Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

Обучение тактическим действиям в баскетболе.

Окунева Людмила Глебовна, ГБОУ СОШ № 583, Приморского района  г. Санкт-Петербурга, учитель физкультуры.

 

С 5 класса начинается систематическое обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр, в частности рекомендуется баскетбол.

Овладение основами техники и тактики игры предполагает освоение приемов нападения. Прежде всего создают фундамент техники - изучают работу ног (стойка, бег, прыжки, стартовые ускорения, остановки, повороты и сочетания этих приемов). Одновременно изучают основные приемы владения мячом - ловлю мяча двумя руками, передачи двумя руками от груди и одной рукой от плеча, передачи мяча снизу, броски в корзину с места двумя руками от груди и сверху, одной рукой с места и в движении от плеча, двумя руками и одной снизу, высокое ведение по прямой, с изменением направлений, темпа и с переводами перед собой, финты без мяча и с мячом в опорном положении, основной способ броска в прыжке, а также различные сочетания этих приемов.

Первоначально необходимо овладеть стойкой баскетболиста. Внимание здесь уделяют постановке стоп, распределению тяжести тела и сгибанию ног. Основная ошибка -выпрямленные ноги, поднятый таз и одновременно чрезмерный наклон туловища.

Одновременно со стойкой изучают технику бега. Вначале бег на полной стопе в различном темпе по прямой, по другу, диагоналям и т. п. Обращают внимание на мягкую постановку стопы перекатом с пятки на носок, рационально согнутые ноги, на положение туловища и работу рук. Затем осваивают бег с носка при ускорениях — акцентируют постановку стопы ударным движением на переднюю часть ее, больший наклон туловища, активную работу рук. Особо важно овладение техникой бега с использованием «двух шагов».

Обучение прыжкам происходит в такой последовательности. Первыми изучают прыжки толчком одной ногой. Главное при этом — опережение толчковой ногой линии туловища, постановка стопы перекатом, отталкивание точно вверх. Прыжки толчком двумя ногами изучают вначале с места, затем с разбега. Основное внимание уделяют исходному положению ног перед толчком — при постановке на площадку после разбега они должны опережать туловище с таким расчетом, чтобы в момент отталкивания плечи находились над опорой.

Изучению остановок следует уделять особое внимание ввиду их чрезмерной важности для маневренности передвижений. Первой изучают остановку шагом. Основное внимание обращают на первый, стопорящий шаг и последующее погашение инерции продвижения вперед мягким сгибанием опорной ноги, постановкой впереди нее маховой и равномерным распределением тяжести тела на обе ноги. При обучении остановке прыжком главное — экономичность прыжка и вынос ног вперед, опережающий туловище, перед касанием пола. Особенно важно овладеть остановками при действиях с мячом. Главное здесь — остановка после ловли мяча и сохранение равновесия при принятии стойки, обеспечивающего возможность эффективных последующих действий.

Освоив остановки, занимающиеся начинают изучать вышагивания и повороты. Основное внимание здесь уделяют удержанию тяжести тела на передней части стопы согнутой опорной ноги при постоянном контакте ее с площадкой и свободному маневрированию маховой ногой. Последовательно изучают вышагивания, повороты на стоящей сзади ноге, повороты на стоящей впереди ноге. Вначале выполняют приемы без мяча на месте и после остановок, завершающих ходьбу и бег, затем совершенствуют их в сочетании с ловлей, передачей и другими приемами с мячом.

Обучение ловле мяча. Здесь прежде всего необходимо, чтобы занимающиеся усвоили правильное положение кистей и пальцев для надежного захватывания мяча, овладели движением рук в целом и свободным маневрированием ими с мячом. Основные ошибки — широко расставленные руки, выпрямленные вперед пальцы, касание мяча всей ладонью. Для предупреждения их преподаватель поочередно вкладывает занимающимся мяч в выпрямленные навстречу руки, следя за раскрытием в сторону мяча, не широко расставленными кистями и правильным положением пальцев, за мягким сгибанием рук после касания мяча и свободным маневрированием руками с мячом.

Сам прием начинают осваивать с ловли двумя руками на средней высоте (на уровне груди). Выполняют ловлю мяча на месте, с шагами и рывками вперед и в стороны. Дальше овладевают ловлей в движении мяча, направленного вперед по диагонали или по прямой партнером, стоящим на месте, а затем перемещающимся параллельно с ловящим мяч. Затем разучивают ловлю мяча при встречном движении. Она сочетается с остановкой, а затем с использованием техники «двух шагов». Передачи мяча при этом должны быть мягкими и точными.

Совершенствуют прием, усложняя упражнения сочетанием с жонглированием одним и двумя мячами, усложненной работой ног, максимальной скоростью при ловле нескольких мячей, сочетанием с максимальным темпом передвижения, безопорным положением, противодействием, специальным инвентарем.

Обучение передачам мяча. При освоении этих приемов занимающиеся должны добиться безупречного владения всеми способами передач, быстроты и точности их выполнения, скрытности направления и момента выпуска мяча, высокой стабильности выполнения при утомлении и при жестком противодействии.

Изучают передачи мяча с первых занятой в следующей последовательности: двумя руками от груди и одной рукой от плеча; двумя руками сверху; двумя руками и одной снизу; одной рукой сверху; скрытые и кистевые передачи. Усложняют обучение в следующем порядке: передача мяча на месте, после предварительного движения, остановки, поворотов; в процессе разнохарактерных передвижений и ведения мяча; передача в безопорных положениях. На всех этапах предусматривается последовательное подключение защитников и активизация их противодействия.

Занимающиеся должны научиться выполнять ловлю и передачу без подпрыгиваний и пробежек и рассчитывать силу передачи «двумя шагами» с мячом в руках. При освоении передач в прыжке главное —научиться выпускать мяч в различных точках полета и использовать рациональный для ситуации способ. Основные ошибки при изучении большинства передач — отведение локтей в стороны и вращение кистями с мячом при замахе, неполное разгибание рук в локтевых суставах и неактивная работа кисти при выпуске мяча. Условия выполнения усложняют работой ног по специальным заданиям, различными сочетаниями передач с другими приемами, соревнованием на точность и быстроту, введением противодействия, использованием подвижных игр.

Обучение броскам мяча в корзину. Главная цель здесь — достижение высокой точности и стабильности попаданий в корзину. Она предусматривает: овладение всеми способами бросков; приобретение умения варьировать ими применительно к игровым позициям и характеру сопротивления; достижение совершенства в способах, соответствующих выполняемым игроком функций; овладение «скорострельностью»; выработку умения сочетать игровые действия с высокой результативностью завершающего их броска.

Броски в корзину изучают в следующей последовательности: двумя руками от груди и сверху с места; одной рукой с места и одной рукой от плеча в движении; двумя руками и одной снизу в движении; в прыжке.

Приступая к обучению броскам, необходимо ознакомить занимающихся с правильной траекторией полета мяча и с принципами прицеливания при различных бросках — под углом 45°, перпендикулярно к щиту, продольно. Вначале с помощью подводящих упражнений обучают движениям руки, кисти и ног. Особое внимание при работе кисти обращают на завершающий контакт большого, безымянного и указательного пальцев при выпуске мяча. В процессе совершенствования техники приема внимание заостряют на выборе момента для осуществления броска и развивают точность и быстроту его реализации. Применяют уменьшенные ориентиры для прицеливания, ограничивают время на выполнение бросков, изменяют позиции и условия их, варьируют специальные задания, определяющие характер противодействия.

При овладении броском двумя руками от груди и двумя руками сверху игроки должны освоить выполнение с высоким положением мяча в моменты замаха и выпуска. При броске одной рукой с места следует уделять внимание постановке ног (одноименная бросающей руке нога впереди), правильному положению плеча, предплечья и кисти по отношению к мячу и корзине (локоть направлен, а кисть развернута в ее направлении), разгибанию руки преимущественно вверх, завершающему движению кисти и направлению мяча в цель через большой, безымянный и в последний момент указательный палец.

При изучении броска одной рукой от плеча в движении сложно освоить сочетание «двух шагов» с мячом в руках и последующего прыжка с завершающим движением бросающей руки. Здесь необходимо овладеть следующими упражнениями: ловля мяча во время первого удлиненного шага ногой, одноименной бросающей руке; выполнение второго стопорящего шага другой ногой; отталкивание вверх ногой, делающей второй шаг, и выносом руки с мячом к корзине во время прыжка завершающим движением руки в локтевом суставе и направляющим движением кисти и пальцев в высшей точке полета; приземление на толчковую ногу без продвижения вперед.

Обучение броску в прыжке - важный этап подготовки баскетболистов. Основное внимание следует уделять постановке ног перед отталкиванием, правильному выносу мяча в исходное положение перед броском, точному положению бросающей руки перед выпуском мяча, завершающему движению разгибанием руки в локтевом суставе и направляющему движению кисти и пальцев, выпуску мяча в высшей точке полета, управлению телом в полете и положению руки после завершения контакта с мячом.

Очень важно освоить исходное положение бросающей руки перед выпуском мяча (удержание мяча выше головы, локоть направлен точно к корзине и кисть с мячом, расположенная над плечом, развернута к ней). Главные ошибки — отведение локтя в сторону и расположение мяча на всей ладони, а не на передней части ее и пальцах. Когда это освоено, отрабатывают активное разгибание руки в локтевом суставе и сгибание кисти с выпуском мяча через указательный палец. Одновременно изучают и положение поддерживающей мяч руки. Далее все это сочетают с выносом рук в исходное положение после ловли мяча от стены, пола, партнера — вначале без прыжка, затем в сочетании с прыжком. Важно совершенствование броска после передвижений; при этом внимание переключают на работу ног перед отталкиванием.

Обучение ведению мяча. Игроки должны освоить управление мячом без зрительного контроля, равноценно владеть правой и левой рукой, приобрести навыки асинхронно действовать ведущей рукой и ногами, овладеть разновидностями приемов ведения — высоким и низким ведением, ведением с изменением направления и темпа, с переводами. Овладение этими умениями необходимо сочетать с развитием способности ориентироваться при ведении мяча, оценивать ситуации и принимать решения. Поэтому с самого качала обучения приему и в процессе совершенствования его необходимо исключать зрительный контроль мяча.

На начальном этапе изучают ведение на месте и при прямолинейном движении. Основные ошибки здесь: неправильная стойка — прямые ноги, наклоненное туловище и опущенная к мячу голова; расслабленная кисть с сомкнутыми пальцами, «шлепающая» по мячу; неактивная работа руки в локтевом суставе. Поэтому все внимание следует сосредоточить на положении пальцев и закрепленной кисти на мяче, на резком силовом движении руки в локтевом суставе, на согнутом положении ног, прямом туловище и на взгляде, устремленном вперед.

Вначале используют подготовительные упражнения с одноразовыми ударами мяча в стену и в пол активным разгибанием предплечья. Затем эти приемы сочетают с принятием стойки и с передвижением приставными шагами вперед-назад, вправо-влево. После этого применяют многоразовые удары в пол правой и левой рукой стоя на месте, при беге на месте, с небольшими перемещениями в разные стороны. И наконец, выполняют передвижение с ведением мяча по прямой на различные расстояния, с варьированием места ударов мячом в пол при передвижении в зависимости от характера и темпа его. Далее внимание уделяют переходу на ведение мяча после ловли его в движении. Главное при этом — сочетание работы ног и своевременного удара мяча в пол без пробежек и замедления скорости бега. Одновременно изучают ведение по дугам и кругам, а также переводы мяча перед собой. Основное внимание уделяют работе кисти, месту удара мяча в пол и сочетают их с движением ног.

Совершенствуют ведение мяча, создавая условия, исключающие возможность зрительного контроля за мячом, выполняя приемы на максимальных скоростях, затрудняя передвижения различными препятствиями, применяя агрессивное и превосходящее по числу защитников противодействие, специальный инвентарь, усложняющий ведение.

Обучение финтам. Здесь важно научить игроков выполнять отвлекающее движение достаточно правдоподобно и соединять финт

Обучение тактическим действиям в нападении.

 

 Изучение тактики игры начинается с:

  1. Изучение индивидуальных тактических действий, характерных для конкретного варианта.
  2.  Овладение групповыми взаимодействиями.
  3.  Овладение командными взаимодействиями.

Усложняют условия на каждом из указанных этапов, выполняя взаимодействия таким образом

— в замедленном темпе с пассивной защитой по заданию;

— в темпе, характерном для соревновательной игры;

— закреплением в учебных играх по заданиям (с уменьшенными составами, на половине площадки, после определенных действий противника ит. д.).

Индивидуальные тактические действия.

 Первоочередная задача — формирование умения анализировать ситуации и выбирать соответствующие каждому игровому моменту действия и способы их реализации.

Индивидуальные тактические действия в нападении изучают в следующей последовательности: без мяча — выбор места и освобождение от защитников; с мячом — рациональное использование ловли и передач мяча, ведения, бросков мяча в корзину, финтов и сочетаний приемов.

Изучая выбор места и действия для освобождения от защитника, игроки должны овладеть умением изменять позицию в отношении своего защитника, определять наиболее эффективные направления, способ, интенсивность и момент передвижения, соотносить передвижения с позициями партнеров .При овладении действиями с мячом занимающиеся прежде всего учатся быстро выбирать рациональные приемы и своевременно изменять их в зависимости от ситуации.

При овладении техникой игры главная задача — усвоение общей структуры приемов в целом. Одновременно уделяют внимание точности выполняемых движений, а также развитию меткости, связанной с попаданием в цель. Изучают ограниченное число приемов; используется целостный метод обучения с применением большого числа подводящих упражнений. Особенно важно развить непринужденность владения мячом. Здесь помогают специальные упражнения в жонглировании мячами разного размера и веса в сочетании с работой ног.

Изолированно изучают отдельные элементы тактики, которые затем закрепляют в подготовительных и учебных играх, далее осваивают более сложные взаимодействия, которые снова закрепляют в игре. При занятиях с детьми, овладение основами тактики ведется в процессе подвижных, подготовительных и упрощенных учебных игр. Во всех тактических упражнениях обязательно наличие защитника, действующего по специальным заданиям, соответствующие каждому игровому моменту действия и способы их реализации.

Обучение приемам техники и индивидуальным защитным действиям Начинают его после того, как игроки овладели теми приемами нападения, против которых они направлены. Обучение начинают со знакомства со стойкой защитника, способами его передвижения и тактического использования этих приемов в разных ситуациях. Далее игроки изучают приемы и действия при отборе мяча — при вырывании, выбивании, перехватывании и накрывании, а также использование их в качестве финтов.

Обучение стойке и передвижениям защитника и совершенствование их. Здесь внимание следует уделять изменению положений ног в стойке, передвижениям приставными шагами и спиной вперед. Одновременно игроки изучают положения и движения рук в защитной стойке применительно к тому, владеет подопечный мячом или нет. В упражнениях при опеке нападающего без мяча акцентируют закрывание руками возможного направления выхода и ловли мяча. При опеке игрока с мячом главное внимание обращают на одновременное закрывание мяча и стороны наиболее вероятного прохода .Обучение приемам овладения мячом. Его начинают с освоения вырывания мяча. Обучая вырыванию, необходимо прежде всего обращать особое внимание на устойчивую стойку и недопустимость ненадежного захвата мяча. Далее совершенствуют быстроту захвата и резкое движение руками стоя на месте и с предварительным сближением с нападающим.

Изучать выбивания мяча начинают с овладения выбиванием его из рук нападающего, стоящего на месте, а затем — выполняющего с ним «два шага» и прыжок. В обоих случаях осваивают короткое, быстрое движение руки, а также выбор момента, способа и силы выполнения приема.

Затем осваивают выбивание при ведении мяча. Первоначально овладевают сближением с нападающим подстраиванием к темпу его действий, положением ног при касании мяча, а затем быстрым движением руки и последующим рывком к мячу.

Перехватывание мяча изучают в следующей последовательности: при поперечной передаче с выходом вперед и в стороны; при продольной передаче с выходом из-за опекаемого игрока. Главное при этом — научиться занимать эффективную позицию и определять момент для начала рывка, быстро выполнять рывок и движение руками, выработать цепкость при захвате мяча.

Особое значение для совершенствования индивидуальных действий в нападении и защите имеют упражнения, в которых идет соревнование между защитником и нападающим в применении обусловленных приемов в специально моделируемых ситуациях, а также учебные игры «один на один», в одну корзину.

Обучение групповым и командным тактическим действиям. Это наиболее сложный и длительный этап подготовки баскетболистов.

Последовательность изучения основных групповых действий такова: взаимодействия в условиях превосходства нападающих над защитниками — двух нападающих против одного защитника («отдал и вышел»); быстрый прорыв; трех нападающих против двух защитников (в треугольнике).

 Обучение системе быстрого прорыва и совершенствование ее.

 Главные задачи:

1  Овладение теоретическими знаниями.

2. Развитие быстроты ориентировки и быстроты мыслительных операций в процессе специальных упражнений и игр.

3. Овладение основными разновидностями взаимодействий и вариантами системы.

4. Приобретение навыка переключаться на быстрый прорыв в любых ситуациях и варьировать варианты взаимодействий в процессе развития атаки.

5. Воспитание психологической настроенности на быстрый прорыв и готовности к риску при реализации взаимодействий.

При овладении любой разновидностью быстрого прорыва первой изучают фазу развития, затем фазу завершения и в последнюю очередь — наиболее сложную начальную фазу. Взаимодействия игроков в начале обучения ведутся с места в обусловленной расстановке после получения мяча от одного из партнеров. Далее прорыв организуют после ловли мяча от щита определенным, а затем любым игроком, после перехватов, борьбы за мяч, отскочивший от щита и, наконец, с переключением от защитных действий к атаке быстрым прорывом в специальных упражнениях и играх.

Особенно важно при изучении взаимодействий при быстром прорыве — строго последовательное усложнение сопротивления. Первоначально действия выполняют без противодействия и с неподвижными защитниками; затем с сопротивлением защитников, действующих пассивно и активно на ограниченном участке, а далее — действующих в той же последовательности на всем пути передвижения. Обязательное условие при обучении - специальное моделирование действий защитников применительно к конкретному варианту взаимодействий, т. е. сопротивление по специальным заданиям

 Для непосредственного подведения к коллективным действиям в нападении и привития навыков опекать определенного противника в защите используют такие игры, как «Борьба за мяч», «Защита крепости», «Защита капитана», «Мяч капитану», «Зонный баскетбол», «Массовый баскетбол». В этих играх реализуются присущие баскетболу правила передвижений с мячом, условия противоборства, правила отбора мяча, территориальные особенности действий. Главное при этом — привитие умения сочетать свои действия с действиями партнеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio