Молчанова Людмила Степановна

 

Цель урока:

   создать условие для формирования знаний об уникальной природе озера Байкал

 

Задачи урока:

    Образовательные - сформировать знания об озере Байкал, как уникальном природном    

                                       комплексе

                                   - рассмотреть особенности природы

                                   - выявить экологические проблемы и пути их решения

    Развивающие:       - продолжить совершенствование умения работать с фактическим  

                                     материалом, анализировать,  делать выводы

    Воспитательные:  - оценить степень изменения природы Байкала человеком

                                    - развивать навыки по выбору рационального и последовательного

                                      выполнения этапов работы

                                    - развивать умение работать в коллективе и чувство ответственности

                                      за выполнение задания

 

 

Оборудование - карта Восточной Сибири, атласы, учебник, тексты с фактическим материалом, задания для групп, Слайд-шоу «Озеро Байкал-жемчужина Сибири».

 

Форма организации учащихся – групповая. Метод частично- поисковый. Тип урока –комбинированный, с использованием ИКТ.

 

Ход урока

 

I.Организационный момент (1-2 мин.)

II. Мотивационно –целевой этап (4 мин.)

    На доске слова: «Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на Земле».

                                                                 ( А.Твардовский )

Байкал-это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты. Байкал-великан богатырь, красавец под стать Сибири-матушке.

«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», - говорят сибиряки.

 

 Интересно, что красотой своей Байкал привлекал к себе внимание всегда. В 1890 году, по пути на Сахалин через озеро проехал А.П. Чехов. Озеро поразило его своей красотой. «Байкал удивителен, - писал он родным, - и не даром сибиряки величают его озером, а не морем. Вода прозрачна необыкновенно, так, что видно сквозь нее, как сквозь воздух: цвет у нее нежно-бирюзовый, приятный для глаз. Берега гористые, покрытые лесом».

 

Задачи нашего занятия_-  определить, чем так интересен Байкал

                                         -    что выдвинуло его в число важнейших природных объек-

                                               тов мира                                        

                                          -    что нужно сделать, чтобы сохранить озеро Байкал

 

III. Этап усвоения новых знаний (25-30 мин.)

Для создания образа Байкала просмотр слайд-шоу «Озеро Байкал-жемчужина Сибири».

alt

 Поговорить с детьми об эмоциях, которые появились у них после просмотра фильма.

Затем перейти к плану изучения озера на экране.

 

1.Географическое положение озера

2.Геологическая история происхождения котловины озера

3.История открытия

4.Климат Байкала

5.Уникальность воды  озера

6.Органический мир озера

7.Экологические проблемы Байкала

 

Класс делится на 3группы по темам,  которые они будут освещать.

1.группа. Геоморфологи, историки

2.группа. Климатологи и гидрологи

3.группа Биологи и экологи

 

Группы получают карточки и инструкции и работают с материалами учебника, источниками дополнительной информации (приложение), картами атласа в течение 10 минут и выступают с отчетом. Выдаются критерии оценок, по которым сами дети оценивают ответы друг друга.

 

Вопросы для 1группы

1.Дать характеристику географического положения Байкала. Параметры озера.

2.Определите возраст котловины озера

3.Почему озеро является самым глубоким в мире

4.Какими породами сложены берега

5.Какие природные явления наблюдаются на Байкале

6.Какие острова находятся в озере

7.Как называют Байкал буряты – коренное население озера

8.Когда впервые на берегах озера появились русские

9.Кто из ученых занимался изучением Байкала

10.Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время

 

Вопросы для 2 группы

1.В чем уникальность воды Байкала

2.Какова прозрачность воды

3.Химический состав воды

4.Назвать реки, впадающие в озеро

5.Реки, вытекающие из озера

6.Наука,изучающая природу озер называется

7.Каков климат Прибайкалья

8.Каковы средние температуры воздуха зимой и летом

 

Вопросы для 3 группы

1.В чем уникальность фауны озера Байкал?

2.Чем уникальна рыбка голомянка?

3.Назовите представителей фауны озера

4.Что такое эндемики? Назовите эндемиков Байкала

5.Каков тип растительности Прибайкалья

6.В чем значение озера Байкал для человека и для природы?  Какие экологические проблемы возникли и требуют срочного решения

8.В чем причины изменения природы озера Байкал

9.Каковы пути решения проблем Байкала

 

После обсуждения слово предоставляется специалистам, которые представляют работу от группы.

Оценивание ответа происходит по критериям.

 

Физкультминутка. Зрительно-двигательные упражнения, гимнастика для пальцев.

 

IV. Итог урока (5-6 мин).Обобщение темы на карточках, которые раздаю каждому ученику. Их заполняем. Затем они вклеиваются в тетрадь.

 

Карточка. Краткие сведения о Байкале

 

1.Максимальная глубина озера Байкал –

2.Средняя глубина озера –

3.Длина озера –

4.Ширина озера –

5.Происхождение озерной котловины –

6.Самый крупный остров озера –

7.Назовите эндемиков Байкала –

8.Назовите самый старый заповедник озера Байкал

 

Рефлексия. Давайте представим, что озеро Байкал наш друг. Мы желаем своим друзьям здоровья, счастья, благополучия. Давайте пожелаем озеру то, что мы бы  пожелали своим друзьям. Первым пожелание высказывает учитель, затем по - желанию - ученики.

 

Завершаю урок словами М Пришвина: «…мы хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни, Мало того, чтобы сокровища эти сохранять – их надо открывать и показывать. Для  рыбы нужна чистая вода - будем охранять водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять леса, степи, горы .Рыбе- вода, птице – воздух ,зверю- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина! И охранять природу – это значит, охранять Родину!»

 

 

Д/ з. – составить кроссворд на тему озеро Байкал

Joomla SEF URLs by Artio