Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

На физкультуру с радостью!

 

Никонов Кирилл Евгеньевич,
учитель физкультуры ГБОУ СОШ № 334
Невского района Санкт-Петербурга

 

Последние исследования ученых педиатров, физиологов и психологов красноречиво говорят о том, что здоровье школьника находится в прямой зависимости от условий обучения, питания, двигательной активности. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезные опасения специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы,  80%   имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии.

Правильное чередования интеллектуальной и физической нагрузки является профилактическим мероприятием, а в некоторых случаях и условием сохранения здоровья школьника.

Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье обучающихся, мы пришли к выводу, что эти факторы можно разделить на две группы: «общепатогенные» и «внутришкольные».

Общепатагоннные факторы:

1.     Низкий уровень мотивации созидания собственного здоровья.

2.     Воздействие неблагоприятных экологических, антропогенных и техногенных факторов.

3.     Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения, в том числе:

üсистемы обучения по сохранению здоровья;

üнизкий уровень просветительской работы;

üнизкий уровень культуры отдыха.

«Внутришкольные»  факторы связаны с условиями, традициями, содержанием и формами образовательной работы по сохранению здоровья школьников, по организации двигательного режима школьников.

Остановимся на «внутришкольных» факторах, непосредственно связанных с образовательным процессом в образовательном учреждении.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школах фактическая учебная нагрузка составляет в начальной школе 6,2-6,7 часа в день; в основной школе-7,2-8,3 часа в день; и в старшей школе – 8,6-9,2 часа в день, что ведет к 40% детско-подростковой патологии. Снизить процент негативного влияния интенсификации и нерациональной организации учебного процесса можно через увеличение двигательной активности учащихся, а именно через организацию  спортивных секций, занятий внеурочной деятельности с повышенной двигательной активностью.

Опрос родителей и учащихся нашей школы показал, что:

üбольшинство родителей знают о том, что в школе есть уроки физической культуры, но совершенно не в курсе, что есть спортивные секции и кружи;

ü76% родителей считают, что дети ходят на уроки физкультуры с удовольствием;

ü11% детей посещают уроки без удовольствия;

ü15–17% – освобождены от уроков физкультуры;

ü5–6% – пропускают уроки физкультуры.

Причины не проявления интереса к урокам физкультуры следующие:

üоднообразность формы проведения урока;

üбольшая нагрузка, сложные нормативы;

üплохие условия, устаревший инвентарь;

üфизические недостатки и психологические особенности: полнота, неуклюжесть, замкнутость.

Специфика урока физической культуры состоит в том, что ребенок всегда на виду, и если он допускает ошибку, то это тут же становится заметно окружающим, в отличие от других школьных предметов, где ошибки детей, сделанные в тетрадях, видит только учитель.

Результаты опросов, однозначно свидетельствуют что форму проведения урока физкультуры нужно корректировать. И в этом во многом, на наш взгляд, поможет введение федеральных государственных стандартов второго поколения. Основным моментом проведения любого урока и в том числе урока физкультуры, становиться целеполагание.  Кода цель на уроке, форму проведения учитель определяет совместно с детьми, то многие негативные факторы неудовольствия удается снизить. Прекрасным примером такой совместной работы стало включение музыкального сопровождения при выполнении некоторых физических упражнений, включение фитнес-элементов в школьный урок.

Совершенно безрадостным становиться урок физкультуры для детей, имеющие освобождения от занятий. Школьник должен освоить эту дисциплину. Кроме того, образовательная организация (школа) в соответствии с ч.7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Справка, выданная медицинской организацией, служит основанием для освобождения от физических нагрузок, но не от освоения дисциплины. Учитель сталкивается здесь с проблемой: с одной стороны ребенка, в классе которого в расписании стоит физкультура, нельзя оставит без присмотра, - с другой нахождение этого ребенка на спортивной площадке, где дети активно занимаются физическими упражнениями или игрой в мяч, является дополнительной угрозой его здоровью. Случайное попадание мяча может нанести ребенку травмму.

Хорошим решением этой проблемы для детей имеющих противопоказания от физических нагрузок может стать посещения ими лечебной физкультуры или медиотеки, библиотеки школы. С одной стороны школьник присутствует на занятиях и выполняет иные задания, исключая физические нагрузки, по указанию учителя и под присмотром взрослого.

Рассмотренные в данной статье  примеры не претендуют на эксклюзивность, но вместе с тем такие приемы помогут сделать урок физкультуры более интересным для школьников и более полезным в плане сохранения и созидания здоровья подрастающего поколения.

Joomla SEF URLs by Artio