пустынный ветер веет

В задумчивых, тоскующих полях,

Да день от  туч кочующих темнеет…

Безмолвна степь. Один ковыль сонливый

Шуршит, склоняясь чередой…»

                                                                      И.Бунин.

            «Из степи, бурой, выжженной солнцем, с солончаков, потрескавшихся и белых с восхода – шестнадцать суток дул горячий ветер…

…Широка степь и никем не измерена. Темнее темного ночь осенняя, а дождь следы лошадиных копыт начисто смоет…»

                                                                 М.Шолохов.

- Описание каких географических факторов и явлений вы здесь услышали?

Засуха, суховеи – горячие сухие ветры – неблагоприятные явления.

Степи находятся в умеренном климатическом поясе, типы климатов – от умеренно континентального  до континентального. Увлажнение недостаточное, К <1, осадков 300-500 мм. Зима пасмурная, ветреная, сырая. Лето ветреное, сухое и жаркое.

            4.Реки: Дон, Маныч, Урал, Шилка, Аргунь и много мелких.

            5.Почвы: черноземы, каштановые, солонцы и солончаки.

Творческое задание. Мощный фактор преобразования – человеческая деятельность. Выберите, какие из перечисленных видов деятельности могут при правильном применении повышать плодородие почв. Какие необходимы мелиоративные работы в лесу, а какие в степи? Разделить на 2 столбика и добавить свои варианты работ.

СТЕПЬ.                                                                               ЛЕС.

Внесение удобрений;                                                   осушение;

Обводнение;                                                                   техническая обработка;

И т.д.

            6.Органический мир: травянистая растительность – гусиный лук, ирис, тюльпаны, пионы-воронцы, господствуют злаки – ковыль, типчак, дереза; кустарниковая – лещина, терновник и т.д. Животные – грызуны, птицы. Читаем учебник стр.149. Конкурс детского творчества (стихи, эссе, рисунки).

            7.Охрана природы, пути решения экологических проблем. Степь – самая преобразованная человеком, не осталось естественных ландшафтов, зона сплошного земледельческого освоения, на нераспаханных участках – выпас скота. Зачитать А.П.Чехов «Человек в футляре» стр.41.

Итог урока. Давайте выберем «Лучшего знатока» леса и степи, подсчитав жетоны. Выставление оценок.

-Что нового вы узнали на уроке? Кто-нибудь сделал выбор, где он поселится, в какой природной зоне? Где комфортнее? Может, кто-нибудь повлиял на твое решение?

Д/з. Параграф 25, учить конспект в тетради.

Joomla SEF URLs by Artio