Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Кафедра естественно-научного образования

 

 

 

 

 

 

Выпускная аттестационная работа

Методическая разработка музейно-педагогического занятия

в зоологическом музее по теме «Удивительный мир моллюсков»

 

 

 

 

 

 

слушателя курсов повышения

квалификации

«Теория и методика обучения (биология)»

Демещенко Ирины Александровны

ГБОУ СОШ №217 Красносельского района

им.Н.А.Алексеева

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2014

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                                         3

Методическая разработка занятия по теме «Удивительный мир моллюсков»                       4

Маршрутный лист                                                                                                                        12

 

Приложение №1.  Инструктивная карточка « Общая характеристика типа

Моллюски».                                                                                                                                  14

Приложение №2 Инструктивная карточка «Характеристика класса Брюхоногие»             15

Приложение№3 Инструктивная карточка «Характеристика класса Двустворчатые»         17

Приложение №4 Инструктивная карточка «Характеристика класса Головоногие»            19

Приложение №5 Инструктивная карточка «Многообразие Брюхоногих моллюсков»        22

Приложение №6 Инструктивная карточка «Многообразие Двустворчатых моллюсков»   23

Приложение №7 Инструктивная карточка «Многообразие Головоногих моллюсков»       25

Приложение №8 Инструктивная карточка «Легенда о мурексе»                                           27

Приложение №9 Инструктивная карточка «Легенда о тридакне»                                        28

Приложение №10 Инструктивная карточка «Великое чудо моря-жемчуг»                          29

Приложение №11 Инструктивная карточка «Заказник Гладышевский»                               30

 

Литература                                                                                                                                    31

 

Введение

Учебники и пособия по предмету иногда бывают скупы на факты и скучны, а биология наука о жизни. Изучение биологии только на уроках в школе, без возможности воочию увидеть предмет изучения, без возможности поиска закономерностей, обобщений на основе изучения природных объектов является неестественным. Как «встряхнуть» процесс обучения, как заинтересовать учеников?

Одним из решений, на мой взгляд, является использование как готовых экскурсии в зоологический музей, так и экскурсий, подготовленных самим учителем или группой учащихся, которые примеряют на себя роль экскурсовода.

Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.

Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям.

Таким образом, музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Один из вариантов такого занятия биологии в музее я и хочу предложить.

Музейно-педагогическое занятие  по зоологии по теме «Удивительный мир Моллюсков», может быть проведено как  на базе Зоологического музея Зоологического института Российской Академии Наук г. Санкт-Петербурга, так и на базе зоологического музея Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. Занятие предназначено для учеников 7 классов.

На время проведения этого занятия дети становятся исследователями и путешественниками Их задача: пройти по маршруту и выполнить задания в маршрутном листе, используя представленные в музее экспонаты и полученную информацию.

 

 

 

 

 

Методическая разработка занятия по теме «Удивительный мир моллюсков».

 

Подготовка к экскурсии.

Перед проведением экскурсии учащимся дается задание:

-прочитать в учебнике раздел «Класс Моллюски»,

-с использованием дополнительной литературы и интернет-ресурсов пополнить свои знания по изучаемой теме,

-составить, но не заполнять таблицу «Тип Моллюски» (название представителя, принадлежность к классу, значение в природе и жизни человека).

Цель:

· ознакомить учащихся с экспозицией отдела малакологии музея,

· создать условия для изучения многообразия представителей типа Моллюски, их значения в природе и жизни человека.

Задачи:

Учебные:

· формировать умения наблюдать, распознавать среди музейных экспонатов животных;

· расширить представления об  особенности внешнего строения представителей классов типа Моллюски;

· определять значение типа Моллюски  в природе и жизни человека;

· углубить полученные ранее на уроках знания по теме;

· формирование научного  мышления, овладения научной терминологией,

· формирование  способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

· развития навыков поисковой деятельности в условиях музея.

Развивающие:

· формировать умения практической деятельности;

· развития умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

· развития устной монологической  речи;

· развития умения планировать свою деятельность, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

· развития умения устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение  и делать выводы;

· формирования и развития ИКТ–компетенций.

Воспитательные: бережное отношение к живой природе.

Содержание темы включает: признаки типа Моллюски; особенности строения представителей классов типа Моллюски; классификацию Моллюсков; роль в природе и жизни человека.

Понятия: мантия, мантийная полость, биссусная железа, чернильная железа, гермафродитизм, гемоцианин, фильтрация, сифон, раковина.

Личностные умения

· сформированность познавательных интересов, направленных на изучение типа Моллюски;

· сформированность интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать животных типа Моллюски).

Метапредметные умения

Познавательные:

· умение находить сходство и отличие между объектами; вести наблюдение; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

· умение выполнять учебное задание в соответствии с целью и планом;

Коммуникативные:

· умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции (умение формулировать высказывание); умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение; умение работать совместно в атмосфере сотрудничества.

Предметные умения

· развитие навыков определять представителей типа Моллюски;

· умение сравнивать признаки животных классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие;

· умение указывать общие признаки типа Моллюски.

Материалы и оборудование: коллекция раковин моллюсков, маршрутные листы, инструктивные карточки, тесты, листы самоконтроля, натуральные объекты.

Формы деятельности: самостоятельная, групповая.

Методические приемы:

рассказ учителя с элементами  эвристической беседы на базе и с использованием демонстрации экспонатов коллекции зоологического музея

рассказ учеников по заранее подготовленным материалам (опережающее обучение).

Этапы занятия:

1. Организационный момент с элементом психологической настройки на работу.

2. Ориентировочно-мотивационный - сообщение темы, цели и задач занятия. Актуализация зоны усвоения оптимальных знаний.

3. Формирование новых знаний (организация учебной деятельности учащихся).

4. Закрепление знаний.

5. Подведение итогов, выводов, рефлексия, оценки, объявление домашнего задания.

Начало занятия целесообразно начать с общего знакомства с отделом зоологического музея, посвященного моллюскам.

Ход экскурсии:

1. Организационный момент.

2. Ориентировочно-мотивационный.

Мы с вами находимся в Зоологическом музее РАН (зоологическом музее Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования), где познакомимся с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами.

Послушайте, пожалуйста, короткий отрывок из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Карась-идеалист”:

"Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: «Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит».

Догадались ли вы, какие животные прячутся в ракуши?

Тема нашего занятия «Удивительный мир моллюсков». Вы познакомитесь с интересной коллекцией разнообразных моллюсков. Экскурсоводами будете и вы сами. Я думаю, что этот необычный урок вам понравится.

3. Этап формирования новых знаний.

Слово учителя. Коллекционирование морских раковин имеет удивительно давнюю историю. Интерес человека к ракушкам, вернее, к их живому содержимому, проявился около 120 тыс. лет назад. Конечно, это нельзя назвать коллекционированием в том смысле, как мы понимаем его сейчас применительно, например, к монетам или маркам: тогда люди просто собирали всё съедобное, в том числе и моллюсков, на прибрежном мелководье. С тех времен остались «кухонные кучи» ( проще говоря, объедки) из множества ракушек,в основном мидий и устриц, служивших существенной добавкой к рациону древнего человека.

Около 40 тыс. лет назад люди начали изготовлять из ракушек украшения (ожерелья, гребни, бусы, подвески, серьги, пояса) для ритуальных церемоний и повседневного использования.

Позже ракушки были предметом торговли, обмена, а кое-где служили в качестве денег, своеобразной свободно конвертируемой валюты. На всех Интерес к морским раковинам как предмету собственно коллекционирования, несомненно, восходит к эпохе Великих географических открытий XVI—XVII вв., когда в Европу хлынул поток заморских диковинок, привозимых моряками из дальних плаваний к берегам Америки, Африки и Восточной Азии.

Естественно, что в те времена коллекционирование морских раковин было доступно лишь весьма зажиточным людям, поскольку стоили они подчас целое состояние и продавались на специально организованных аукционах.
С некоторыми раковинами связаны забавные, а порой и драматичные истории.

Филигранные раковины эпитониума (Epitonium scalare) состоят из множества несмыкающихся оборотов, скреплённых друг с другом лишь в местах касания концентрических валиков. Впервые они были описаны ещё в середине XVIII в. по экземплярам, найденным у берегов Юго-Восточной Азии. Так как этот моллюск живёт на больших глубинах, то в руки человека он попадал крайне редко и высоко ценился коллекционерами. Коренные жители побережья, где обитал эпитониум, получали огромные суммы от европейцев за его раковины. Смышлёные и мастеровитые китайцы придумали способ обманывать покупателей: они лепили раковины эпитониума из рисовой пасты. Подделки были настолько натуральными и искусными, что обман вскрывался не сразу, лишь когда счастливый и ничего не подозревающий обладатель «сокровища» пытался помыть запылившуюся ракушку, а та превращалась в кашицу.

Конечно же, европейцы не остались в долгу. Но эта история случилась уже с раковиной другого моллюска, название которого — священный чанк (Turbinella pyrum), а обитает он у берегов Индии. Наверное, многие видели изображение индуистского бога Вишну, но не все помнят, что в одной из четырёх рук он держит морскую раковину — турбинеллу. Причём не простую — правозавитую (что обычно для раковин данного вида), а скрученную в противоположном направлении. Левозавитые раковины попадаются редко — одна на тысячи правозавитых. Вероятно, из-за своей редкости она была изображена древним художником и стала священной. Такие раковины использовали в культовых церемониях не только в Индии, но и в странах Индокитая, даже на Тибете, в Туве и Калмыкии. Предприимчивые европейцы быстро сообразили, как обогатиться на священном чанке. Ведь они уже знали раковины, в отличие от турбинеллы, практически всегда левозавитые. Так раковины бусикона (Busycon contrarium) из Карибского бассейна на некоторое время стали источником дохода для европейцев: доверчивые индусы покупали эти левозавёрнутые раковины, считая их   священными.

«Удивительной японской ракушкой» (так переводится английский эпитет Japanese wonder shell) именуют турриду Thatcheria mirabilis. Да и в латинском названии mirabilis означает «удивительный», «поразительный». Когда её видишь, трудно поверить, что совершенная форма, напоминающая библейскую вавилонскую башню, — творение природы, а не изощрённая фантазия художника. И потому первый экземпляр данного вида, привезенный в 1879 г. из Японии в Англию Чарлзом Тэтчером (в честь него и дано родовое название раковины), долгое время считался аномальным. Думали, что это результат отклонения в развитии какого-то вида. Однако в 30-х гг. XX в. были обнаружены и другие подобные раковины, убедившие всех в ошибочности первоначального предположения.

Другая раковина, которая и по сей день считается  редкостью и высоко ценится коллекционерами, — конус слава морей (Conus gloriamaris). На протяжении почти целого века было известно всего лишь несколько экземпляров этого вида. Тогда такие конусы находили только на маленьком рифе вблизи Филиппин. И вот после землетрясения риф скрылся в глубине океана. Все решили, что единственное место обитания славы морей исчезло. Цены на ракушки взлетели баснословно. Говорят, один фанатик разбил два конуса из своей коллекции, чтобы последний — третий, стал ещё дороже. К счастью, со временем слава морей была обнаружена на обширных пространствах от северных берегов Филиппинского архипелага (через всю Новую Гвинею) до атоллов Самоа и Фиджи.

Собирать ракушки несложно, многие пережили это увлечение в детстве. Обычно всё начиналось с поездки на море либо с подарка родственников или знакомых, вернувшихся с тёплых побережий. Разнообразие форм и оттенков ракушек всегда поражает человека, Но создать более или менее серьёзную коллекцию раковин, имеющую научную или образовательную ценность, — дело непростое, требующее объекту коллекционирования. Одно из основных требований к таким собраниям — составление точных этикеток, содержащих информацию о местонахождении экземпляра (район сбора, глубина, тип грунта и т. д.). Иногда важно указать и дату сбора, так как некоторые виды подвержены сезонным миграциям и данные о времени года, когда были найдены моллюски, могут расширить знания об их биологии. Если этикетки к собранным ракушкам составлены должным образом, то даже небольшая выборка представляет определённый научный интерес.

Памятка коллекционеру

Составляя коллекцию раковин, не стоит забывать о том, что ракушка - домик для живого организма и что, отнимая его, мы лишаем моллюска жизни. Поэтому для всех коллекционеров раковин должны стать законом такие правила:
• собирая живых моллюсков, никогда не берите больше, чем вам действительно нужно
• всегда оставляйте время для того, чтобы просмотреть экземпляры, переворачивая камни и кораллы, всегда возвращайте их в прежнее положение - под ними обитают не только моллюски, которых вы соберёте, но и другие живые организмы, если вы разрушите их жилище, они могут погибнуть.

Групповая работа.

Я предлагаю вам разделиться на 4 группы. Каждая группа получит  свой маршрутный лист и информационную карту с заданием. Выша задача – внимательно изучить предложенную информацию и рассмотреть музейные экспонаты. А затем рассказать, что вы узнали. На эту работу - 7 минут. За консультацией вы можете обращаться к сотрудникам музея.

Групповая работа с маршрутными и информационными листами (5-7 минут)

Время закончилось. Отвечать нужно четко и быстро. Все внимательно слушают и самостоятельно заполняют пустые опоры, которые лежат у вас на столе.

А теперь прослушаем экскурсию.

1 группа «Брюхоногие»,

2 группа « Головоногие»,

3 группа «Двустворчатые».

4группа «Охраняемые моллюски Ленинградской области».

От каждой команды один учащийся выступает в роли экскурсовода (3-4 минуты).

4. Закрепление знаний.

По ходу экскурсии вам необходимо кратко фиксировать данные в маршрутные листы.

5. Подведение итогов, выводов, рефлексия, оценки, объявление домашнего задания.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились и подружились с моллюсками. Сейчас вы получаете задание от наших друзей (задание на интерактивной доске).

Ответьте на вопросы теста. Время - 2 минуты.

Тест

(развитие логического мышления)

А. От частного к общему

1. Беспозвоночное, мидия, многоклеточное, двустворчатое.

2. Моллюск, кальмар, животное, головоногое.

3. Брюхоногое, Ципрея, животное, беспозвоночное.

Б. Четвертый лишний

1. Пероловица, прудовик, каракатица, рапана.

2. Кальмар, аргонавт, спрут, прудовик.

3. Лужанка - улитка, тридакна, медуза, осьминог.

В. Терминология

1. Малакология (наука о моллюсках).

2. Биссус (вещество, который образует нить у двустворчатой пинны)

3. Радула (язык с теркой в ротовой полости)

4. Глохидия (свободноплавающая личинка у двустворчатых моллюсков)

Г. Познавательные задачи

1. В случае опасности тело прудовика втягивается в раковину. Однако некоторые пиявки заползают в раковину и высасывают мягкие части тела прудовика. Поедают прудовиков и крупные рыбы, некоторые птицы. Сделайте вывод из приведенных фактов.

2. Известно, что брюхоногий моллюск – большой прудовик выживает в аквариуме гораздо лучше, чем двустворчатые моллюски – перловицы и беззубки. Изложите свои гипотезы, объясняющие этот факт. (Большой прудовик дышит с помощью легкого. Для перловицы и беззубки характерно жаберное дыхание, поэтому они более требовательны к количеству кислорода в воде. К сожалению, в аквариуме не всегда удается создать удовлетворительный кислородный режим для нормального существования в нем беззубки и перловицы. Могут также возникнуть проблемы с кормлением представителей этих моллюсков, т.к. их можно кормить только мельчайшими водными обитателями: бактериями, одноклеточными водорослями, инфузориями).

Рефлексия.

Подведем итоги нашей работы. Понравилась ли вам экскурсия?

Домашнее задание.

Перед вами три варианта домашнего задания. Выберите и подготовьте к следующему уроку тот вариант задания, который вам больше всего нравится:

1.Выучить параграф  и составить кроссворд по теме урока.

2. Составить интервью - репортаж «Из жизни моллюска»

3.Подготовить на формате А4 проекты «Защитим моллюсков».

Оценки за урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутный лист «Моллюски»

Задание №1. Заполни таблицу  «Особенности строения раковин моллюсков».

№п/п

Задание

Ваши наблюдения

1.

Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска:

а) определите её форму, окраску;

б) найдите её передний (широкий) конец и задний (узкий) конец;

в) найдите выпуклую часть раковины – вершину;

г) найдите изогнутые линии – годичные кольца.

 

2

Рассмотрите раковину брюхоногого моллюска:

а) определите её форму, окраску;

б) найдите вершину раковины и отверстие – устье;

в) сосчитайте число оборотов раковины.

 

3.

Сравните раковины двух моллюсков, установите черты сходства и отличия по плану:

1. Форма.

2. Окраска.

3. Наличие годичных колец на раковине.

4. Наличие оборотов на раковине.

5. Прочность раковины.

6. Значение раковины.

 

 

Задание №2. Заполни таблицу:

№п/п

Класс Моллюски

Представители

Приспособление к среде обитания

1.

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

Задание №3. Заполни схему «Значение моллюсков»

                   
   
       
 
     
 
 
 
 

 

 

Значение моллюсков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

Инструктивная карточка №1.

Общая характеристика типа Моллюски

Задание: изучите предложенную информацию. Расскажите о чем вы узнали.

 

Тип моллюски включает три класса: медленно ползающие улитки (брюхоногие), относительно оседлые двустворчатые и подвижные головоногие. Тип насчитывает около 130 000 видов.

Наличие защитной раковины, механизмов наружного и внутреннего оплодотворения, легких и жабр позволило моллюскам завоевать как сушу, так и воду. У подвижных моллюсков раковина, мешающая при движении, редуцируется.

Тело моллюсков мягкое нерасчлененное, у большинства подразделяется на голову, туловище и ногу. Под раковиной находится кожная складка - мантия. Кровеносная система незамкнутая, кровь выливается в полости тела (лакуны). Капиллярная сеть утрачена.

Органы дыхания у большинства водных моллюсков представлены жабрами. Наземные формы дышат с помощью легкого. Выделительная система имеет строение, сходное с кольчатыми червями. Нервная система узлового типа, нервные узлы, расположены в разных отделах тела: голове, ноге, туловище и соединенных между собой нервными стволами. Органы чувств у моллюсков разнообразные и часто сложно устроены.

Большинство моллюсков раздельнополы, но есть и гермафродиты. Оплодотворение у многих внутреннее. Развитие наиболее древних моллюсков осуществляется с превращением - у них сохраняется планктонная расселительная личинка, плавающая с помощью ресничек. У более продвинутых форм развитие прямое (головоногие).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Инструктивная карточка №2

Характеристика Класса Брюхоногие.

Задание: изучите предложенную информацию. Расскажите о чем вы узнали.

Брюхоногие (улитки, слизни). Длина варьирует от 1-3 мм до 30-60 см. Тело четко разделяется на три отдела: голову, ногу и туловище, которое заключено в цельную раковину. Ее высота колеблется от 0,5 мм до 70 см.

Чаще всего раковина брюхоногих имеет вид колпачка или спирали, только у представителей 1 семейства развивается раковина из 2-х створок, соединенных эластичной связкой.

Если в спиральнозакрученной раковине обороты располагаются в одной плоскости, то она называется плакоспиральной. Если обороты лежат в разных плоскостях, то образуется турбоспиральная раковина.

Кроме этого, раковины различаются по направлению оборотов спирали. Если при взгляде на вершину раковины они закручиваются по часовой стрелке, то это правозакрученная раковина, если против — то левозакрученная.

У некоторых брюхоногих, таких как ципреи и волюты, последний оборот раковины очень широкий и полностью закрывает все предыдущие. В этом случае раковина называется скрытоспиральной, или инволютной. Если все обороты раковины видны, то она называется открытоспиральной, или эволютной.

Иногда раковина снабжена крышечкой, расположенной на спинной стороне в задней части ноги (например, у лужанок). При втягивании ноги в раковину, крышечка плотно прикрывает устье. У некоторых видов, перешедших к плавающему образу жизни (например, крылоногих и киленогих), раковина отсутствует.

Редукция раковины характерна и для некоторых сухопутных брюхоногих моллюсков, живущих в почве и лесной подстилке (например, слизней).

На голове брюхоногих обычно располагаются 1-2 пары щупалец и глаза. Рот находится на нижней стороне головы. В нем развит мощный язык, покрытый твердой хитиновой теркой, или радулой. С ее помощью моллюски соскабливают водоросли с грунта или водных растений.

У хищных видов в передней части туловища развивается длинный хоботок, способный выворачиваться через отверстие на нижней поверхности головы. У некоторых брюхоногих (напр., конусов) отдельные зубцы радулы могут выступать из ротового отверстия и имеют форму стилетов или полых гарпунов. С их помощью моллюск вводит в тело жертвы яд.

Часть хищных видов брюхоногих питается двустворчатыми моллюсками. Они высверливают их раковины, выделяя слюну, содержащую серную кислоту.

Органами дыхания подавляющего большинства брюхоногих моллюсков являются жабры. У одних видов они расположены в передней части тела и направлены вершиной вперед, у других — в правой задней части тела и направлены вершиной назад. У некоторых брюхоногих (например, голожаберных) настоящие жабры редуцировались. В качестве органов дыхания у них развиваются т. н. кожные адаптивные жабры.

У сухопутных и вторичноводных брюхоногих моллюсков образуется особый орган воздущного дыхания — «легкое». Оно представляет собой участок мантийной полости, стенки которого пронизаны густой сетью кровеносных сосудов. Кислород из поступающего в легкое воздуха дифундирует через ее тонкие стенки, попадая в кровь. Для всех легочных моллюсков огромное значение имеет кожное дыхание.

Среди брюхоногих моллюсков встречаются как раздельнополые виды, так и гермафродиты. Оплодотворение всегда перекрестное, развитие, как правило, с метаморфозом. У всех сухопутных, пресноводных и некоторых морских брюхоногих наблюдается прямое развитие.

Более 90 тысяч морских, пресноводных и наземных видов, разделяющихся на 3 подкласса: переднежаберные, заднежаберные и легочные. Среди брюхоногих встречаются как растительноядные формы и потребители детрита, так и хищники. Многие из них являются промежуточными хозяевами различных паразитических червей; ряд наземных видов повреждают садовые и огородные культуры.

Значительная часть брюхоногих служит объектом промысла, которых добывают ради мяса, красивых раковин и перламутра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Инструктивная карточка №3

Характеристика класса Двустворчатые

Задание: изучите предложенную информацию. Расскажите о чем вы узнали.

Двустворчатые, класс моллюсков подтипа раковинных. Размеры колеблются от нескольких мм до 1,4 м, вес может достигать 200 кг (например, у тридакны).

Раковина состоит из двух створок, соединенных на спинной стороне гибким конхиолиновым тяжем — лигаментом. Створки, чаще всего, симметричные, но у некоторых видов наблюдется их асимметрия. На тыльной стороне створок у большинства двустворчатых развиты зубцы и углубления, образующие так называемый замок. В зависимости от формы и размеров зубцов замок может быть равнозубым или разнозубым. Для некоторых видов (напр., беззубок) характерна беззамковая раковина. Смыкание и замыкание створок живого моллюска происходит в результате работы особых мускулов-замыкателей. В редких случаях раковина может частично (напр., у корабельных червей) или полностью редуцироваться.

Раковина выделяется мантией и состоит из трех слоев. Наружный, или конхиолиновый слой образован органическим веществом конхиолином, средний, или фарфоровый, — кристаллами углекислого кальция, ориентированными перпендикулярно продольной, а внутренний, или перламутровый, — кристаллами углекислого кальция, ориентированными параллельно продольной оси тела моллюска.

Прирост раковины происходит по краю мантии, из-за чего на створках видны концентрические линии. По ним, как и по годичным кольцам деревьев, можно судить о скорости роста и условиях жизни конкретных особей. Если между мантией и створкой раковины попадает инородная частица, то на ее поверхности концентрическими слоями начинает откладываться перламутр. В результате образуется жемчужина, которая растет по мере роста самого моллюска.

В отличие от остальных моллюсков, у двустворчатых полностью редуцирована голова. Это связано с прикрепленным или малоподвижным образом жизни. Клиновидная нога служит для зарывания в грунт.

У некоторых двустворчатых, живущих в прибрежной или приливно-отливной зоне (например, мидий), в ноге образуется особая биссусная железа. Она выделяет секрет, застывающий в воде тонкими нитями. С их помощью моллюски надежно фиксируются на субстрате. Иногда (например, у устриц) нога полностью редуцируется. Некоторые виды способны передвигаются при помощи ноги или створок раковины (например, гребешки).

Внутренняя поверхность мантии покрыта мерцательным эпителием. Движение его ресничек создает ток воды в мантийной полости. Края мантии могут быть свободными, а могут срастаться, образуя отверстия для ноги и двух сифонов, расположенных в задней части раковины. Через нижний, или жаберный сифон вода проникает в мантийную полость, а через верхний, или клоакальный — удаляется из организма.

Органами дыхания служат жабры, лежащие в мантийной полости. Только у перегородчатожаберных они утратили дыхательную функцию и превратились в небольшие поперечные перегородки, отделяющие участок мантийной полости, в которой происходит газообмен.

Двустворчатые раздельнополы. У некоторых видов нет половых протоков, из-за чего гаметы выводятся из гонад в мантийную полость через разрыв стенки тела. Оплодотворение наружное, развитие, у большинства видов, происходит с метаморфозом. У некоторых двустворчатых (например, унионид) личинка ведет эктопаразитический образ жизни.

Около 20 тыс. видов, разделяющихся на три надотряда: первичножаберных, жаберных и перегородчатожаберных. Морские и пресноводные формы, широко распространенные в Мировом океане и разнообразных пресных водах. Обитают на дне от мелководий до максимальных глубин.

По типу питания являются биофильтраторами, играющими важную роль в биологической очистке вод. Некоторые виды являются индикаторами чистоты водоемов. Многие двустворчатые (мидии, устрицы, гребешки, жемчужницы и др.) являются объектом промысла и аквакультуры. Их добыча и разведение осуществляется ради ценных пищевых продуктов, а также жемчуга и перламутра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4

Инструктивная карточка №4

Характеристика класса Головоногие

Задание: изучите предложенную информацию. Расскажите о чем вы узнали.

Головоногие - кальмары, осьминоги - наиболее высокоорганизованые моллюски. Длина со щупальцами колеблется от 1 см до 5 м, а у гигантского кальмара достигает 18 м. Форма тела очень разнообразна и зависит от образа жизни моллюсков.

Обитатели толщи воды, к которым относится большинство кальмаров, имеют вытянутое, торпедообразное тело. Для бентосных видов, среди которых преобладают осьминоги, характерно мешковидное тело. У каракатиц, живущих в придонном слое воды тело уплощено в спинобрющном направлении. Узкие, шаровидные или похожие на медуз планктонные виды головоногих отличаются мелкими размерами и студенистым телом.

Тело головоногих состоит из головы и туловища. По бокам головы расположены крупные глаза. Среди беспозвоночных головоногие обладают наиболее сложноустроенными глазами, не уступающие по сложности глазам позвоночных животных. У головоногих развита не только способность видеть при более сильном или более слабом освещении, но и аккомодация. Правда достигается она не за счет изменения кривизны хрусталика, как у человека, а за счет его приближения или удаления от сетчатки.

На голове вокруг ротового отверстия располагаются щупальца, которые являются частью видоизмененной ноги (отсюда название). У подавляющего большинства видов на их внутренней поверхности расположены мощные присоски. Только у наутилусов относительно короткие щупальца, количество которых может достигать 90 шт., остаются гладкими. У каракатиц и кальмаров образуется 10 щупалец, 2 из которых (ловчие) очень длинные, с присосками на расширенных концах. У осьминогов развито 8 длинных совершенно одинаковых щупалец.

В период размножения у самцов одно из щупалец видоизменяется и используется для переноса половых продуктов. При спаривании оно отрывается, надолго сохраняя способность к движению, что позволяет ему проникать в мантийную полость самки. Когда такие оторвавшиеся щупальца впервые были обнаружены в мантийной полости самок осьминогов, они были приняты за паразитов. Жорж Кювье даже установил для них особый род.

Другая часть ноги превращается в воронку, играющую важную роль при движении. Она прирастает к брюшной стороне тела, открываясь одним концов в мантийную полость, а другим — во внешнюю среду. Мантийная полость у головоногих расположена на брюшной стороне тела. На месте перехода туловища в голову она сообщается с внешней средой поперечным брюшным отверстием. Для его замыкания у большинства головоногих на брюшной стороне туловища образуются парные полулунные ямки. Напротив них на внутренней стороне мантии лежат два твердых, армированных хрящем бугорка, т.н. запонки. В результате сокращения мышц запонки входят в полулунные углубления, плотно пристегивая мантию к туловищу. Когда брюшное отверстие открыто, вода свободно проникает в мантийную полость, омывая лежащие в ней жабры. После этого происходит замыкание мантийной полости и сокращение ее мускулатуры. Вода с силой выталкивается из воронки, лежащей между двумя запонками, и моллюск, получая обратный толчок, движется вперед задним концом тела. Такой способ движения называется реактивным.

У подавляющего большинства современных головоногих моллюсков раковина рудиментарна и скрыта под кожей. Только у наутилусов сохраняется наружная, спиральнозакрученная раковина, поделенная на внутренние камеры. У каракатиц раковина, как правило, имеет вид крупной пористой известковой пластинки. Только у спирулы сохраняется скрытая под кожей спиральнозакрученная раковина.

У кальмаров от раковины сохраняется только тонкая роговая пластинка, тянущаяся вдоль спинной стороны тела. У осьминогов раковина практически полностью редуцирована и от нее остаются только небольшие кристаллики углекислой извести. У самок аргонавтов (одного из видов осьминогов) развивается особая выводковая камера, по форме очень напоминающая наружную раковину. Однако это только кажущееся сходство, поскольку она выделяется эпителием щупалец и предназначена только для защиты развивающихся яиц.

Все головоногие являются хищниками и питаются различными ракообразными и рыбами. Для захвата добычи они используют щупальца, а для умерщвления — мощные роговые челюсти. Они расположены в мускулистой глотке и напоминают клюв попугая. В глотку открываются 1 или 2 пары слюнных желез. Их секрет содержит гидролитические ферменты, расщепляющие полисахариды и белки. Нередко выделения второй пары слюнных желез ядовиты. Яд также помогает обездвиживать и умерщвлять крупную добычу.

Непосредственно перед анальным отверстием в просвет задней кишки открывается проток чернильной железы. Она выделяет темный секрет, небольшое количество которого способно замутить большое количество воды. Головоногие используют его, спасаясь от преследования хищников.

Одной из отличительных черт головоногих является наличие у них внутреннего хрящевого скелета. Хрящ, сходный по строению с хрящем позвоночных, окружает головное скопление ганглиев, образуя хрящевую капсулу. От нее отходят отростки, армирующие глазные отверстия и органы равновесия. Кроме того, опорные хрящи развиваются в запонках, основании щупалец и плавников.

Все головоногие — раздельнополые животные; у некоторых из них хорошо выражен половой диморфизм. Оплодотворение наружно-внутреннее и происходит в половых путях самки, а в ее мантийной полости. Некоторые виды проявляют заботу о потомстве, вынашивая и охраняя развивающиеся яйца. Развитие прямое.

Около 650 современных видов, относящиеся к 2 подклассам: наутилоидеи и колеоиды. Вымерших видов значительно больше — около 11 тыс. Они относятся к 3 подклассам: аммониты, белемниты и бактриты.

Современные головоногие широко распространены во всех морях (кроме опресненных). Живут в толще воды и на дне. Несмотря на то, что все они являются хищниками, нередко сами служат пищей многим рыбам и морским млекопитающим. Некоторые головоногие съедобны и являются объектом промысла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

Инструктивная карточка №5

Многообразие Брюхоногих моллюсков.

Представители морей:

а) ЦИПРЕЯ.
Фарфоровая улитка, раковина – каури, служила денежной еденицой в бассейнах Тихого и Индийского океана до 20 века, а некоторые народы Океании используют до сих пор.

б) РАПАНА.
До 1974 года был известен только в Японских и Желтых морях, но, попав в Черное море, быстро размножился. Являясь хищником, уничтожили большое количество промысловых моллюсков - устриц, мидий, гребешок. Сейчас, где разводят этих промысловых моллюсков, т.е. в устричных парках, обязательно огораживают от моря заборами (коллекция раковин рапаны).

в) МУРЕКС или пурпурная улитка.

Очень красивая раковина моллюска. В 1876 г. во Франции при постройке железной дороги было найдено древнее захоронение. Вместе с людьми лежало оружие, инструменты, предметы обихода и …ожерелье из морских раковин. Мурекс получил второе название по той причине, что в мантию выделяется пурпурная железа. С глубокой древности пурпурные улитки служили для получения краски пурпура. 1,5 г. пурпура необходимо отпрепарировать 12 тыс. мурексов. Окрашенная этой краской ткань очень дорогая, в пересчете на современные деньги – 112 000 долларов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

 

Инструктивная карточка №6

Многообразие Двустворчатых моллюсков.

Представители морей:

а) МИДИЯ, УСТРИЦА, ГРЕБЕШОК

Это промысловые моллюски. Создают специальные фермы, парки, плантации по разведению промысловых моллюсков. Скопления мидий называется банками. Устрицы не только используются как пищевой продукт, но и его раковина используется в изготовлений художественных изделий. Из раковины гребешков изготавливают пуговицы, украшения. Кроме промыслового значения, они играют большую роль в природе: фильтруя воду для получения пищи, очищают ее от загрязнения. В сутки фильтруют около 200 кубов воды. Служат пищей для многих животных, т.е. участвуют в цепи питания.

б) ЖЕМЧУЖИНА.

Само название моллюска дает понять, что добывают – жемчуг, который образуется в раковине из песчинки. Размеры жемчужин бывают разные: от мельчайших крупинок до голубиного яйца. В Лондоне хранится самая большая жемчужина мира весом в 450 каратов (90 г). Жемчуг недолговечен: приблизительно через 150 лет он разрушается и превращается в пыль.

в) ТРИДАКНА– гигантский моллюск.

Она выделяется среди двустворчатых моллюсков своими размерами. Её длина 1,5 метра, масса около 200 кг, из них мягкая часть – 30 кг, а 170 кг – раковина. Тридакна обитает среди кораллов в Индийском и Тихом океане. Мышцы, замыкающие створки гигантской тридакны, обладают огромной силой. Раскрыть створки живой ракушки можно при помощи лома. Тридакны – очень опасны для водолазов и искателей жемчуга. Человек, случайно просунувший между створками моллюска ногу или руку, может погибнуть в тисках тридакны, если ему тотчас же не оказать помощь. С давних времен раковины и мясо тридакны использовали народы Океании – полинезийцы. Из раковин делали топоры, рыболовные крючки и т.д. Теперь тридакны – украшение дворов, садов. Она также может образовывать жемчужину, но ювелирной ценности не имеет. Может образовать массой–7 кг. В Нью-Йорке у одного ювелира, на витрине была выставлена жемчуг, имевший массу -6 кг 350г., длина 23см, а толщина – 14см, неправильной формы, т.е. почти в размер человеческой головы.

 

г) ПЕРЛОВИЦА, БЕЗЗУБКА, ПИННА.

Из раковин перловицы и беззубки изготавливали пуговицы. В Венеции могут предложить чулки, перчатки и кружева, сотканные из шелковистого волокна. Есть моллюск, которые выделяют особое вещество биссус, при помощи, которых прикрепляются к подводным предметам. Эти нити крепкие и шелковистые – длинной до 30см и образуют эту нить – Пинна. Есть моллюски, раковины которых использовались как строительный материал: крыши и стекла из ракушек (коллекция раковин).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №7

 

Инструктивная карточка №7

Многообразие Головоногих моллюсков.

Представители морей:

а) КАЛЬМАР.

Обитатель открытого моря – великолепный пловец, он может мчаться под водой со скоростью поезда – около 50-60 км/ч. Кальмар – хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров. Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки – радулы. Заглотить жертву целиком и даже кусками кальмар не может из-за узкого пищевода. У кальмара очень хорошо развиты органы чувств, особенно глаза, которые по сложности могут конкурировать с глазами совы, кошки и человека. Глаз кальмара имеет роговицу, радужину, хрусталик, стекловидное тело и сетчатку. Хрусталик круглый, поэтому фокусировка глаза для разглядывания предметов, расположенных на разном расстоянии, осуществляется удалением или приближением его к сетчатке (как это происходит в фотоаппарате), а не изменением кривизны линзы, как у млекопитающих. Поэтому, кстати, у кальмаров не может быть близорукости или дальнозоркости (рассказ ученика)

б) ОСЬМИНОГ.

На голове восемь похожих друг на друга щупалец, при помощи которых эти моллюски могут передвигаться по дну «на цыпочках», то есть на самых кончиках вытянутых вертикально вниз щупалец. В критических ситуациях осьминоги, как и кальмары, движутся реактивным способом и могут развивать скорость до 15 км/ч. У спрута есть роговой клюв. С его помощью он делает отверстие, например, в раковине моллюска и впускает туда токсичную слюну, которая расслабляет замыкающий раковину мускул. В глотке осьминога также имеется терка, перетирающая пищу. Но самое удивительное у спрута – это высокоразвитый головной мозг, который имеет зачаточную кору. Состоящий примерно из 170 млн. нервных клеток (для сравнения – нервная система краба содержит приблизительно 100 тыс. нервных клеток), он разделяется на много долей, каждая из которых выполняет свою функцию. Больше половины нервной ткани мозга приходится на зрительные доли Осьминоги – самые «умные» среди всех беспозвоночных. Они поддаются дрессировке, имеют хорошую память, различают геометрические фигуры. Они узнают людей, привыкают к тем, кто их кормит. Осьминоги, которые жили на Неапольской станции, стали совсем ручными. Они знали в лицо сторожа и очень его любили. Если он протягивал к ним руку, то животные обвивали его щупальцами и нежно гладили. Однако крупные осьминоги – а их общая (со щупальцами) длина может достигать 5м – опасны, причем основную опасность представляют не сильные щупальца больших спрутов, а их ядовитая слюна, оказывающая парализующее действие на добычу. Однажды сотрудника Калифорнийского аквариума «укусил» в ладонь небольшой осьминог. В первую же ночь после укуса его рука распухла так, что не стало видно суставов. Опухоль спала только через четыре недели. Признаки болезни напоминали симптомы змеиного укуса. У берегов Австралии и Японии живут небольшие пятнисто-голубые осьминоги. Укус их может быть даже смертельным для человек.. Есть осьминоги, которые ведут малоподвижный образ жизни, т.к. имеют раковины.

в) КАРАКАТИЦА.

В Древней Спарте был знаменит черный суп. Готовили следующим образом: брали каракатицу, потрошили её, но не трогали чернильного мешка. Так вмести и варили. Чернила придавали похлебке не только бурый цвет, но и своеобразный привкус, который высоко ценился. В испанских и итальянских поваренных книгах можно найти всевозможные рецепты по приготовлению каракатиц и осьминогов. Пример – осьминоги в шоколаде или каракатица в молоке. Обычно же едят тушеного осьминога с молодым картофелем, чесноком, гвоздикой, лавровым листом. Консервы из каракатиц в собственных чернилах приготавливают в Португалии и вывозят на продажу за границу. В Японии и Китае их едят во всех видах – в сыром, сушеном, маринованном, печеном, жареном, вареном. Из внутренностей вытапливают жир, а выжимки идут на корм цыплята

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №8

Инструктивная карточка №8

«Легенда о мурексе».

В давние времена Финикией правил царь Тир. Единственным его другом и обязательным спутником на утренних прогулках был огромный пес белой масти. Царь со своим любимцем шествовали вдоль берега моря, Тир обдумывал свои дневные дела, а пес резвился: играл с волнами, притаскивал хозяину подобранные на берегу предметы. Однажды он вернулся, неся в зубах раковину мурекса. Его белоснежная шерсть на морде и груди оказалась вся залита кровью. Испугался царь за здоровье своего любимца, стал его осматривать, но не обнаружил ни малейшей царапины. Царь догадался, что во всем виновата раковина моллюска, в ней содержалась какая-то краска. Так по преданию был открыт пурпур, к которому стали добавлять слово божественный. Действительно, краска была чрезмерно дорога, ее могли использовать только императоры и очень богатые люди, но дело того стоило – это был первый яркий краситель, который не выцветал на воздухе в течение долгого времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №9

 

Инструктивная карточка №9

Легенда о тридакне – самом большом двустворчатом моллюске

Когда в объятьях у пучины
Ныряльщик сгинет без возврата,
Что толку спорить о причине? 
Бессильных слов пустая трата.

...Где пестрых рыб клубятся стаи,
Где взгляд акулы пуст и мрачен,
Он там, за жемчугом ныряя,
Тридакны створками захвачен.

Этот трагический сюжет в различных вариациях довольно широко распространен на Востоке. Рассказывает он о следующем: в день своей свадьбы юноша (как правило, принц), желая сделать подарок своей невесте (конечно, ослепительно прекрасной принцессе), отправляется на берег моря. В заветном месте, там, где живут жемчужницы, он ныряет, чтобы добыть жемчужину, достойную красоты его любимой. Проходит время, приближается начало свадебной церемонии, а жениха все нет и нет. Невеста в горе, родственики в тревоге, все мечутся по берегу моря, тщетно пытаясь перекричать прибой и хоть что-то услышать в ответ. Наконец, смельчаки начинают обшаривать дно и на коралловом рифе о, горе! находят тело утонувшего принца, нога (или рука) которого зажата створками гигантской Тридакны.

Действительно, один из видов Тридакн - чемпион среди моллюсков по размерам. Это Тридакнагигас, которая может достигать почти полутора метров длины и веса почти 300 кг. Замыкательные мускулы у Тридакны сближены и образуют как бы одну мышцу, поэтому сила их настолько велика, что захлопнувшиеся створки невозможно открыть даже большим ломом. Нужно ввести через отверстие для биссуса нож и перерезать мускул. Вот и возникает вопрос: а легенда ли это история про несчастного принца?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №10

Инструктивная карточка №10

Великое чудо моря – жемчуг.

Рассказывают, что египетская царица Клеопатра как-то выпила растворенную в винном уксусе драгоценную жемчужину. В древности считалось, что это вернейшее средство сохранить красоту и вечную молодость. Эксперимент Клеопатры остался незавершенным, т. к. потерпев поражение в борьбе с Римом и желая избежать позора, Клеопатра покончила с собой, дав укусить себя ядовитой змее. Но, в самом деле, что же такое этот жемчуг, которому приписывали столь чудесные свойства?

Существует множество легенд о его происхождении. По одной из них жемчуг это попавшая в раковину и застывшая в ней утренняя роса. Упоминание об этом мы находим, например, у знаменитого древнего поэта Индии Калидасы в поэме Малявика и Агнимитра (см. эпиграф Р. Б.).

По другой легенде жемчуг это слезы красавицы Ситы, жены прекрасного царевича Рамы. Злой демон Равана Дашагрива (Десятиглавый) похитил Ситу и, когда он вез её в лодке по морю, слезы Ситы попадали в жемчужные раковины и порождали жемчуг. Борьбе Рамы с Раваной за освобождение Ситы посвящен великий индийский эпос Рамаяна.  Великий персидский поэт Низами в поэме Семь красавиц (это XII век) пишет:

Порождается из капли человек живой,

Словно в море перл, из капли вешней, дождевой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карточка №11

Заказник Гладышевский

Гладышевский заказник находится в бассейне реки Гладышевки и устьевой части Чёрной реки после впадения в неё Гладышевки на территории 2-х субъектов РФ: Ленинградской области (Выборгский район) и Санкт-Петербурга (Курортный район).

Гладышевский заказник организован совместным распоряжением губернаторов Санкт-Петербурга № 103-р и Ленинградской области — р/89-рг от 26 июля 1996 года "Об организации комплексного заказника «Гладышевский».

Представляет собой природный комплекс, расположенный на уступе, отделяющем озёрно-ледниковую равнину и нижнюю морскую террасу. Площадь заказника 8400 га.

Название произошло от Гладышевского озера и реки Гладышевки (финские названия соответственно Ваммельярви и Ваммельйоки). Гладышевка сливается с Рощинкой (Райволанйоки, на других картах Линтуланйоки) в четырёх километрах от берега залива и образует Чёрную реку с известным санаторием «Чёрная речка».

Цель заказника — сохранить места обитания и популяции лососёвых рыб и редкого моллюска европейской жемчужницы. Большая часть заказника находится в Ленинградской области, где расположены истоки лососёвых рек. Основная задача охраны в 2009 году — это борьба с браконьерскими орудиями улова. Для поддержания популяции Институт речного хозяйства совместно с экологами Ленинградской области и дирекцией по особо охраняемым территориям проводят мероприятия по выпуску лососёвых в реки Рощинка и Гладышевка.

Лососёвых выпускают в тех местах, где обитает жемчужница, поскольку это организмы, обитающие в симбиозе (личинки жемчужницы живут на жабрах лососёвых). В 2009 году в водотоки заказника выпущено более 20 тысяч мальков лосося.

Гладышевский заказник - единственное в Ленинградской области местоообитание жемчужницы, моллюска, занесенного в Красную книгу РФ. Он строго приурочен к прохладным олиотрофным водам, и его местобитания резко сократились из-за загрязнения водоемов и эвтрофикации. Кроме того, жемчужница не может обитать в водоемах, где нет лососевых рыб. Ее личинка живет исключительно на жабрах лососевых. воотносится к лососёвым видам рыб, единственным на Карельском перешейке. В водной системе Гладышевского заказника лососевые представлены атлантическим лососем и балтийской кумжей, занесенной в Красную Книгу.

 

 

Литература

 

1. Ванслова Е.Г, Ламунова А.К. и др. Музей и школа: Пособие для учителя / Под ред. Кудриной Т.А. — М.: 1985.

2. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителя / Под ред. Н.С.Борисова. — М.: 1982.

3. Музейная педагогика: Из опыта методической работы/Под ред. Морозовой А.Н., Мельниковой О.В. — М.: 2006.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под ред. Полат Е.С. — М.: 2000.

5. Интернет-ресурсы:

http://www.home-edu.ru/

http://www.museum.ru/

http://world-ocean.ru/

http://rfems.dvo.ru/

http://www.zoodrug.ru/s/Mollyuski.html

 

http://www.naturconserv.org/

Joomla SEF URLs by Artio