Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Изучение мотивации учебной деятельности у учащихся средней общеобразовательной школы в ходе интегрированного факультативного курса «Природа под микроскопом»

Козлов Александр Алексеевич,
учитель биологии ГБОУ Лицей №344
Невского района Санкт-Петербурга

Введение

Согласно государственному стандарту общего образования, «Природоведение» — интегрированный естественнонаучный предмет для младших подростков (V-VI классы), который сочетает в себе элементы знаний и способов деятельности из биологии, географии, физики, астрономии, химии, экологии и ОБЖ. Одной из целей природоведения является воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе и самому себе как ее части; стремления действовать в каждодневных ситуациях общения с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, использовать природоведческие знания для соблюдения правил здорового образа жизни [1,2]. В качестве приоритетных направлений в преподавании природоведения государственный стандарт образования выделяет, в том числе, такие как развитие способностей учеников, относящихся к их взаимодействию с миром природы; желания познавать природные объекты и явления, освоение учащимися элементарных приемов исследовательской деятельности [3]. Следовательно, интегрированный курс «природоведение» - предмет, объединяющий несколько различных дисциплин естественно-научного блока, который знакомит учащихся с окружающим миром и учит уважать природу. В рамках этого курса спектр освещаемых вопросов настолько велик, что невозможно дать учащимся детальное описание одного из самых захватывающих аспектов мира природы – микромира, что, как показывает практика, больше всего интересует школьников средних классов (V – VI). Кроме того, понимание того, что, помимо макромира, видимого глазом, существует еще невидимый мир, который можно рассмотреть только при помощи микроскопа, с одной стороны, существенно расширяет границы мировоззрения школьников, а с другой - знакомит учащихся с возможностью использования различных технических средств для целей современной науки [4, 5]. Для ученика, занимающегося микроскопированием, в его социосфере складывается уже несколько иной уровень отношений. Для него это - первый опыт работы, максимально приближённой к научным исследованиям, возможность ощутить себя «настоящим» учёным, исследователем, открывающим тайны невидимого мира.

Программа курса «Природа под микроскопом», имеющего эколого-биологическую направленность и преподаваемого в течение последних 3 лет в 344 физико-математическом лице Санкт-Петербурга в рамках Отделения дополнительного образования детей (ОДОД), базировалась изначально на программе под аналогичным названием, предложенной А.В. Колосковым и реализуемой в Образовательно-методическом комплексе эколого-биологической направленности (г. Москва), и в дальнейшем была преобразована для учащихся физико-математического лицея №344 Санкт-Петербурга, посещавших занятия в первый год. В частности, в программу были включены более подробные темы, посвященные строению и функционированию микроскопической техники, простейшим понятиям об оптике, вопросы создания микрофотографий, а также особое внимание уделялось микроскопическому строению неживых объектов окружающего мира (горные породы, кристаллы, снежинки и пр.) и др.

Образовательная программа «Природа под микроскопом» рассчитана на реализацию в группе из 8-12 обучающихся в V и VI классе физико-математического лицея и призвана расширить кругозор школьников, изучающих природоведение. Срок реализации программы – 2 учебных года. За каждый год: 72 занятия, 144 учебных часа. За весь курс: 144 занятия, 288 учебных часов. Режим занятий – 2 занятия в неделю продолжительностью по 2 часа каждое.

Основной задачей курса является развитие у учащихся систематизированного представления о микромире и возможностях его исследования при помощи современных технологий. В ходе занятий данного курса стимулируется учебно-познавательная деятельность учащихся и уважительное отношение к объектам природы, формируются навыки работы с микроскопом и сопутствующей техникой, а также создаются условия для систематизации знаний, полученных в ходе предшествующего и последующего обучения. Рассчитан курс, главным образом, на школьников, завершивших обучение в начальной школе. Знания, полученные в ходе курса «Природа под микроскопом», могут служить отправной точкой для понимания природных процессов и явлений при изучении предметов цикла естествознания в старших классах. Факультативность курса «Природа под микроскопом» подразумевает определенную мотивацию учащихся, впервые приходящих на занятия, в первую очередь, наличие интереса к живой природе. Однако немаловажным также является эффективность работы ученика на последующих занятиях, подразумевающая закрепление полученных знаний и их систематизацию в отсутствие снижения интереса к изучаемым явлениям. Установлено, что существуют определенные факторы, влияющие на эффективность обучения – к ним могут быть отнесены внутренняя мотивация школьника, возможности для использования полученных знаний в будущей профессии, адекватность методов обучения, личные и профессиональные качества преподавателя, наличие обратной связи в процессе обучения и т.п.

Актуальность данной работыопределяется, с одной стороны, необычностью программы факультатива, реализуемого в физико-математическом лицее №344 Санкт-Петербурга, а с другой стороны – ограниченностью данных о факторах эффективного обучения на интегративных междисциплинарных курсах, проводимых в средней общеобразовательной школе.

Объект исследования: учащиеся, посещающие факультативные занятия «Природа под микроскопом», проходившие в физико-математическом лицее №344 в рамках Отделения дополнительного образования детей (ОДОД) в 2012 – 2013 учебном году.

Предмет исследования: факторы, способствующие выбору и последующему эффективному обучению на факультативном курсе «Природа под микроскопом» у учащихся ГБОУ лицей №344 Санкт-Петербурга.

Целью нашего исследования была оптимизация условий приобретения и закрепления знаний в ходе интегративного факультативного курса «Природа под микроскопом» на основании изучения факторов, влияющих на эффективность обучения.

Гипотеза исследования: на эффективность получения новых знаний учащимися лицея оказывают влияние такие факторы, как наличие внутренней мотивации к обучению и личные качества преподавателя.

Задачи исследования:

1)Установить причины, по которым учащиеся физико-математического лицея выбирают интегративный факультативный курс «Природа под микроскопом».

2)Установить факторы общей мотивации к обучению у школьников, посещающих факультативный курс «Природа под микроскопом».

3)Установить факторы, влияющие на эффективность получения новых знаний учащимися, посещающими факультативный курс «Природа под микроскопом», на основании одновременного проведения промежуточного и финального контроля знаний и изучения факторов мотивации.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования применялся метод письменного анкетирования учащихся с использованием методик изучения мотивации обучения М.В. Матюхиной и М.Р. Гинзбурга, а также предложенного нами опросника для установления причин выбора учащимися факультативного курса «Природа под микроскопом» в начале учебного года.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе приведены обобщенные данные о необходимости проведения интегрированных факультативных курсов для полноценного образования современного школьника, а также о специфике мотивации к обучению у школьников 5-6 классов и методах ее изучения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные нами данные о факторах, влияющих на выбор учащимися определенного факультативного курса и эффективность их последующего обучения на курсе, должны учитываться как при планировании факультативных занятий, так и в ходе их реализации в общеобразовательной школе.

 

Методы исследования

Диагностика мотивационной сферы направлена на выявление как осознаваемых, так и неосознаваемых мотивов деятельности человека. Для выявления осознаваемых мотивов применяются методики, где анализируются свободные высказывания испытуемых о том, что побуждает их к той или иной деятельности, почему они выполняют те или иные конкретные действия. Для диагностики мотивации у учащихся используются различные наблюдения, самонаблюдения и самоотчета, а также целый ряд тестов и опросников. К ним относятся следующие тестовые методики:

üметодика изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной (1984);

üметодика «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой (1999);

üмотивационный тест Х.Хекхаузена, модифицированный Л.Н.Собчик (2002);

üметодика "Структура мотивации трудовой деятельности" (Ильин Е.П., 2000);

üпсихографический тест В.Г. Леонтьева (1992);

üметодика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» А.А. Реана и В.А.Якунина (Ильин Е.П., 2000);

üметодика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной (Ильин Е.П., 2000);

üметодика школьной мотивации М.Р. Гинзбурга (1988);

üопросники мотивации достижений Т. Элерса;

üметодики «Направленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний», разработанные Е.П. Ильиным и Н.А. Курдюковой;

üметодика для диагностики учебной мотивации школьников (модифицированный вариант методики М.В. Матюхиной);

üметодика для диагностики мотивации учения студентов (модифицированный вариант методики А.А.Реана и В.А.Якунина);

и другие стандартизированные и нестандартизированные методики диагностики личностных особенностей человека.

Мы более подробно остановимся на методиках М.Р. Гинзбурга и М.В. Матюхиной [6, 7]. Согласно классификации М.В. Матюхиной, все мотивы разделены на 4 большие группы: 1) широкие социальные (долга и ответственности, самоопределения и самосовершенствования,); 2) учебно-познавательные (содержанием и процессом учения); 3) узколичностные (благополучия и престижа); 4) мотивы избегания неудачи. В данной методике (модифицированная версия) проводится 3 серии испытаний. В первой серии испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения. Во второй серии испытаний из всех карточек надо отобрать только 7, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения. В третьей серии из всех карточек надо отобрать только 3, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения. При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

 

Методика включает 22 утверждения:

1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3. Хочу окончить школу и учиться дальше.

4. Хочу быть культурным и развитым человеком.

5. Хочу получать хорошие отметки.

6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9. Хочу быть лучшим учеником в классе.

10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше

всех.

11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12. Не хочу получать плохие отметки.

13. Люблю узнавать новое.

14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15. Люблю думать, рассуждать на уроке.

16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19. Люблю решать задачи разными способами.

20. Люблю все новое и необычное.

21. Хочу учиться только на «4» и «5».

22. Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ к методике:

1 и 2 - мотивы долга и ответственности;

3 и 4 - самоопределения и самосовершенствования; 5 и 6 - благополучия; 7 и 8 - аффилиации; 9 и 10 - престижа;

11 и 12 - избегания неудачи;

13 и 14 - учебно-познавательные (содержанием учения); 15 и 16 учебно-познавательные (процессом учения); 17 и 18 – коммуникативные;

19 и 20 - творческой самореализации;

21 и 22 - достижения успеха.

 

Методика М.Р. Гинзбурга(1988) представляет собой полупрожективную методику для исследования школьной мотивации в ситуации выбора. Методика позволяет выявить наиболее характерные для детей младшего школьного возраста учебные мотивы: собственно учебно-познавательный мотив, восходящий к познавательной потребности (учебный); мотив, основанный на понимании общественной необходимости учения (социальный); мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный); внешний по отношению к самой учебе мотив, например, подчинение требованиям взрослых и тому подобное (внешний); игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую – учебную – сферу (игровой); мотив получения высокой отметки (оценочный).

Применительно к учащимся 5-6 классов методика включает 4 вопроса с несколькими вариантами ответа, при этом в каждом вопросе нужно выбрать 3 наиболее подходящих, с точки зрения ученика, варианта (см. Анкету №2, в которой мы модифицировали вопросы методики применительно к курсу «Природа под микроскопом»), чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты. Каждый вариант ответов оценивается в определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 1).

-Внешний мотив — 0 баллов.

-Игровой мотив — 1 балл.

-Получение отметки — 2 балла.

-Позиционный мотив — 3 балла.

-Социальный мотив — 4 балла.

-Учебный мотив — 5 баллов

 

Анкета №2

Дорогой друг!

Пожалуйста, ответь на следующие вопросы:

1)Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

 

1. Я стараюсь узнавать новое на занятиях «Природа под микроскопом», чтобы...

а) получить хорошую отметку на уроках биологии/природоведения;

б) наш класс был лучшим;

в) принести больше пользы людям;

г) получать впоследствии много денег;

д) меня уважали и хвалили товарищи;

е) меня любил и хвалил учитель;

ж) меня хвалили родители;

з) мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали;

к) я больше знал и умел.

 

2. Я не могу лучше работать на занятиях «Природа под микроскопом», чем я это делаю сейчас, так как (если)...

а) у меня есть более интересные дела;

б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в) мне мешают дома;

г) в школе меня часто ругают;

л) мне просто не хочется учиться;

е) не могу заставить себя делать это;

ж) мне трудно усвоить учебный материал;

з) я не успеваю работать вместе со всеми.

 

3. Если я получаю похвалу от учителя за хорошую работу на занятии, мне больше всего нравится то, что...

а) я хорошо знаю учебный материал;

б) мои товарищи будут мной довольны;

в) я буду считаться хорошим учеником;

г) мама будет довольна; д) учительница будет рада;

е) мне купят красивую вещь;

ж) меня не будут наказывать;

з) я не буду тянуть класс назад.

 

 

4. Если я получаю замечание за плохую работу на занятии, мне больше всего не нравится то, что...

а) я плохо знаю учебный материал;

б) это получилось;

в) я буду считаться плохим учеником;

г) товарищи будут смеяться надо мной;

д) мама будет расстроена;

е) учитель будет недоволен;

ж) я весь класс тяну назад;

з) меня накажут дома;

и) мне не купят красивую вещь.

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

2

3

4

4

3

3

3

0

0

5

3

3

0

4

1

3

4

3

-

-

5

3

3

3

3

0

0

4

-

-

5

2

3

3

3

3

4

0

0

-

 

Баллы суммируются и по оценочной табл. 2 выявляется итоговый уровень мотивации учения.

 

Таблица 2

 

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14

 

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников:

I — очень высокий уровень мотивации учения;

II — высокий уровень мотивации учения;

III — нормальный (средний) уровень мотивации учения;

IV — сниженный уровень мотивации учения;

V — низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 3). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

Таблица 3

 

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

О

П

С

С

П

П

П

В

В

У

П

П

В

С

И

П

У

П

-

-

У

П

П

П

П

В

В

С

-

-

У

О

П

П

П

П

С

В

В

-

 

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив;

С — социальный мотив;

П — позиционный мотив;

О — оценочный мотив;

И — игровой мотив;

В — внешний мотив.

Оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

-количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

-количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

-количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

 

Число школьников, ответивших на вопросы анкеты, составило n=14 в начале учебного года, и n=12 в середине и конце учебного года. Средний возраст учащихся составил 11 лет (диапазон 10-12 лет).

В начале учебного года мы провели анкетирование учащихся на предмет выявления причин того, почему они выбрали именно кружок «Природа под микроскопом». Для решения этой задачи мы создали анкету (анкета №1), включающую 14 утверждений, каждое из которых нужно было оценить по шкале от 1 до 10 баллов, в соответствии с тем, насколько данные утверждения соответствуют мнению учащегося. При создании анкеты №1 мы взяли за образец опросник, предлагаемый исследователями для выявления факторов эффективного обучения (тренинга) в организации, адаптировав его для наших целей с учетом возрастных и психологических характеристик обучающихся.

 

Анкета №1

Дорогой друг!

Пожалуйста, ответь на следующие вопросы:

1)Твой возраст (полных лет) __________

2)Класс___________

3)Почему ты посещаешь кружок «Природа под микроскопом»? (Поставь каждому

высказыванию оценку от 1 до 10 баллов, в зависимости от значимости причины).

 

  1. Мои родители считают посещение этого кружка важным и полезным для меня.
  2. В моем классе положительно отзываются о данном кружке.
  3. Мне кажется, что полученные знания пригодятся мне для последующей профессиональной деятельности.
  4. В посещении данного кружка меня поддерживают друзья.

5.Я чувствую себя более эрудированным с новыми знаниями, полученными на занятиях.

6.Занятия интересные, легко запоминается материал.

7.Мне нравится, что в процессе обучения используются различные технические средства (микроскопы, интерактивные доски и пр.)

8.Мне нравится, что в ходе занятий я получаю различные задания для проверки моих знаний.

9.Мне нравится, как учитель ведет занятия, нравятся способы его преподавания.

10.Мне удобно время проведения занятий.

11.Я получил полную информацию о существовании данного кружка в начале учебного года и смог распределить свое время так, чтобы посещать данные занятия.

12.Мне кажется достаточным и удобным количество занятий, проводимых в неделю.

13.Я люблю посещать факультативы и учиться чему-то новому, вне зависимости от предмета.

14.Мне нравится предмет «биология», я хотел бы получить больше знаний в этой области.

15.Я хочу добиться похвалы учителя.

 

В анкете №1 изучались следующие группы факторов, влияющих на выбор учащимися кружка «Природа под микроскопом» и, следовательно, оказывающие значимое влияние на эффективность последующего освоения ими нового материала, получаемого на занятиях.

Первая группа– факторы социальной мотивации (возможность применения полученных знаний в последующей профессиональной деятельности) (вопрос №3).

Вторая группа– факторы внешней мотивации к обучению, которые способствуют формированию и поддержанию у учащегося заинтересованности в обучении, формируют ценности, определяющие отношение к обучению в школе. Внешниемотивы проявляются желанием повысить свой статус среди сверстников, получить признание со стороны родителей, учителя, одноклассников и друзей (вопросы № 1,2,4,15).

Третья группа– факторы функциональных характеристик процесса обучения, т.е. влияние факторов, связанных с организацией процесса обучения, выбор времени, места и условий проведения занятий, использование различных технологических средств, личные характеристики преподавателя и др. (вопросы №7,8,9,11,12).

1) Время, место и условия проведения обучения;

2) Использование различных технических средств в процессе обучения;

3) Информированность (доступность информации) о возможностях прохождения обучения;

4) Частота проведения обучающих мероприятий (периодичность);

5) Осуществление промежуточного и финального контроля в процессе обучения.

Четвертая группа– факторы внутренних личностных особенностей обучаемых, определяющие способности к обучению (вопросы №5,6,10,13,14).

Среди личностных факторов в рамках исследования были рассмотрены:

1) Обучаемость – способность к обучению;

2) Физическое состояние слушателя – выбор времени проведения занятий с учетом фаз активности учащихся;

3) Внутренняя мотивация к обучению – стремление к обучению, исходящее от самого учащегося, от его внутренних побуждений (желание реализовать свои идеи, возможность личностного роста, заинтересованность в получении новых знаний в данной области, желание научиться чему-то новому для расширения своего кругозора и т. д.), заинтересованность в самой активности, деятельности.

Для каждого учащегося подсчитывалось общее количество баллов по номерам вопросов, соответствующих определенной группе факторов. Затем рассчитывался средний показатель по каждой группе факторов от всех участников исследования.

В начале учебного года (на следующих занятиях) также было проведено исследование общей мотивации учащихся к обучению в школе на основании методики Матюхиной М.В. с использованием соответствующих карточек с 22 утверждениями. Таким образом, мы установили преобладающие мотивы к получению новых знаний у учащихся, посещавших наш курс.

В конце учебного года также было проведено анкетирование учащихся с использованием модифицированной для наших целей методики М.Р. Гинзбурга для изучения мотивации у школьников 5-6 классов (анкета №2). Данное анкетирование проводилось параллельно с финальным (в конце года) контролем знаний, полученных в ходе обучения на курсе.

На занятиях «Природа под микроскопом» все виды учебной деятельности учащихся (заполнение альбома с изображениями, ответы на вопросы викторин, тестов для текущего контроля знаний, промежуточных и финальных проверочных работ на запоминание и осмысление материала и др.) оценивались при помощи отметок, выставляемых преподавателем. Мы выбрали 3-х балльную шкалу оценки знаний: «3» - отличная работа; «2» - хорошая работа; «1» - удовлетворительная работа. За невыполнение заданий учащиеся баллов не получали. Таким образом, к концу учебного года у нас была возможность рассчитать средние баллы успеваемости школьников, посещающих курс «Природа под микроскопом», и провести анализ взаимосвязи между средним показателем эффективности их работы на факультативе за год и изученными показателями мотивации.

Результаты исследования

Изучение причин выбора учащимися физико-математического лицея факультативного курса «Природа под микроскопом»

Использование анкеты №1 (Приложение 2) позволило нам установить причины выбора учащимися нашего факультативного курса. Результаты анкетирования, проведенного в начале 2011-2012 учебного года, приведены в таблице 4.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4. Факторы мотивации, влияющие на выбор учащимися физико-математического лицея факультативного курса «Природа под микроскопом»

 

 

Группа факторов

Номера утверждений (анкета №1)

Средний показатель итоговой суммы баллов

Факторы социальной мотивации

3

7,67

Факторы внешней мотивации

1,2,4,15

6,88

Функциональные характеристики процесса обучения

7,8,9,11,12

7,9

Факторы внутренней мотивации

5,6,10,13,14

8,5

 

 

Таким образом, наше исследование показало, что наибольшее значение для выбора учащимися факультативного курса «Природа под микроскопом» имеют факторы внутренней мотивации (статистически значимое отличие по сравнению с факторами социальной и внешней мотивации, p<0,05). Вторыми по значимости были факторы функциональных характеристик процесса обучения.

Таблица 5. Средние показатели баллов при ответах на различные вопросы анкеты №1

 

Группа факторов

Номер утверждения

Средний показатель баллов

Факторы социальной мотивации

3

7,67

Факторы внешней мотивации

1

5,67

2

6,61

4

6,83

15

8,39

Факторы функциональных характеристик процесса обучения

7

8,78

8

7,67

9

9,05

11

7,11

12

7,05

Факторы внутренней мотивации

5

8,5

6

9,28

10

8,61

13

7,5

14

8,56

 

 

Как видно из таблицы 5, в группе факторов, связанных с функциональными характеристиками процесса обучения, наибольшие оценки учащиеся поставили утверждениям 7 («Мне нравится, что в процессе обучения используются различные технические средства») и 9 («Мне нравится, как учитель ведет занятия, нравятся способы его преподавания»), а в группе факторов внутренней мотивации – 6 («Занятия интересные, легко запоминается материал») и 10 («Мне удобно время проведения занятий»). Следовательно, при выборе факультативного занятия для учащихся лицея первостепенное значение имеют такие факторы, как стремление к получению новых знаний в области биологии, техническое оснащение занятий, выбор времени их проведения и личные качества преподавателя.

 

1)Вторым этапом мы провели исследование общей мотивации к обучению по методике М.В. Матюхиной. Согласно полученным результатам, наиболее часто учащиеся выбирали карточки с номерами утверждений 13, 14 и 16, т.е. наибольшее значение для них имел учебно-познавательный мотив.

 

 

 

 

Таблица 6. Изучение мотивов к обучению по методике М.В. Матюхиной

 

Виды мотивов

Номера утверждений

% от общего числа учащихся

Долга и ответственности

1,2

28,6%

Самоопределения и самосовершенствования

3,4

21,4%

Благополучия

5,6

14,3%

Аффилиации

7,8

7,1%

Престижа

9,10

28,6%

Избегания неудачи

11,12

7,1%

Учебно-познавательные мотивы (содержанием учения)

13,14

85,7%

Учебно-познавательные мотивы (процессом учения)

15,16

21,4%

Коммуникативные

17,18

21,4%

Творческой самореализации

19,20

14,3%

Достижения успеха

21,22

7,1%

 

 

2)Для изучения факторов, влияющих на эффективность получения новых знаний на факультативном курсе «Природа под микроскопом» мы использовали принципы методики М.Р. Гинзбурга для обучающихся 5-6 классов, модифицировав ее для наших целей. Результаты анкетирования приведены в таблице 7.

Как видно из таблицы 7, 41,6% (n=5) учащихся, посещающих интегрированный факультативный курс «Природа под микроскопом», имели II уровень мотивации, а 58,4% (n=7) - I, самый высокий уровень мотивации.

При качественном анализе полученных результатов с помощью соответствующего ключа мы рассчитали частоту различных мотивов.

Как видно из таблицы 8, преобладающим мотивом у учащихся, посещающих наш факультативный курс, был учебно-познавательный. На втором месте был позиционный мотив, отражающий желание человека занять новое положение в отношениях с окружающими. Другие виды мотивов выявлялись существенно реже.

 

 

Таблица 7. Результаты анкетирования учащихся по методике

М.Р. Гинзбурга (в конце учебного года)

 

№ ученика

Количество набранных баллов по номерам вопросов

Общая сумма баллов

Уровень мотивации

1

2

3

4

1

12

10

12

12

46

I

2

10

9

9

9

37

II

3

10

10

12

12

44

I

4

11

7

12

12

42

I

5

10

10

11

11

42

I

6

10

4

11

8

33

II

7

9

6

12

12

39

II

8

12

9

12

10

43

I

9

11

9

12

12

44

I

10

9

8

12

10

39

II

11

11

10

11

11

43

I

12

10

7

11

11

39

II

 

Средние показатели успеваемости учащихся на курсе (по шкале от 1 до 3) приведены в таблице 9. Мы выделили следующие уровни успеваемости:

üВысокий – 2,5 - 3 балла

üСредний – 2 – 2,5 балла

üНизкий – менее 2 баллов

 

 

 

Таблица 8. Изучение частоты мотивов, определяющих процесс получения новых знаний учащимися, посещающими курс «Природа под микроскопом»

 

№ ученика

Учебный

Социальный

Позиционный

Оценочный

Игровой

Внешний

1

4

3

3

2

2

10

1

1

3

5

2

3

1

1

4

5

2

3

1

1

5

5

1

4

2

6

6

4

1

1

7

5

3

3

1

8

4

3

4

1

9

4

3

4

1

10

6

2

3

1

11

8

4

12

7

3

1

1

Итоговая сумма

69

19

39

9

4

4

%

47,9%

13,2%

27%

6,3%

2,8%

2,8%

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9. Средние показатели успеваемости учащихся на курсе

«Природа под микроскопом»

 

№ ученика

Средний балл успеваемости

Уровень успеваемости

1

2,83

высокий

2

2,83

высокий

3

3

высокий

4

2,33

средний

5

2,66

высокий

6

2,66

высокий

7

2,17

средний

8

2,33

средний

9

2,66

высокий

10

1,5

низкий

11

2,83

высокий

12

2,66

высокий

 

 

Для выявления корреляции получения новых знаний на нашем курсе со средним показателем успеваемости, выраженном в среднем балле за работу на занятиях в течение всего учебного года, мы составили следующую сводную таблицу (таблица 10).

 

 

 

 

 

Таблица 10. Сводная таблица показателей успеваемости на курсе и уровней учебной мотивации

 

Уровень успеваемости

Уровни учебной мотивации

I

II

III

IV

Высокий

5

3

-

-

Средний

2

1

-

-

Низкий

-

1

-

-

Всего

7

5

-

-

 

 

Данные показатели мы также отразили на рисунке 1. По оси ординат – абсолютное число учащихся с различными показателями успеваемости, по оси абсцисс – число учащихся с I (слева) и II (справа) уровнями мотивации.

Рис. 1 Соотношение между показателями уровня учебной мотивации и успеваемости учащихся на занятиях «Природа под микроскопом»

 

Как видно из рис. 1, высокий уровень успеваемости на занятиях «Природа под микроскопом» был более характерен для учащихся с I уровнем учебной мотивации.

Следует отметить, что результаты, полученные нами при анкетировании школьников в начале и конце учебного года, сопоставимы. Т.е. основное значение для выбора факультатива и последующего эффективного обучения на нем, как и следовало ожидать, имеет фактор внутренней мотивации к обучению. Однако в конце года учащиеся проявляют еще один свойственный данному возрасту мотив - позиционный, который занимает вторую позицию.

Обсуждение результатов

Учебная деятельность – процесс, заключающийся в овладении учащимися обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Учебная деятельность имеет свою структуру, которая включает, в том числе, ее мотивы, т.е. направленности учащегося на различные стороны этой деятельности. Как правило, мотивы к обучению у каждого отдельного учащегося разнообразны, они переплетаются между собой, дополняя и усиливая друг друга. При этом у учащихся разного возраста не все мотивы имеют одинаковую побудительную силу, что необходимо учитывать при проведении исследований мотивации у школьников.

Изучение мотивационной составляющей деятельности учащихся позволяет получить информацию об эффективности получения новых знаний учащимися не только на обычных школьных дисциплинах, но и на факультативных занятиях. Ведь именно мотивационная составляющая определяет сначала желание школьника посещать факультативные занятия по определенной тематике, а в дальнейшем обеспечивает результативность его работы на занятиях.

Выбор учащимися 5-6 классов физико-математического лицея факультативных занятий естественно-научной направленности, с одной стороны, отражает присущее данному возрасту стремление к получению новых знаний в широком круге дисциплин, а с другой – является следствием их заинтересованности в учебном материале на уроках природоведения, что подтверждают результаты настоящего исследования. Причинами такой заинтересованности являются, в первую очередь, внутренняя мотивация учащихся к получению новых знаний, личные качества педагога, сумевшего внушить ученикам интерес к своему предмету, а также интегративный подход с охватом широкого спектра вопросов из смежных дисциплин, реализуемый не только на факультативном курсе, но и на школьном предмете, который предписан программой обучения. Кроме того, большинство учащихся отметили значение факторов, касающихся функциональных характеристик процесса обучения, например, использование на занятиях современного технического оборудования, с возможностью просмотра цифровых видеофильмов по теме занятия на большом экране, вывода изображений препаратов на экран в режиме реального времени, самостоятельного создания фотографий объектов микромира, и т.д. Меньшее значение для ребят данного возраста имеют факторы социальной мотивации, которые часто играют ключевую роль при выборе старшеклассниками в нашем лицее факультативных занятий по физике и математике; а также факторы внешней мотивации, которые вообще обычно имеют второстепенное значение в отношении факультативов.

Предложенная нами анкета №1, составленная на основе опросника по изучению факторов эффективного обучения на предприятии и адаптированная для целей настоящего исследования, достаточно проста и может быть использована для изучения мотивации учащихся к получению новых знаний в начале учебного года в отношении любого предмета.

Поскольку факультативный курс «Природа под микроскопом» изначально был нацелен на учащихся 5-6 классов, неудивительно, что особенности общей мотивации к обучению в школе у наших респондентов соответствовали таковым у школьников этого возраста. Так, мы выявили преимущественную роль учебно-познавательного мотива (в первую очередь, ассоциированного с содержанием учения) с сохранением этой тенденции как в начале, так и в конце учебного года. Кроме того, для данного возраста также характерно влияние позиционного мотива, связанного с достижением определенного положения в своем сообществе, что также было подтверждено в ходе настоящего исследования.

Следует также отметить, что сохранение высокого уровня учебной мотивации в конце года считается критерием эффективности работы факультативного курса, т.е. приобретения учащимися новых знаний. Необязательность посещения курса, его внешнее положение по отношению к школьной программе, разумеется, оставляет на занятиях только тех учащихся, которые имеют высокий уровень учебной мотивации – поэтому в нашем исследовании не было школьников с III и IV уровнями мотивации. Как и следовало ожидать, в нашем исследовании было показано, что уровень мотивации к обучению влияет на успешность выполнения учащимися контрольных заданий, проводимых для оценки их текущего и финального уровня знаний, т.е. на средний показатель успеваемости на факультативе.

Полученные нами результаты свидетельствуют о справедливости гипотезы исследования. На основании полученных данных мы можем сделать следующие выводы.

ВЫВОДЫ

 

1)Интегрированный факультативный курс «Природа под микроскопом» является актуальным и может быть предложен для расширения кругозора учащихся, изучающих природоведение

2)Лидирующим мотивом к обучению у учащихся, посещающих курс «Природа под микроскопом», является учебно-познавательный.

3)Высокий уровень успеваемости на занятиях «Природа под микроскопом» коррелирует с высоким уровнем учебной мотивации школьников.

4)На выбор учащимися факультативного курса «Природа под микроскопом» и эффективность последующего обучения на нем оказывают влияние такие факторы, как стремление к получению новых знаний в области биологии (внутренняя мотивация), техническое оснащение занятий, выбор времени их проведения и личные качества преподавателя

 

Литература:

1)Зорина Л.Я. Интегрированные предметы естественнонаучного цикла / Современная дидактика: теория – практике / Под научной редакцией И.Я Лернера, И.К. Журавлёва. – М.: ИТП и МИО РАО. 1993. – с. 125 – 140.

2)Мельник Я.Л. Исаева Л.А. Интегрированные уроки при изучении природы // Начальная школа. – 1998. - № 5. – С. 74 – 76.

3)Методическое пособие «О преподавании учебного предмета «Природоведение» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». http://www.ed.gov.ru/

4)Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? //Народное образование. - 1996. - №1. - С. 87-89.

5)Полянский Ю.И., Муров Н.А., Старущенко В.Н. Интегрированный курс "Естествознание"- за и против / Биология в школе,1989 г.,№6.

6)Гинзбург М.P. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.

7)Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 1984. - 150 с.

Joomla SEF URLs by Artio