Методическая разработка по физической культуре

Особенности физического воспитания  школьников
с ослабленным здоровьем в условиях реализации ФГОС ООО

 
Стахнович Андрей Владимирович, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 147 г. Санкт-Петербург
Современное общество все острее сталкивается с проблемой здоровья подрастающего поколения, особенно в средней ступени образования школы, где показатели здоровья детей начинают проявляться в полной мере. Сохранение и укрепление здоровья учащихся средней ступени образования в рамках реализации ФГОС ООО, является одной из первоочередных задач, стоящих в настоящее время перед обществом. Особенно актуальна эта проблема в регионах, где состояние здоровья школьников характеризуется высокими показателями заболеваемости и смертности.
Особенностью современной патологии школьника является ухудшение перехода острых форм заболеваний в хронические, которые начинают проявляться у детей средней ступени образования школьников, выражающиеся в нарушениях умственного и физического развития, что в наиболее тяжких случаях приводят к инвалидности детей, их социальной недостаточности.
Актуальность методической разработки состоит в том, что поиск выхода из столь неблагоприятной ситуации, возможен лишь при комплексном подходе к проблеме здоровья детей при консолидации различных общественных структур, объединенных единой концепцией сохранения здоровья детей, которая реализуется в рамках  ФГОС ООО по физической культуре. Конвенция о правах ребенка, принятая ООН в 1989 году, является первым и единственным документом, формирующем основные права и гарантии учащихся в области достижения здоровья. В нем нашли отражения основные положения приоритетных направлений развития государств, где задача обеспечения жизни и нормального развития детей определялась как первоочередная и решать ее общество должно вне зависимости от политической и экономической ситуации.
Представители философско-социологического направления (М. Я. Виленский, П. А. Виноградов, В. И. Столяров и другие) рассматривают здоровый образ жизни, как глобальную социальную проблему, составную часть образа жизни личности и общества в целом. В их работах поднимаются вопросы поведения активной оздоровительной работы среди школьников средней ступени образования с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности учеников, обеспечение максимального пребывания их на свежем воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Все вышесказанное определили выбор исследования особенностей физического воспитания учащихся с ослабленным здоровьем.
Поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности физического воспитания учащихся средней ступени образования с ослабленным здоровьем.
2. Провести анализ физкультурно-оздоровительной работы в школе с детьми с ослабленным здоровьем.
3. Обосновать методику проведения физкультурно-оздоровительной работы с данными учащимися.
Методы: теоретический анализ и обобщение литературных данных, передового педагогического опыта; педагогическое наблюдение; тестирование физической подготовленности, физического развития; педагогический эксперимент.
Объектом исследования выступает процесс физического воспитания в школе средней ступени образования.
Предметом исследования являются особенности физического воспитания учеников 6-х классов с ослабленным состоянием здоровья.
Гипотеза основана на предложении о том, что использование разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы будет способствовать более эффективному физическому развитию учеников 6-х классов основного общего образования и их познавательных процессов по сравнению с их динамикой в прошлом учебном году.
Анализ литературных источников и собственный опыт работы позволяет констатировать, что при организации физического воспитания и образования школьников необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1. Значительную степень напряжения адаптационных механизмов школьников.
2. Пониженную двигательную активность на протяжении большей части учебного года.
3. Сниженную толерантность к физической нагрузке у учащихся и уровня умственной работоспособности вследствие снижения лабильности и сдвига баланса нервных процессов в сторону торможения.
Приспособительные возможности учащихся 6-х классов с ослабленным здоровьем ограниченны: им необходим индивидуальный режим, строгая дозировка физических нагрузок, корригирующая и дыхательная гимнастика, щадящие меры закаливания. Они отстают от сверстников по уровню «школьной зрелости», у них недостаточно сформированы психомоторные функции.
Большое внимание придавалось в работе эмоциональному благополучию учащихся в условиях реализации ФГОС ООО среди 6-х классов как фактору их оздоровления. Прежде всего это формирование чувства безопасности, отсутствие дидактизма. Одним из разделов воспитательно-оздоровительной работы были направлены на выявление факторов, обеспечивающих условия для положительных эмоций в режиме учебного дня, комнаты психологической разгрузки, «музыкотерапии». Обеспечить правильное физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем позволило проведенное исследование физического и нервно-психического развития школьников, в результате чего были составлен индивидуальный план лечебно-профилактических мероприятий, где учитывались все неблагоприятные факторы, оказывающие факторы, оказывающие влияние на здоровье школьников. Были включены такие мероприятия:
1. Витаминотерапия – поливитамины;
2. Лекарственная терапия – лечебное питание, дыхательная гимнастика;
3. Массаж. Точечный массаж по А. А. Уманской, массаж ушей, стоп, кистей рук;
4. Физиолечение – ингаляция с аскорбиновой кислотой.
Проведение комплекса профилактических и лечебных мероприятий среди учащихся 6-х классов позволило снизить заболеваемость с 14 дней до 7 дней по сравнению с прошлым годом. Такой эффект был достигнут благодаря систематическому закаливанию организма, дыхательным и физическим упражнениям. Анализ полученных данных показал, что у детей с ослабленным здоровьем улучшились показатели физического развития, окружность грудной клетки увеличились у мальчиков на 1,5 см, у девочек на 1 см., длина тела выросла на 5 см и 5,3 см соответственно по сравнению с прошлым годом.
Проводимая физкультурно-оздоровительная работа способствовала развитию двигательных качеств, быстроты, выносливости, ловкости. Время на 60 метров улучшилось на 1,15 секунд у мальчиков и на 0,94 секунды у девочек, в метании набивного мяча на дальность 1 кг данные улучшились на 1,25 м и 1,21 м соответственно.
Таким образом, проведенное исследование показало, что в течении учебного года улучшились показатели физической подготовленности детей с ослабленным состояние здоровья в 6-х классов по сравнению с прошлым годом при использовании новых форм и принципов физического воспитания учащихся. Анализ результатов функциональной пробы (20 приседаний за 30 секунд) показал, что ЧСС после дозированной нагрузки увеличилось на 15%, что свидетельствует о благоприятной реакции организма. В результате систематического использования дыхательных упражнений увеличилась ЖЕЛ на 165,5 мл у мальчиков и на 173,4 мл у девушек.
Таким образом, можно сделать вывод, что выдвинутая гипотеза в процессе исследования подтвердилась.
Выводы: Подвижные и спортивные игры, закаливание, дыхательные упражнения, массаж, различные виды валеологических пауз, профилактика простудных заболеваний, целенаправленные эмоциональные нагрузки способствовали гармоничному развитию учеников с ослабленным здоровьем.
Литература.
1. Балыгин М.М. Образ жизни семьи и здоровье детей раннего возраста. – М.: Здравоохранение РФ, 2012.
2. Гаворина Л.Ф. Физкультурно-оздоровительная работа с часто болеющими детьми. – М.: ФиС, 2014.
3. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 2014.
4. Параничева Т.М. Проблемы здоровья детей и их физического развития. – М.: Здравоохранение РФ, 2016.
5. Черепов В.М. Основные проблемы охраны здоровья населения России. – М.: Здравоохранение РФ, 2016.

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio