Методическая разработка. План-конспект

Климат Африки

 

Цели  урока:

·        Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки.

·        Вспомнить уже известные понятия и термины по теме климат.

·        Сформировать представление об особенностях и главных чертах климата Африки, вспомнить причины, определяющие эти черты климата.

·        Познакомить учащихся с климатическими поясами Африки – основными и переходными, их особенностями и признаками.

·        Продолжить формирование умения работать с климатическими картами и схемами.

·        Активизировать познавательную деятельность учащихся.

·        Совершенствовать навыки общения, коллективной работы.

 

Оборудование:

Карты Африки – физическая, климатическая; учебник Коринской В.А. География материков и океанов. –  М.: Дрофа, 2000, атлас седьмого класса (с комплектом контурных карт) География материков и океанов. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии России; контурные карты по географии седьмой класс, изд. Санкт-Петербургская картографическая фабрика ВСЕГЕИ.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Повторениеизученного по вариантам

 

Вариант №1

 

г. Атлас

Драконовы горы

влк. Килиманджаро

нагорье Тибести

Эфиопское нагорье

Намиб

Ливийская пустыня

 

Используя картосхему, подпишите рельеф Африки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Вариант №2

 

Капские горы

влк. Камерун

Восточно – Африканское плоскогорье

нагорье Ахаггар

Сахара

Калахари

Ливийская пустыня

 

Используя картосхему, подпишите рельеф Африки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответить на вопросы:

1.К какой литосферной плите относится Африка?

2.Какие формы рельефа Африки соответствуют складчатым областям?

3.Установить соответствия, заполнить таблицу.

Северная часть, восточная часть, медные руды, фосфориты.

 

часть

Африки

полезные

ископаемые

«Низкая»

Африка

 

 

«Высокая»

Африка

 

 

 

Ответить на вопросы:

1.Какая платформа лежит в основе Африки?

2.Какие формы рельефа Африки соответствуют платформе?

3.Установить соответствия, заполнить таблицу.

Южная часть, западная часть, алмазы, нефть.

 

 

часть

Африки

полезные

ископаемые

«Низкая»

Африка

 

 

«Высокая»

Африка

 

 

 

                            _

За 14 правильных ответов – оценка «5»; за 13 – 12 правильных ответов – оценка «4», за 11 – 7 правильных ответов – оценка «3».

 

III. Изучение нового материала

Вступительная беседа.

-       Африка - самый жаркий материк. Климат континента определяется его положением в низких широтах. Самое жаркое лето (+58ºС) было отмечено вЛивии. Максимальная среднегодовая температура (+34ºС)зафиксирована в Далоле (Эфиопия) в 1960 г. Минимальная температура (-15ºС)наблюдалась в Тизи-эн-Талрхемее (Марокко).

-       Давайте разберем, почему Африка стала самым жарким материком? Какие факторы повлияли на данный факт?

Ученики вспоминают факторы климатообразования и делают записи в тетради в виде схемы.

 

 
 

 

 

 

 

 

 


Затем учащиеся с помощью данной схемы в ходеэвристической беседы приводятся аргументы, подтверждающие справедливость суждения, что Африка – самый жаркий материк Земли. Приведённые примеры влияния климатообразующих факторов на климат материка фиксируют в контурных картах. Учитель выполняет рисунок – схему на доске, либо демонстрирует презентацию, используя мультимедиа (см. презентацию к уроку).

 

План беседы:

а)       В каком поясе освещённости расположена большая часть материка? (в жарком поясе)

б)      Каковы следствия данного факта? (Солнце бывает в зените, среднемесячная температура не опускается ниже +8º (работа с климатической картой атласа))

в)       Какие области давления формируются над территорией материка? (в районе тропиков формируется область высокого давления, в районе экватора область низкого давления)

г)       Каковы следствия данного факта? (в районе экватора после полудня образуются кучевые облака, идут ливневые дожди; в районе тропиков безоблачно, жарко и сухо, именно здесь находится самая жаркая и сухая область не только Африки, но и Земли – пустыня Сахара; формируются постоянные ветры – пассаты)

д)      Какова роль подстилающей поверхности в формировании климата материка? (Драконовы горы преграждают путь влажным пассатам, осадки выпадают в предгорье, а за горной системой формируется пустыня Калахари. На побережье Атлантического океана дождей почти не бывает. Холодные течения океана, проходящие у юго-западных и северо-западных берегов, понижают температуру воздуха в прибрежной части материка и не благоприятствуют выпадению дождей. Холодный воздух становится тяжелее, плотнее, не может подниматься, образовывать облака и давать осадки. У юго-западных берегов расположена пустыня Намиб, у северо-западных берегов расположена пустыня Сахара)

 

Подпись:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец результата работы в контурных картах в течение беседы

 

 

Работа с картами атласа «Климатические пояса и области мира», «Климатическая карта Африки» и учебником параграф 26.

-  Рассмотрев  влияние климатообразующих факторов на климат Африки, мы переходим к характеристике климатических поясов материка.

-  Заполните пропуски в предложении:

На территории Африки выделяются постоянные пояса: ________, ________ и переходные пояса: _______, ________.

-  Используя карты атласа «Климатические пояса и области мира», «Климатическая карта Африки» и учебник параграф 26, заполните таблицу «Климатические пояса Африки», (характеристика экваториального пояса выполняется вместе с учителем).

 

Климатический

пояс

Г.П.

Воздушные

массы

Температура

Осадки

летом

зимой

июль

январь

кол-во

режим

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

IV. Закрепление

-  Записать вывод, заполнив пропуски в тексте:

Вывод:Африка – самый жаркий материк на Земле. Климат континента определяется его положением в ______ широтах. Большая часть материка расположена в _______ поясе, где солнце бывает в______, поэтому эта часть материка сильно____________ и температуры весь год______. Среднемесячная температура не ниже____. Отмечена самая высокая температура_______.

-  Установить соответствия:

 

Пояс

Воздушные массы

летом

зимой

Экваториальный

ЭВ

ЭВ

Субэкваториальный

ТВ

ТВ

Тропический

ЭВ

ЭВ

Субтропический

ТВ

ТВ

 

Домашнее задание:§ 26 пересказ; в контурной карте стр.13 выполнить задание № 3 и 5, указать самые жаркие и влажные, самые холодные и сухие части материка.

Joomla SEF URLs by Artio