Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Конспект интегрированного урока в 7 классе

Среды жизни и места обитания организмов.

Взаимосвязи животных в природе

Козлов Александр Алексеевич,

учитель биологииГОУ лицей №344,

Невского района Санкт-Петербурга

 

 

 

  1. Программа УМК, используемая для подготовки и проведения урока

Учебник Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф.В.М. Константинова. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Биология: 7 класс : рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В. Суматохин, В.С. Кучменко; под ред. проф. В.М. Константинова. – 3-е изд., испр. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  1. Необходимые ресурсы

Мультимедийное оборудование для показа презентации (слайды и видеофильм), карточки с изображениями различных мест обитания и животных для проверки знаний учащихся, длительность урока 45 минут.

  1. Ведущая идея урока

 

Универсальная взаимосвязь всех живых организмов на Земле вследствие единства сред обитания.

 

  1. Планируемые образовательные результаты

 

Ø Личностные: осмысление места себя в мире живых существ, понимание единства существования человека и животных в природе.

 

Ø Метапредметные: умение соотносить животных и различные места обитания, основываясь на совокупности признаков; умение определять возможные взаимодействия между различными животными на основании их природных характеристик и свойств среды обитания; умение охарактеризовать ту или иную среду обитания, используя знания, полученные из различных источников информации (уроки биологии, географии, химии, физики, справочная информация, учебные фильмы о живой природе и др.).

 

Ø Предметные: знания о видах сред обитания живых организмов, их характеристиках и влиянии на свойства животных; понятие о взаимосвязях животных в природе и формах их взаимоотношений.

 

  1. Интегратор урока: объект изучения – живые организмы и их среды обитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Описание этапов урока

 

Ø Мотивационный этап

 

Ход урока

 

  1. Фаза вызова (определение темы урока)

 

Учитель: условия обитания живых организмов удивительно разнообразны: например некоторые мелкие насекомые всю жизнь проводят внутри листа растения, который для них – целый мир, другие осваивают огромные и разнообразные пространства, как, например, северные олени, киты в океане, перелетные птицы. Живые организмы заселяют четыре среды жизни.

 

Учитель: Ребята, какие среды жизни живых существ Вы знаете? (ответы учащихся).

 

Учитель: Итак, сегодня мы познакомимся с многообразием сред жизни на Земле и их обитателей.

 

Ø Содержательно-технологический этап

 

  1. Осмысление (работа по теме урока)

 

а) Определение понятия «среда обитания»

 

Слайд № 1. Определение среды обитания.

 

Среда обитания - это все то, что окружает живой организм (совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, а также деятельность человека) и прямо или косвенно влияет на его состояние, рост и развитие, выживаемость, размножение и другие процессы жизнедеятельности.

 

Слайд № 2. Среды жизни.

 

На нашей планете можно выделить несколько основных сред обитания (сред жизни), сильно различающихся по условиям существования: водную, наземно-воздушную, почвенную. Средой обитания служат также сами организмы, в которых живут другие. Окружающая среда, или среда обитания есть часть природы, в которой живут организмы. Наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой называется экологией (от греческих слов «ойкос» - дом, «логос» - изучение или наука). Несмотря на разнообразие условий сред обитания, их заселяет огромное множество различных живых организмов.

 

б) Определение характеристик различных сред жизни

 

Учитель: Дайте характеристику каждой из сред жизни. Чем они отличаются друг от друга (географическое расположение, содержание кислорода, состав питательных веществ и др.)? (ответы учащихся).

 

Начало заполнения таблицы по средам обитания живых существ.

 

Учитель: давайте будем по ходу урока вместе заполнять таблицу «Приспособленность животных к условиям среды жизни» (учащиеся перечерчивают таблицу в тетрадь и вписывают данные по ходу урока).

 

 

Приспособленность животных к условиям среды жизни

Среда жизни

Физические особенности среды

Географическое расположение

Особенности химического состава

Обитатели среды

Приспособления к условиям среды

Наземно-воздушная

 

 

 

 

 

Водная

 

 

 

 

 

Почвенная

 

 

 

 

 

Организм

 

 

 

 

 

 

 

в) Обитатели различных сред жизни

 

А теперь поговорим о живых организмах, населяющих различные среды обитания.

 

Слайд № 3 – 6. Представители обитателей различных жизненных сред (на экране показаны различные животные, учащиеся называют их и вписывают примеры животных из различных сред обитания в таблицу).

 

Учитель: обратите внимание на особенности строения организмов, населяющих различные среды обитания. Какие примеры приспособлений вы видите у животных на экране? (учащиеся называют приспособления и заканчивают заполнять таблицу).

 

г) Экологические факторы

 

На все живые организмы в природе, независимо от того, в какой из сред они обитают, оказывают влияние компоненты среды, которые называют факторы среды, или экологические факторы.

 

Слайд № 7. Определение экологических факторов.

 

Экологические факторы – это определенные условия и элементы среды, которые оказывают специфическое воздействие на организм.

 

Известно, что не все факторы одинаково важны для организма: так без одних он просто не может жить, другие для него вредны, а есть такие, которых он просто «не замечает». Различают три группы экологических факторов: абиотические, биотические и антропогенные.

 

Слайд № 8. Группы экологических факторов.

 

Абиотические факторы – это комплекс условий окружающей среды, влияющих на живой организм (температура, давление, радиационный фон, влажность, состав атмосферы, морских и пресных вод, донных отложений, почвы и др.).

 

Слайд № 9. Абиотические факторы среды.

 

Воздействие на живые организмы факторов неживой природы определяет их распространение на нашей планете. Таким важным фактором для большинства растений и животных является, прежде всего, свет. Растения только на свету образуют органические вещества, именно от света зависит суточная и сезонная периодичность в поведении растений и животных. Например, в середине лета тепло и много осадков, а рост растений вдруг замедляется, начинается созревание плодов и семян. У животных тоже происходят подобные изменения: так, у птиц и млекопитающих начинается линька, некоторые животные делают запасы на зиму, другие откладывают запасные вещества в теле в виде жирового слоя, перелетные птицы собираются в стаи. Что же послужило причиной таких изменений? Сигналом к этим изменениям послужило уменьшение светового дня.

 

Вода также играет исключительно важную роль в жизни живых организмов. Ее недостаток приводит к гибели организмов, поэтому животные и растения имеют самые различные приспособления к добыванию воды и ее экономии, таковыми являются: длинные корни у растений пустыни (верблюжья колючка - около 16 м), чешуевидные листья у саксаула или листья-иголки у кактуса для уменьшения испарения влаги. Животные могут довольствоваться водой, содержащейся в пище, другие ее получают из запасов жира, например верблюд, а треть могут впадать даже в спячку - грызуны и черепахи. Важным фактором для большинства наземных животных является температура: они не переносят низкой температуры и погибают при температуре +40 - 45 оС . Больше от изменения температуры зависят холоднокровные животные, с похолоданием температура их тела соответственно понижается и они впадают в спячку. Весной, с наступлением тепла, ящерицы, змеи любят погреться на солнце – принять «солнечную ванну». Лучше переносят изменения температуры теплокровные животные (птицы и млекопитающие). Они активны круглый год, но у них есть и специальные приспособления для переживания суровых условий зимы: пух, густая шерсть, подкожный жир. Звери, которые не могут прокормиться зимой (медведи, бурундуки) впадают в спячку, а птицы улетают в более теплые края, богатые пищей.

 

Слайд № 10. Биотические факторы среды.

 

Биотические факторы – это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие (конкуренция, хищничество, паразитизм и другие).

 

Активно влияют живые организмы друг на друга. Известно, что все животные, грибы живут за счет зеленых растений, создающих органические вещества, которыми они питаются. Животных, питающихся растительной пищей, называют – травоядными или растительноядными. Но и растения, в свою очередь, не могут жить без животных. Например, без насекомых-опылителей у многих цветковых растений не образовывались бы семена. Без птиц многие бы растения не смогли бы распространять семена, а без грибов такие деревья в наших лесах, как береза, дуб, ель, сосна и многие другие, не были бы такими сильными: с помощью мощной грибницы грибы снабжают их дополнительной влагой и минеральными солями (такой характер взаимоотношений получил название симбиоз).

 

Связи между животными тоже могут быть самыми разнообразными. Они могут быть взаимовыгодными, как у муравьев и тли: питаясь выделениями тлей, муравьи защищают их и распространяют, а многие муравьи «разводят» тлей в своих гнездах. В других случаях отношения между живыми организмами могут носить хищнический характер, когда животные одного вида ловят и поедают животных другого вида (волк – зайца, лиса – мышей и т.д.). Хищники играют важную роль в регуляции численности животных, сдерживают их чрезмерное размножение. Кроме того, хищники служат «санитарами», в первую очередь они убивают ослабленных животных и больных, таким образом, они препятствуют распространению болезней и выживанию более сильных особей. Существует в природе и такие типы взаимоотношений между организмами, как конкуренция и паразитизм, они являются менее жесткими, чем хищничество, так как это не обязательно приводит к гибели хозяина. Конкуренция возникает, когда разные организмы существуют за счет общего ресурса, количество которого ограничено. Так, например конкурентные отношения могут возникнуть в отношении пищевых ресурсов или даже мест для гнездования. Паразитизм – широко распространенное в природе явление. Нет ни одного вида многоклеточных животных или растений, которые не имели бы своих паразитов. Они обнаруживаются даже у бактерий. Паразиты могут населять полости тела хозяина, проникать в ткани или внутрь отдельных клеток, они живут целиком за счет тела своего хозяина, принося ему только вред. Сложный организм хозяина для них – целый мир. Среди паразитов встречаются как животные, так и растительные организмы (клещи, блохи, глисты; раффлезия, заразиха и пр.)

 

Слайд № 11. Антропогенные факторы среды.

 

Антропогенные факторы – это совокупность влияний деятельности человека на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, разрушение почвенного слоя, нарушение природных ландшафтов и др.).

 

В последнее время резко усилилось влияние на живые организмы деятельности человека. Это может быть непосредственное влияние, когда человек охотится на тех или иных животных или косвенное, когда при распашке степей, вырубке лесов, осушении болот изменяются условия, в которых жили организмы, и создаются новые, в которых они существовать уже не могут. Большой вред приносит всему живому и загрязнение окружающей среды сточными водами, ядохимикатами, отходами производства. Все это часто ведет к гибели животных и растений, а, в конечном счете – к сокращению многообразия их видов.

 

д) Показ видеофильма, посвященного различным типам взаимодействия между живыми организмами.

 

Ø Рефлексивный этап (подведение итогов)

 

  1. Рефлексия

 

а) Учитель: сегодня на уроке мы узнали, что все живые организмы существуют в неразрывной взаимосвязи друг с другом и со внешней средой. Важно отметить, что приспособления животных к определенному месту обитания зависят, главным образом, не от географического расположения, а от физико-химических характеристик среды (плотность, температурный режим, влажность, содержание кислорода и других веществ). Также мы узнали, что существует множество экологических факторов, влияющих на существование живых организмов в той или иной среде обитания, среди которых особо стоит отметить биотические факторы – влияние животных друг на друга.

 

Давайте сопоставим карточки с изображениями различных животных и сред обитания. По каким признакам вы относите животного к той или иной среде?

 

А теперь давайте сопоставим карточки с изображениями различных животных между собой в зависимости от типа их взаимодействия. Кто из них может существовать в симбиозе? Кто паразитирует? Кто является хищником?

 

б) Домашнее задание

 

Слайд № 12. Домашнее задание

  • § 2.
  • С.6-8 в рабочей тетради №1 (задания 4 –7).
  1. Заключение

В процессе урока у учащихся формируется целостное представление о средах обитания различных организмов; появляются знания об экологических факторах как свойствах среды обитания, а также многообразии взаимоотношений между животными в природе. Благодаря объединению данных из различных областей (физики, географии, химии, биологии) учащиеся получают систематизированное знание о такой интегративной категории, как среда жизни, что дает им возможность осознать единство всего живого и неживого на Земле.

  1. Сведения об авторе

 

Козлов Александр Алексеевич, учитель биологии ГОУ лицей №344 Невского района Санкт-Петербурга, стаж 4 года.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio