Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

 

План-конспект интегрированного урока

Строение мышц и их функции

 

Козлов Александр Алексеевич,

учитель биологии ГБОУ лицей №344

Невского района Санкт-Петербурга

Цель урока: Расширение знаний учащихся об особенностях строения мышц и их функционированием на различных уровнях – от уровня взаимного скольжения актина и миозина в миофибриллах до видимых сокращений мышц головы, туловища и конечностей.

Задачи урока:

  1. Образовательные. Сформировать и расширить знания учащихся о строении и функциях различных групп мышц, особенностях их функционирования на различных уровнях организации – микро- и макроскопическом.
  2. Воспитательные. Воспитать ответственность за свое поведение при выполнении индивидуальных и коллективных заданий на уроке.
  3. Развивающие. Стимулировать познавательный интерес учащихся, продолжить формирование навыков работы в группе и самостоятельной работы.

Тип урока. Интегрированный (использование знаний из химии, физики, биологии и физической культуры).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор для представления презентаций, гантели.

 

План урока:

1)Организационный момент

2)Введение. Постановка темы и целей урока

3)Проверка знаний по пройденному материалу

4)Актуализация знаний

5)Изучение нового материала. Объединение знаний о работе мышечной ткани из биологии, химии и физики.

6)Проверочная работа для проверки и закрепления знаний

7)Подведение итогов урока и постановка домашнего задания

 

Ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Орг.момент

2.Введение. Постановка темы и целей урока

Сегодня мы продолжаем изучать мышечную систему человека. На прошлом уроке мы познакомились с видами мышечной ткани, ее свойствами и основными группами мышц. Сегодня мы изучим строение и особенности функционирования мышц, рассмотрев их работу с различных точек зрения, на различных уровнях организации.

Слушают учителя.

3.Проверка знаний по пройденному материалу (устный опрос)

 

 

 

 

Проверим Ваши знания. Ответьте на следующие вопросы:

1)Дайте определение термину мышечная ткань.

2)Какие функции мышечной ткани Вы знаете?

3)Назовите типы мышечной ткани.

4)Назовите свойства мышечной ткани.

5)Какие группы мышц представлены на рисунках?

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

4.Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы изучили основные группы мышц, однако чтобы лучше запомнить их, давайте выполним несколько несложных упражнений.

1 упр. Височные мышцы. Приложите руки к своим вискам и сделайте жевательные движения. Что происходит с мышцей?

2 упр. Приложите руки к щекам, сделайте жевательные движения. Вы наблюдаете работу жевательных мышц.

3 упр. Встаньте друг к другу лицом, наморщите лоб. Что вы еще заметили? Это сокращается надчерепная мышца.

4 упр. Зажмурьте глаза. Какие мышцы работают? Это круговые мышцы глаза.

5 упр. Представьте, что у вас на ладони лежит снежинка, попытайтесь сдуть ее. А теперь улыбнитесь. Что вы заметили, какие мышцы работают? (вокруг рта). Это круговые мышцы рта.

6 упр. Для мышц шеи. Повороты головы вправо, влево. Какую роль играют эти мышцы?

7 упр. Вызывается двое желающих, они ложатся на подготовленный мат и выполняют поднимание туловища из положения, лежа на спине вперед. Работают мышцы брюшного пресса.

8 упр. Для мышц спины. 1. руки на пояс; 2 сведите лопатки; 3 отведите правую ногу назад; 4 прогнитесь назад. Здесь работают все мышцы спины (трапециевидная, широчайшая, ягодичная).

9 упр. Для мышц верхних конечностей. Выполняется упражнение с гантелями (демонстрирует один ученик). 1. руки в стороны; 2 руки к плечам; 3 и 4 то же. Вопрос: Какие функции выполняют данные мышцы?

10 упр. Поднимитесь на носочках несколько раз. Теперь работают икроножные мышцы. Какую функцию они выполняют?

Мы познакомились со значением различных групп мышц для жизнедеятельности человека. Однако как осуществляется сокращение? Посмотрите на микроскопическое строение скелетного мышечного волокна. Обратите внимание на прикрепление сухожилий мышц к костям – без этой опоры работа мышечной ткани была бы невозможной. Но и мышцы, как мы увидели, в свою очередь необходимы для движения конечностей и перемещения тела человека в пространстве. Внимательно посмотрите на строение мышечного волокна и запишите основные термины. Мышечное волокно является многоядерной структурой, окруженной мембраной и содержащей специализированный сократительный аппарат — миофибриллы. Поперечная исчерченность мышц обусловлена особой организацией сократительных белков миофибрилл – актина и миозина. При сокращении мышц происходит активное перемещение тонких актиновых нитей относительно толстых миозиновых. Давайте посмотрим видеоролик об особенностях работы мышечного волокна и значении АТФ, кальция и других химических веществ для осуществления процесса сокращения мышцы.

Теперь Вы видите, что основа работы мышц, которую мы в начале урока наглядно продемонстрировали при выполнении физических упражнений, заключается в сложных химических взаимодействиях, происходящих внутри каждого мышечного волокна. А как Вы думаете, какие понятия объединяют функционирование мышц и физические термины?

Правильно. И в биологии, и в физике есть понятия работа и мощность. Давайте заполним таблицу о видах работы мышц. Согласно законам физики, работа есть энергия, затрачиваемая на перемещение тела с определенной силой на определенное расстояние: А = FS. Если сокращение мышцы совершается без нагрузки (в изотоническом режиме), то механическая работа равна нулю. Если при максимальной нагрузке не происходит укорочения мышцы (изометрический режим), то работа также равна нулю. В этом случае химическая энергия полностью переходит в тепловую.
Согласно закону средних нагрузок, мышца может совершать максимальную работу при нагрузках средней величины.
При сокращении скелетной мускулатуры в естественных условиях преимущественно в режиме изометрического сокращения, например при фиксированной позе, говорят о статической работе, при совершении движений — о динамической. Сила сокращения и работа, совершаемая мышцей в единицу времени (мощность), не остаются постоянными при статической и динамической работе. В результате продолжительной деятельности работоспособность скелетной мускулатуры понижается. Это явление называется утомлением. При этом снижается сила сокращений, увеличиваются латентный период сокращения и период расслабления.
Статический режим работы более утомителен, чем динамический. Утомление изолированной скелетной мышцы обусловлено прежде всего тем, что в процессе совершения работы в мышечных волокнах накапливаются продукты процессов окисления, в первую очередь, молочная кислота. Кроме того, нарушаются процессы ресинтеза АТФ и креатинфосфата, необходимых для энергообеспечения мышечного сокращения. Если сила сокращения в изометрическом режиме составляет более 15% от максимально возможной, то возникает кислородное «голодание» и мышечное утомление прогрессивно нарастает.

Расскажите о ситуациях, когда Вы сталкивались с утомлением мышц, например, на уроках физкультуры. Как Вы думаете, что следует делать для профилактики утомления мышц при занятиях спортом?

 

 

 

 

Отвечают: Мышца сократилась.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: движется кожа головы.

 

 

 

Отвечают: вокруг глаз.

 

Отвечают: вокруг рта.

 

 

 

 

 

Отвечают: вращение и наклоны головы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают:

Работают мышцы сгибатели и разгибатели, они соответственно сгибают и разгибают руку.

 

Отвечают: участвуют в ходьбе, беге, прыжках.

 

 

Рассматривают иллюстрацию, демонстрирующую микроскопическое строение мышечного волокна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зарисовывают мышечное волокно и подписывают составляющие части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видео о сокращении мышечного волокна и химических процессах, отвечающих за сокращение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают: работа и мощность.

 

 

 

 

 

Заполняют таблицу в рабочей тетради о видах работы мышц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

6.Проверочная работа для проверки и закрепления знаний

Вы получили тестовые задания. Давайте проверим Ваши знания.

Отвечают на вопросы теста.

7.Подведение итогов урока (выставление оценок) и постановка домашнего задания.

8.Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь Вы знаете, что функционирование мышц - сложный процесс, который начинается с взаимодействия мышечных белков в миофибрилле и заканчивается сокращением мышц, которое мы видим и чувствуем и которое отвечает за работу наших внутренних органов. Функция скелетных мышц может быть не только использована при выполнении физических упражнений, при занятиях спортом, но и оценена при помощи физических понятий, таких как работа, мощность и производимая энергия.

 

Домашнее задание: ответить на вопросы в конце параграфа 13, с.68.

 

Слушают учителя и записывают задание.

 

Приложение 1.

Проверочная работа по теме «Строение и функции мышц»

1.Какая ткань составляет у человека основу мышц конечностей

1) гладкая мышечная                                        2) поперечно-полосатая мышечная

3) эпителиальная                                               4) соединительная

 

2.Какая группа тканей обладает свойствами возбудимости и сократимости

1) эпителиальная                                                         2) мышечная

3) нервная                                                                      4) соединительная

 

3.Поперечнополосатая мышечная ткань человека состоит из

1) длинных многоядерных волокон 2) клеток с короткими и длинными отростками

3) веретеновидных одноядерных клеток 4) клеток с большим количеством межклеточного вещества

 

4.Поперечно-полосатая мышечная ткань:

А) образует мышцы, расположенные в стенках внутренних органов,

Б) состоит из веретеновидных клеток с одним ядром,       

В) образует скелетные мышцы,

Г) состоит из длинных многоядерных клеток,

Д) имеет волокна с поперечной исчерченностью,

Е) участвует в изменении размеров зрачка

 

5.Гладкая мышечная ткань, в отличие от поперечно-полосатой,

1) состоит из многоядерных волокон

2) состоит из вытянутых клеток с овальным ядром

3) обладает большей скоростью и энергией сокращения

4) составляет основу скелетной мускулатуры

5) располагается в стенках внутренних органов

6) сокращается медленно, ритмично, непроизвольно

7. Каким образом мышцы совершают работу?

8. Почему развивается утомление мышц?

9. Какая работа совершается при удержании груза?

10. Как называются мышечные белки, отвечающие за сокращение миофибрилл?

 

Литература:

1.Биология. Человек. 8 кл. Учебник для общеобразоват.учреждений /Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. – 9-е изд. М.: Дрофа, 2008.

Joomla SEF URLs by Artio