Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Хозяйство Европейского Севера

Петошина Таисия Станиславовна,
учитель географии ГБОУ лицей №40
Санкт-Петербурга

 

Цели урока: усвоение знаний о хозяйстве Европейского Севера; помочь обучающимся осознать ценность совместной учебно-познавательной деятельности и практическую значимость темы «Хозяйство Европейского Севера».

Задачи урока: создать ситуацию для решения проблемного вопроса, побудить учащихся к поиску новых знаний; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать познавательный объект(текст); создать условия для развития у школьников умения работать по времени; содействовать развитию у детей умений общаться; организовать деятельность школьников по самостоятельному применению знаний в разнообразных ситуациях.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Типы урока: изучение нового материала с применением ИКТ.

Методы и приемы: словесный (фронтальная беседа, опережающее задание.); наглядный(демонстрация слайдов компьютера, работа с картой, прием «Фотозагадка»); практический(работа с дополнительной информацией, атласом, текстом учебника, работа в группах на индивидуальных рабочих листах); мотивирование(похвала); оценивание(самоконтроль, взаимоконтроль, оценка проделанной работы); рефлекторный.

Технологии обучения: обучение в сотрудничестве (групповая работа); информационно-коммуникационные технологии.

Планируемые результаты

Личностные: уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; эмоционально-ценностное отношение к рациональному использованию природных ресурсов; владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения.

Метапредметные: ставить учебные задачи, вести самостоятельный отбор информации, представлять ее с помощью опорной таблицы; оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудачи; считаться с мнением другого человека.

Предметные: объяснять связь территориально-производственных комплексов района; называть важнейшие отрасли и центры, анализировать экономическую карту.

Содержание урока:

1. Роль и место района в социально-экономическом развитии страны.

2. Особенности территориальной организации; горнодобывающий, рыбоперерабатывающий и топливно-энергетический комплексы. Социальные, экономические и экологические проблемы.

3. Европейский Север- важная база российского ВПК.

Межпредметные связи: ИКТ, история.

Оборудование: учебник «География России. Хозяйство и географические районы. 9кл.» под редакцией В.П. Дронова, географический атлас для 9 класса, мультимедийный проектор, презентация к уроку, индивидуальные рабочие листы. (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент.

Перед уроком учащиеся рассаживаются по группам. Каждая группа к уроку подготовила дополнительный материал по определенной теме, создала презентацию из 2-3 слайдов. У каждого учащегося учебник, географический атлас, индивидуальные рабочие листы для выполнения заданий по этапам урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Сегодня на уроке мы поработаем не только индивидуально, но и в группах. Успех одного принесет пользу другим членам группы. Если возникнет какой-то вопрос-разберемся в нем.

2. Актуализация опорных знаний.

Прием «Фотозагадка». Учащимся предлагается 3 слайда.

 

 

 

Учитель. Какой экономический район мы сегодня продолжим изучать?

Учащиеся определяют экономический район, который будет находиться в центре внимания на уроке, - Европейский Север.

3. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Учитель. Чтобы перейти к изучению новой темы урока, повторим ранее изученный материал.

Задание 1. «Исключение лишнего». Объясните свой выбор, подтверждая его показом на карте(на слайде- географическая номенклатура по теме «Население и хозяйственное освоение Европейского Севера»).

Оценка проделанной работы учащимися.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте на рабочих листах(на слайде- текст с готовыми ответами).

При огромной территории его население составляет 4% от всего населения РФ. Низкая плотность населения связана с неблагоприятными для жизни и хозяйственной деятельности природными условиями. Для Европейского Севера характерен отток населения в южные районы страны.

(Самопроверка по образцу.)

Задание 3. Приведите примеры, доказывающие следующий тезис: «В Русском Севере удивительнейшее сочетание настоящего и прошлого. » Какой можно сделать вывод из вышесказанного?(Суровый край с трагической и философской историей.)

4. Изучение нового материала.

На слайде - проблемный вопрос для обсуждения: Верно ли утверждение «Европейский Север приобретает все большую значимость для нашей страны»?

Учитель. Да, действительно сложно сразу дать ответ. Он требует более подробного изучения Европейского Севера. Что сегодня выступает основой хозяйствования региона? (Добывающие отрасли.) Запишите тему в рабочих листах.

На доске- тема урока «Хозяйство Европейского севера».

Учитель. Давайте попробуем сформулировать цели и задачи изучения нового материала с помощью вопросов:

- Какие? (отрасли специализации Европейского Севера, проблемы)

- Почему? (факторы размещения)

- Где? (центры)

- Как мы будем узнавать:

- работать в группах (анализ текста учебника, экономической карты, дополнительного материала);

- составлять опорную таблицу (отрасли специализации, факторы размещения, центры, субъекты Федерации);

- представлять результат своего труда (вывод, таблица);

- составлять кратосхему «Образ региона» на магнитной доске (участие всех групп - каждая группа размещает свою отрасль).

У каждой группы своя отрасль специализации. Успех работы группы зависит от каждого. У вас есть опора – дополнительный материал, алгоритм ваших действий на рабочих листах:

1. Природно-ресурсная база отрасли.

2. Состав отрасли.

3. Размещение на территории района.

4. Центры.

5. Проблемы отрасли.

Задание. В течении 12 минут необходимо заполнить таблицу в рабочем листе по своей отрасли. Подготовить выступление на 2 минуты и оценить проделанную работу по шкале «Я – группа – класс», которая есть в ваших рабочих листах. В каждой группе учащимися самостоятельно проводится анализ работы: что удалось сделать? Почему? Что не удалость сделать? Почему?

(Учитель обходит группы, уточняя с каждой задание и инструкции.)

5. Закрепление учебного материала.

Сообщение групп о проделанной работе по алгоритму. Учащиеся принимают участие в обсуждении. По ходу выступления групп заполняется вся таблица и составляется на магнитной доске картосхема образа региона.

1-я группа. Топливно-энергетический комплекс (слайд).

 

- Почему район, богатый топливными ресурсами, не может обеспечить себя в полной мере энергией и теплом?

2-я группа. Металлургический комплекс (слайд).

 

- Почему выгодно доставлять на предприятия Кольского полуострова сырье из г. Норильска?

3-я группа. Химико-лесной комплекс (слайд).

 

- Рассматривая экономическую карту, нетрудно установить, что основное лесопиление в Архангельске. Почему? В чем особенность географического положения этого города?

По притокам Северной Двины лес сплавляется в Архангельск. Территория этого лесосбора примерно равно целой Польше. И весь этот лес идет в морской порт. Часть остается в Архангельске, а часть уходит на экспорт.

А теперь представьте, что уклон рельефа изменился и лес пошел к центру России. Как вы думаете, сохранится ли в этих условиях экспорт.

4-я группа. Машиностроительный комплекс. ВПК (слайд)

 

- Какие экологические проблемы связаны с ВПК?

5-я группа. Агропромышленный комплекс (слайд).

 

- Назовите сильные и слабые стороны АПК.

- Почему, имея такую богатую природно-ресурсную базу, регион выступает другим экономическим районам по выпуску готовой продукции?

Верно ли утверждение: «Европейский Север приобретает все большую значимость для нашей страны»? Обоснуйте свой ответ.

Учитель. Ребята, Европейский Север с давних пор играл важную роль в судьбах Русского государства. И сейчас Север значим для нашей страны. Предположите основные направления развития района. (Необходимо построить железные дороги . Улучшить социальные условия жизни. Международное значение туризма. )

6. Рефлексия.

Осознание учащимися своей Д; самооценки результатов деятельности своей и класса.

- Мы нашли подтверждение…

- Мне пригодится в жизни…, потому что…

- По ходу урока моя точка зрения изменилась…

Обсудите в группах оценочный лист и передайте.

7. Задание на дом.

1. §23 учебника; выучить географическую номенклатуру, упоминаемую в тексте.

2. Дифференцированные задания из пособий ГИА по Европейскому Северу. По рисункам в параграфе учебника расскажите о перспективах развития нефтегазовой промышленности Европейского Севера.

Список литературы и интернет-источников

Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. 6-9 классы: методическое пособие.- М., 2010.

Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто предметов для учебного успеха ученика на уроках географии: методическое пособие для учителей. -2-е изд.-М.,2007.

http://geo.metodist.ru –Методическая лаборатория географии

Для создания презентации были созданы слайды:

http://www.photomuman.ru/

http://www.arhfotoclub.ru/photo/

http://www.trip-guide.ru/page_356.htm

http://www.karelia-web.ru/

http://www.komifoto.ru/

 

 

Joomla SEF URLs by Artio