Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

ГОСУДАРСТВЕЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №353

МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа по теме:

"Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора"

 

разработка урока по биологии в рамках ФГОС

для 11 класса

 

 

 

Образовательные технологии:

беседа, информационно-коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве, технология критического мышления, технология проблемного обучения, исследовательская технология, самостоятельная работа обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Разработал:

                                                                                                 Самохвалов Андрей Сергеевич,

                                                                                    учитель биологии и химии

                                                                                                                                         ГБОУ СОШ №353 Московского района

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015 год

 

Тема урока: Практическая работа "Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора".

Вид урока: исследовательский урок, урок на основе групповой технологии.

Форма урока:урок-практикум с элементами беседы.

Цели урока:

1). Сформулировать понятия о естественном отборе и его различных формах, об искусственном отборе;

2). Сформулировать умения сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом, естественный отбор с искусственным отбором и правильно определять их по сущностным характеристикам и на наглядных примерах;

3). Выяснить, какое биологическое значение имеют разные формы отбора для существования видов в природе;

4). Убедить учащихся в том, что естественный отбор является основной и направляющей силой эволюционного процесса.

Планируемые результаты

I.                   Личностные результаты:

- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение объектов живой природы;

- формирование устойчивой мотивации учащихся к исследовательской деятельности;

- формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;

- формирование интеллектуальных умений (доказывать, рассуждать, анализировать, сравнивать, структурировать учебный материал, делать выводы);

- формирование экологической культуры и необходимости бережного отношения к живым объектам, к их ценности.

II.                Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- продолжить формирование умений слушать, анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления, делать выводы;

- продолжить формирование умений находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных целей при слушании рассказа учителя, при работе с учебником и справочной таблицей;

- продолжить формирование умений преобразовывать информацию из одного вида в другой (рассказ учителя, справочный и иллюстративный материал в таблицы для сравнения и для общего вывода, теоретические знания – для выполнения тестового задания).

Коммуникативные УУД:

- продолжить формирование умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в общении и сотрудничестве со сверстниками через работу в группах, развивая при этом чувство толерантности.

Регулятивные УУД:

- продолжить формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цели учебной деятельности (формулировать вопросы на уроке), выдвигать свои версии;

- продолжить формирование умений в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

- продолжить формирование умений работать по плану, сверять свои действия с учебными целями и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;

- продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

III.             Предметные результаты:

- формирование понятий о естественном отборе и его формах, об искусственном отборе, о творческой роли естественного и искусственного отбора в природе и в жизни человека;

- формирование умений понимать смысл биологических терминов (борьба за существование, естественный отбор, изменчивость, наследственность, эволюция, искусственный отбор, порода, сорт и штамм, мутация, генотип, фенотип, генофонд, норма реакции, селекция, популяция, вид);

- формирование умений сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом, естественный отбор с искусственным отбором и правильно определять их по сущностным характеристикам и на наглядных примерах;

- формирование умений делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- формирование умений выращивания и размножения определённых видов сортов культурных растений и пород домашних животных и ухода за ними.

 

Средства обучения: учебник авторов В.И. Сивоглазова, И.Б. Агафоновой, Е.Т. Захаровой  Биология. Общая биология. Базовый уровень: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013; интерактивная доска, проекционная система для демонстрации слайдов (таблиц, рисунков, цитат, тестовых вопросов).

 

Оборудование:тетради, ручки, наглядный раздаточный материал.

 

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии критического мышления.

 

Форма работы с учащимися:фронтальная, индивидуальная, групповая.

 

Методы обучения:словесный (индивидуальные ответы учащихся), репродуктивный (рассказ учителя с элементами беседы), проблемный (механизмы действия естественного и искусственного отбора), наглядный (эвристическая беседа с использований иллюстраций в презентации), дедуктивный (на примере изложения и исследования темы к частному – личностная значимость для каждого ученика), самоконтроль (выполнение тестового задания).

 

Методы контроля и самоконтроля: устный, письменный, наблюдение.

 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивный, практическая работа, самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый.

 

Образовательные технологии: беседа, информационно-коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве, технология критического мышления, технология проблемного обучения, исследовательская технология, самостоятельная работа обучающихся.

 

Методические рекомендации

Данная практическая работа проводится в 11 классе при прохождении темы "Естественный    отбор – главная движущая сила эволюции". Этот урок проводится после изучения тем: "Предпосылки возникновения учения Чарльза Дарвина", "Эволюционная теория Чарльза Дарвина", "Вид: критерии и структура", "Популяция как структурная единица вида", "Популяция как единица эволюции", "Факторы эволюции".

Работа выполняется в группах (чётное количество групп).

При подготовке к практической работе учитель должен обеспечить каждую из групп учащихся наглядным раздаточным материалом:

- для каждой группы – таблицу 1 "Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора";

- карточки с заданиями 1, 2, 3 и карточки с изображениями кошек различных пород (как дополнительный материал к заданию 3);

- карточки с тестовыми заданиями и вариантами ответов к ним.

- рефлексивные карточки.

Учащиеся до данного урока (на предыдущем уроке) получают от учителя список вопросов для фронтального опроса на этом уроке и готовятся к ним дома самостоятельно.

 

 

 

 

Ход урока

I.Организационный момент(приветствие друг друга, проверка готовности учащихся к уроку, работа с журналом ("отсутствующие").

II.Актуализация знаний(выяснение степени усвоения заданного на дом материала по терминологии) в виде фронтального опроса.

Учитель:На предыдущих уроках мы познакомились с научными и социально-экономическими предпосылками возникновения теории Чарльза Дарвина. А сейчас мы ещё раз повторим пройденные термины (учащиеся отвечают со своих мест).

Фронтальный опрос

1). К чему сводятся основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина?

[Основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина сводятся к следующему:

а). Многообразие видов животных и растений – это результат исторического развития органического мира.

б). Главные движущие силы эволюции – это борьба за существование и естественный отбор. Материал для естественного отбора даёт наследственная изменчивость. Стабильность вида обеспечивается наследственностью.

в). Эволюция органического мира шла преимущественно по пути усложнения организации живых существ.

г). Приспособленность организмов к условиям окружающей среды является результатом действия естественного отбора.

д). Могут наследоваться как благоприятные, так и неблагоприятные изменения.

е). Многообразие современных пород домашних животных и сортов сельскохозяйственных растений является результатом действия искусственного отбора.

ж). Эволюция человека связана с историческим развитием древних человекообразных обезьян.]

 

2). В чём заключается значение эволюционной теории Чарльза Дарвина?

[Значение эволюционной теории Чарльза Дарвина заключается в следующем:

а). Выявлены закономерности превращения одной органической формы в другую.

б). Объяснены причины целесообразности органических форм.

в). Открыт закон естественного отбора.

г). Выяснена сущность искусственного отбора.

д). Определены движущие силы эволюции.]

 

3). Дайте определение термину "борьба за существование".

[Борьба за существование – это совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями внешней среды в биогеоценозах.]

 

4). Какие существуют формы борьбы за существование?

[Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды.]

 

5). Дайте определение понятию "естественный отбор".

[Естественный отбор – процесс избирательного воспроизведения организмов, происходящий в природе, в результате которого в популяции возрастает доля особей с полезными для вида признаками и свойствами в конкретных условиях среды.]

 

6). Что служит материалом для естественного отбора?

[Материалом для естественного отбора служат индивидуальные наследственные изменения (мутации и комбинации, возникающие в популяциях), которые, в свою очередь, могут быть полезными, вредными и безразличными для вида.]

 

7). Какие формы естественного отбора существуют?

[Формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой.]

 

8). Дайте определение понятию "изменчивость".

[Изменчивостью называют свойство организмов приобретать новые признаки под действием внешней и внутренней среды, отличающее их от других организмов того же вида.]

9). Назовите типы изменчивости.

[Типы изменчивости:

а). Модификационная, то есть определённая, групповая, ненаследственная, фенотипическая.

б). Мутационная, то есть неопределённая, индивидуальная, наследственная, генотипическая.

в). Соотносительная, коррелятивная.]

 

Дайте определение понятию "наследственность".

[Наследственность – это свойство живых организмов сохранять и передавать потомству особенности своего строения, функций и развития. Благодаря наследственности из поколения в поколение сохраняются признаки вида, сорта, породы, штамма. Связь между поколениями осуществляется при размножении.]

 

10). Дайте определение понятию "эволюция".

[Эволюция – это процесс исторического развития живых организмов во времени при переходе их от низших форм к высшим.]

 

11). Дайте определение понятию "искусственный отбор".

[Искусственный отбор – процесс выбора человеком наиболее ценных в хозяйственном или декоративном отношении особей животных и растений путём их систематического отбора и размножения с целью получения от них потомства с желаемыми для него свойствами.]

 

12). Что является движущей силой при искусственном отборе?

[Движущей силой при искусственном отборе является сам человек, используя для своих целей наследственную изменчивость селекционного материала.]

 

13). Какие существуют формы искусственного отбора?

[Формы искусственного отбора:

а). Бессознательный или стихийный (это такая форма отбора, при которой человек для размножения оставлял лучших особей, не задумываясь о конечных результатах).

б). Сознательный или методический (это такая форма отбора, при которой человек ставит цель по улучшению определённого признака или свойства у особей). При этом сознательный или методический тип отбора, в свою очередь, подразделяются на массовый (отбор по фенотипу) и индивидуальный (отбор родительских пар и оценка их потомства).]

 

14). Дайте определение понятиям "порода", "сорт" и "штамм".

[Порода, сорт и штамм – это популяция организмов, искусственно созданная человеком, которая характеризуется определённым генофондом, наследственно закреплёнными морфологическими и физиологическими признаками, определённым уровнем продуктивности и нормой реакции.]

 

15). Какие свойства живых организмов лежат в основе создания сортов и пород?

[В основе работы по выведению нового сорта растений или породы животных лежат: мутации, наследственная изменчивость признаков у организмов, отбор человеком таких изменений.]

 

16). Дайте определение понятию "мутация".

[Мутация – это спонтанное изменение генетического материала, возникающее как неадекватный ответ организма на внешнее воздействие и передающееся по наследству.]

 

17). Дайте определение понятию "генотип".

[Генотип – это набор генов организма, знающий особенности его развития.]

 

18). Дайте определение понятию "фенотип".

[Фенотип – это комплекс свойств и признаков организма, то есть результат реализации его генетической программы в конкретных условиях жизни.]

 

19). Дайте определение понятию "генофонд".

[Генофонд – это совокупность всех генотипов популяции.]

 

 

20). Дайте определение понятию "норма реакции".

[Норма реакции – это предел изменчивости определённого признака организма в зависимости от окружающих воздействий на него.]

 

21). Дайте определение понятию "селекция".

[Селекция – это наука о выведении новых и совершенствовании существующих сортов культурных растений, пород домашних животных и штаммов микроорганизмов, соответствующих потребностям человека и уровню производительных сил общества.]

 

22). Дайте определение понятию "популяция".

[Популяцией называют естественную совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, разного возраста и пола, занимающую определённую обособленную часть ареала и характеризующуюся наибольшим числом связей между ними.]

 

23). Дайте определение понятию "вид".

[Вид – это совокупность особей, обладающих наследственным сходством морфологических, физиологических и биологических особенностей, свободно скрещивающихся и дающих плодовитое потомство, приспособленных к определённым условиям жизни и занимающих в природе определённый ареал.]

 

III.Мотивация учебной деятельности(сообщение темы, целей урока; использование целей в дальнейшей деятельности).

Учитель(проблемный вопрос): Сегодня на уроке мы с вами  выясним, в чем же значимость знаний об естественном и искусственном отборах.

Учитель:Можно предположить, что многообразие пород и сортов объясняется следующими  факторами: действием Творца или результатом деятельности человека. Если это результат творения, то почему  творец многократно повторяется? Если причина многообразия связана с деятельностью человека, то каков же механизм изменения живых организмов?

 

IV.Изучение нового материала (по плану)

План:

1). Почему естественный и искусственный отбор органически связаны между собой?

2). Различие между естественным и искусственным отбором.

 

Рассказ учителя.

Почему естественный и искусственный отбор органически связаны между собой?

Сходство между этими двумя процессами состоит в том, что основой того и другого служит наследственная изменчивость: она доставляет наследственные изменения признаков – материал для отбора. В результате действия естественного и искусственного отбора получаются новые формы: при естественном отборе – виды, а при искусственном – породы, сорта и штаммы.

При естественном отборе отбирающим фактором являются условия окружающей среды, при которых отбираются отбором любые жизненно важные признаки. В силу этого естественный отбор действует только на пользу организма и вида в целом, к которому он принадлежит. Естественный отбор – это "переживание наиболее приспособленных" организмов, вследствие которого на основе неопределённой наследственной изменчивости в ряду поколений происходит эволюция. Благодаря естественному отбору любая популяция обладает известным уровнем приспособленности к условиям окружающей среды, что позволяет составляющим эту популяцию организмам выдерживать борьбу за существование. Но поддерживаемый отбором уровень приспособленности обеспечивает выживание особей в тех условиях, к которым они приспособлены. Поэтому  распределение организмов в пределах области распространения данного вида бывает неравномерным, они чаще выживают в более подходящих условиях. Так влияет естественный отбор и на географическое распространение организмов: в более благоприятной среде обитания возникают скопления, а менее благоприятная – оказывается незаселённой. Только благодаря естественному отбору появляются новые приспособления. В создании новых приспособлений, в эволюционной перестройке организмов, в преобразовании популяций, приводящим к видообразованию, выражается творческая роль естественного отбора, определяющая прогрессивную эволюцию.

При искусственном отборе человек отбирает виды по замеченным признакам и направляет действие отбора в полезную для себя сторону. При этом отбираемые признаки могут оказаться даже вредными для самого организма. Например, лучшие породы свиней или молочного скота совершенно не могли бы существовать в природе без заботы о них человека.

В результате естественного отбора появляются виды, приспособленные к жизни в определённых условиях окружающей среды. В результате искусственного отбора создаются человеком породы домашних животных и сорта культурных растений, приспособленные им к своим потребностям и намеченным целям.

Естественный отбор происходит в течение всей истории органического мира: он более ранний и длительный. Искусственный отбор проводится человеком с того времени, при котором он стал заниматься земледелием и приручением животных.

Чарльз Дарвин указал, что под влиянием деятельности человека естественный отбор с течением времени переходил в искусственный методический через бессознательный отбор. Но и при методическом отборе проявляется действие естественного отбора: человек предпочитает здоровых и сильных особей, а слабые же чаще погибают сами. Естественный и искусственный отбор органически связаны.

 

Различие между естественным и искусственным отбором

1). Искусственный отбор, являясь направляющим фактором эволюции, играет ведущую роль в возникновении многообразия органического мира.

2). В результате естественного отбора возникают новые виды, а в результате искусственного – сорта, породы и штаммы.

3). Критерий естественного отбора – приспосабливаемость вида. Критерием искусственного отбора является полезность признака для человека.

4). Естественный отбор происходит на Земле с момента появления жизни. Искусственный отбор возник с момента появления домашних животных и земледелия.

5). Искусственный отбор производится в гораздо более короткие сроки и часто приводит к появлению совершенно новых растений и животных, возникновение которых в естественных условиях невозможно. При смене условий среды имеющиеся приспособления у растений и животных могут оказаться для них бесполезными и даже вредными.

 

Признаки сравнения естественного и искусственного отбора изложены в таблице 1 (смотрите приложение).

 

V.Закрепление нового материала

Практическая работа по теме: "Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора".

 

Цели: 1). Научиться отличать действие естественного и искусственного отбора на наглядном примере;

2). Сравнивать разные формы естественного отбора;

3). Понять механизмы эволюции.

 

Класс делится на маленькие подгруппы (должно быть чётное количество подгрупп).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1.

Установите соответствие между следующими процессами и видами отбора. Ответы занесите в таблицу, поставив в соответствующих местах знак "+".

 

Характеристика отбора

Естественный

Искусственный

Результатом отбора является выживание только наиболее приспособленных к данным условиям особей

 

 

В качестве факторов отбора выступают условия внешней среды

 

 

Отбор действует достаточно медленно

 

 

Основным фактором отбора является человек

 

 

Отбор действует очень быстро

 

 

 

Задание 2.

Установите соответствие между следующими процессами и формами естественного отбора. Ответы занесите в таблицу, поставив в соответствующих местах знак "+".

 

Характеристика отбора

Движущий

Стабилизирующий

Происходит при постепенном и не резком изменении условий среды

 

 

Выживание уклоняющихся форм на фоне гибели материнских

 

 

Изменение нормы реакции вида

 

 

Происходит в относительно постоянных условиях среды

 

 

Гибель уклоняющихся форм

 

 

Сохранение нормы реакции вида

 

 

Не влияет на эволюционный процесс

 

 

Оказывает влияние на эволюционный процесс

 

 

 

 

 

Задание 3.

Рассмотрите иллюстрации. На рисунках 1 – 3 изображены фотографии пород домашней кошки ("персидская", "донский сфинкс", "британская короткошёрстная"). На рисунке 4 изображён дикий лесной кот, фенотип которого является результатом естественного отбора.

Вопрос 1. Укажите, какие черты фенотипа домашних кошек являются результатом искусственного отбора. Заполните нижерасположенную таблицу:

 

Показатель

Вид "Лесная кошка" – результат естественного отбора

Порода "Персидская кошка" – результат искусственного отбора

Предпосылки и движущие силы эволюции

 

 

Темпы эволюции

 

 

Результаты

 

 

Приспособленность

 

 

 

На рисунке 5 изображена кошка породы "европейская короткошёрстная", подобранная на улице (несколько поколений её предков не подвергались действию искусственного отбора и свободно скрещивались с кошками разных пород).

Вопрос 2. Проанализируйте фенотип кошки. Сохранились ли черты, культивируемые искусственным отбором? Как вы думаете, почему? Как будет выглядеть популяция потомков этой кошки, живущих на улице?

 

 

 

 

 

Описание: C:Users777DesktopПерсидская домашняя кошка6.jpg     Описание: C:Users777DesktopДонский сфинкс3.jpg      Описание: C:Users777DesktopБританская короткошёрстная кошка1.jpg

 

        Рис. 1.  Персидская кошка                   Рис. 2.  Кошка Донский сфинкс           Рис. 3.  Британская короткошерстная

                                                                                                                                                        Кошка

 

 

 

Описание: C:Users777DesktopДикий лесной кот2.jpg       Описание: C:Users777DesktopЕвропейская короткошёрстная кошка10.jpg

 

                           Рис. 4.  Дикий лесной кот                                             Рис. 5.  Европейская короткошерстная кошка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по практической работе

Творческая роль естественного отбора:

1). Естественный отбор является главнейшей движущей силой эволюции.

2). Естественный отбор не только отметает негодное, но и является уничтожающим фактором.

3). Естественный отбор на основе закономерностей наследственности и изменчивости приводит к созданию совершенно новых форм (видов), не существовавших ранее.

Творческая роль искусственного отбора:

1). Искусственный отбор ведёт к изменению органа или признака интересующего человека.

2). Искусственный отбор ведёт к расхождению признаков: члены породы (сорта) всё более становятся непохожими на их дикий вид.

3). Искусственный отбор и наследственная изменчивость – главные движущие силы в формировании пород и сортов.

Вместе с тем не следует и противопоставлять искусственный отбор естественному, так как последний очень часто подправляет творческую деятельность человека. Как бы человек ни заботился о сортах и породах, многие из них всё же подвергаются воздействию абиотических и биотических факторов среды, что в конечном итоге повышает их жизнеспособность.

Проще говоря, искусственный отбор – дело рук человека, а естественный производит сама природа. При искусственном отборе выбираются и закрепляются признаки, нужные человеку, но не всегда полезные самому животному или растению в природных условиях. При естественном отборе выбираются средой признаки и свойства, помогающие виду выжить и давать здоровое потомство, приспособленное к природным условиям.

 

Контролирующее задание

 

Тест

 

Задание: Выберите правильные варианты ответов.

1). Какие существуют формы естественного отбора:

     а). Наследственность, борьба за существование;

     б). Изменчивость, искусственный отбор;

     в). Движущий отбор, стабилизирующий отбор?

 

2). В каких условиях среды действует стабилизирующий отбор:

     а). Когда среда изменяется;

     б). Действует в постоянных условиях среды;

     в). Другие формы?

 

3). Какую роль играет в эволюции естественный отбор:

     а). Творческую;          б). Случайную;          в). Наследственную?

 

4). Движущей силой эволюции, увеличивающей генетическое разнообразие, является:

     а). Модификационная изменчивость;

     б). Мутационная изменчивость;

     в). Искусственный отбор?

 

5). Учёный, разработавший учение стабилизирующей формы отбора, – это:

     а). Ч.Р. Дарвин;          б). С.С. Четвериков;          в). И.И. Шмальгаузен?

 

6). Действие естественного отбора приводит к:

     а). Мутационной изменчивости;

     б). Сохранению полезных для человека признаков;

     в). Случайному скрещиванию;

     г). Возникновению новых видов?

 

VI.Домашнее задание

Стр. 232 – 237 (читать, анализировать).

Стр. 238, ответить устно на вопросы 1 – 5.

 

VII.Рефлексия

 

Учитель: Уважаемые товарищи учащиеся! На партах для каждого из вас лежат рефлексивные карточки: "организация эмоциональной рефлексии" и "организация качественной рефлексии". Заполните их, пожалуйста. Вы мне их сдадите после окончания урока.

 

Учащиеся внимательно слушают учителя и заполняют рефлексивные карточки.

 

VIII.Подведение итогов

После рефлексивной работы  детей учитель, озвучивая, выставляет оценки учащимся (за их устные ответы), хвалит их за работу на уроке. Тетради с практическими работами сдаются детьми на проверку учителю после окончания урока (учитель выставляет ещё оценки за тест, поставленные учащимися друг другу при их взаимной проверке, за выполнение самой практической работы после её проверки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

(с учётом рационального распределения времени на этапы урока)

 

 

1). Организационный момент– 1 минута

2). Актуализация знаний– 8 минут (учащиеся должны уже быть готовы к ответам, вопросы они получали на дом и готовились по ним). Фронтальный опрос по проверке домашнего задания не должен превышать 8 минут (всё зависит от темпа работы).

Ответы изложены в задании к фронтальному опросу.

Учитель на своё усмотрение оценивает работу учащихся и в конце урока при подведении итогов решает, оценивать или нет работу отвечающих детей, сообщает ученикам своё решение.

3). Мотивация учебной деятельности– 1 минута.

4). Изучение нового материала– 9 минут.

5). Закрепление нового материала– 16 минут, причём:

     - на задание №1 – 1 минута;

     - на задание №2 – 2 минуты;

     - на задание №3 – 8 минут;

     - на вывод по практической работе – 2 минуты;

     - на контролирующее задание (тест) – 2 минуты.

До начала урока учащиеся в классе делятся на чётное количество подгрупп и садятся на свои рабочие места согласно этому делению.

После выполнения заданий на закрепление нового материала (вместе с тестом) учитель демонстрирует на интерактивной доске правильные варианты ответов. Учащиеся в подгруппах меняются своими тетрадями (первая подгруппа отдаёт на проверку свои тетради второй подгруппе, а вторая подгруппа – первой и так далее) и проверяют друг друга, смотря на правильные варианты ответов на интерактивной доске, выставляют общее количество баллов за каждое задание и за работу и оценивают друг друга (ставят оценки).

Ответы на задание №1 и задание №2 изложены в приложении.

За задание №1ставится от 0 до 5 баллов (по 1 баллу за каждый верный ответ).

За задание №2ставится от 0 до 8 баллов (по 1 баллу за каждый верный ответ).

За задание №3:

- за вопрос №1 ставится от 0 до 8 баллов (по 1 баллу за каждый верный ответ).

- за вопрос №2 ставится от 0 до 4 баллов (за версию "а" – от 0 до 2 баллов и за версию "б" –               от 0 до 2 баллов).

В приложении ответ на вопрос №2 изложен учителем очень подробно. Достаточно будет такой версии ответа:

а). При естественном отборе (при анализе фенотипа дикой лесной кошки) достаточно сказать, что представители европейской короткошерстной породы имеют разнообразный (пёстрый) окрас, крепкое мускульное телосложение, короткую, плотно прилегающую к телу густую шерсть.

б). При искусственном отборе пестроты окрасов наблюдаться не будет. Потомки будут обладать хорошими ловчими качествами, будут иметь более массивную коренастую фигуру и густую шерсть.

За вывод по практической работе:

- за творческую роль естественного отбора ставится от 0 до 3 баллов (по 1 баллу за каждый верный ответ);

- за творческую роль искусственного отбора ставится от 0 до 3 баллов (по 1 баллу за каждый верный ответ).

То есть получается, что за всю практическую работу, кроме контролирующего задания (теста) по максимуму получается 31 балл.

Тогда получается, что:  оценка "5" ставится тому, кто набрал 28 – 31 балл;

                                         оценка "4" ставится тому, кто набрал 23 – 27 баллов;

                                         оценка "3" ставится тому, кто набрал 16 – 22 балла;

                                         оценка "2" ставится тому, кто набрал 0 – 15 баллов.

 

Ответы и критерий оценивания за контролирующее задание изложены в приложении (в ответах на задания).

На проверку учащимися заданий на закрепление нового материала, включая контролирующее задание (тест) отводится 5 минут.

6). Домашнее задание– 1 минута.

7). Рефлексия – 3 минуты.

8). Подведение итогов– 1 минута.

За тестовое задание и за практическую работу дети себя оценивают сами.

За практическую работу учитель выставляет в журнал оценки каждому ученику. Дополнительно оценивается учителем работа учащихся при фронтальном опросе. Учитель может поставить учащимся в журнал ещё дополнительно оценки либо за фронтальный опрос, либо за тест, при условии, если у ни мало текущих оценок в полугодии.

 

 

 

                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

Таблица 1.  Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора

 

Показатели           (признаки сравнения)

Искусственный отбор                    (эволюция культурных форм)

Естественный отбор                                  (эволюция видов в природе)

Исходный материал для отбора

Индивидуальные признаки организма, наследственная изменчивость (в том числе резкие уклонения – спорты)

Индивидуальные признаки организма, наследственная изменчивость (в основном незначительные уклонения), мутации

Отбирающий фактор

Человек

Условия среды (живая и неживая природа), то есть борьба за существование

Объект действия

Отдельные особи или их группы

Популяция

Место действия

Научно-исследовательские учреждения (селекционные станции, племенные фермы)

Природные экосистемы

Путь благоприятных изменений

Виды, с полезными для человека признаками, отбираются им и становятся производительными

Признаки у видов остаются, накапливаются, передаются по наследству, то есть виды приспосабливаются к условиям окружающей среды

Путь неблагоприятных изменений

Человек отбирает, бракует и уничтожает виды с неугодными для себя признаками

Виды уничтожаются в борьбе за существование

Характер действия

Творческий – направленное накопление полезных признаков у особи, популяции, вида на пользу человеку (в последовательном ряду поколений)

Творческий – отбор приспособительных признаков на пользу особи, популяции, вида, приводящий к возникновению новых форм (в последовательном ряду поколений)

Источник генетического разнообразия (предпосылки и движущие силы эволюции)

Наследственная изменчивость. Искусственные мутации, скрещивание и тому подобное

Наследственная изменчивость. Борьба за существование, естественные мутации

Сроки (темпы эволюции)

Быстрые (на создание сорта или породы требуется от 8 – 10 до 20 лет), методический отбор

Медленные (тысячи и миллионы лет), эволюция идёт постепенно

Результат действия отбора

Многообразие новых сортов растений, пород животных, штаммов микроорганизмов и их приспособленность к нуждам человека. Создание форм, полезных человеку. Часто приводит к появлению видов, которых не существует в природе (например, капустно-редечный гибрид)

Многообразие новых видов и более крупных таксонов в процессе эволюции (изменения, усложнения организмов). Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Не может быть культурных растений, одинаково продуктивных в любой местности. Под влиянием естественного отбора происходит районирование сортов

Формы отбора

Массовый, индивидуальный, бессознательный, методический (сознательный)

Движущий, стабилизирующий, дестабилизирующий, дизруптивный, половой

Значение для эволюции

В результате взаимодействия домашних животных, культурных растений и дикой природы возможно появление новых видов на основе искусственно выведенных пород и сортов

Является направляющим фактором эволюции, играет ведущую роль в возникновении многообразия органического мира

Значение приобретённых признаков для организмов (приспособленность)

Могут быть вредными для самих организмов. Основной показатель – значимость для человека

Повышают приспособленность организмов к условиям внешней среды

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на задания

 

 

Задание 1.

 

Характеристика отбора

Естественный

Искусственный

Результатом отбора является выживание только наиболее приспособленных к данным условиям особей

+

 

В качестве факторов отбора выступают условия внешней среды

+

 

Отбор действует достаточно медленно

+

 

Основным фактором отбора является человек

 

+

Отбор действует очень быстро

 

+

 

 

 

 

Задание 2.

 

Характеристика отбора

Движущий

Стабилизирующий

Происходит при постепенном и не резком изменении условий среды

+

 

Выживание уклоняющихся форм на фоне гибели материнских

+

 

Изменение нормы реакции вида

+

 

Происходит в относительно постоянных условиях среды

 

+

Гибель уклоняющихся форм

 

+

Сохранение нормы реакции вида

 

+

Не влияет на эволюционный процесс

 

+

Оказывает влияние на эволюционный процесс

+

 

 

 

 

Задание 3.

Вопрос 1.

 

Показатель

Вид "Лесная кошка" –  результат естественного отбора

Порода "Персидская кошка" –  результат искусственного отбора

Предпосылки и движущие силы эволюции

Наследственная изменчивость. Естественные мутации. Борьба за существование

Наследственная изменчивость. Искусственные мутации. Скрещивание

Темпы эволюции

Медленные (тысячи и миллионы лет)

Быстрые (на создание породы требуется от           8 – 10 до 20 лет)

Результаты

Многообразие новых видов в процессе эволюции. Приспособленность вида к условиям окружающей среды

Многообразие пород животного. Появляются виды, не существующие в природе

Приспособленность

Повышается приспособленность кошек к условиям внешней среды

Приобретённые признаки могут быть вредными для пород кошек, но они значимы для человека

 

 

 

Вопрос 2 (рисунок 5).

Дана кошка породы европейская короткошерстная, подобранная на улице (несколько поколений её предков не подвергались действию искусственного отбора и свободно скрещивались с кошками разных пород). Проанализируйте фенотип кошки. Сохранились ли черты, культивируемые искусственным отбором и почему? Как будет выглядеть популяция потомков этой кошки, живущих на улице?

 

 

Ответ на вопрос 2.

В настоящее время животные (кошки) этой породы выглядят также, как и их предки, жившие несколько столетий назад. Европейская порода сохранилась в чистом виде совершенно самостоятельно (без помощи генетиков и селекционеров). Окрасы европейских короткошерстных кошек самые разнообразные. Большинство представителей европейской короткошерстной породы отличается крепким мускулистым телосложением. Это сильные, немного коренастые животные животные с широкой грудной клеткой, мощными короткими конечностями и толстым хвостом средней длины. Размеры короткошерстных европейцев могут быть различными. Встречаются как достаточно мелкие, так и очень крупные особи. Для европейских короткошерстных кошек характерна округлая форма головы, широкий нос, небольшие и широко расставленные уши. Глаза у них большие и круглые, а цвет их должен соответствовать основному окрасу шерсти. Животные этой породы имеют короткую густую шерсть, плотно прилегающую к телу. У некоторых представителей породы она бывает довольно жёсткой.

Существует бесчисленное множество вариантов окраса короткошерстных европейцев. Эта особенность объясняется тем, что порода сформировалась существенным образом в результате скрещивания многочисленных разновидностей как домашних, так и диких кошек. Именно исключительное разнообразие цветовых вариаций является причиной отсутствия чётких стандартов для европейских короткошерстных кошек. Вероятно, именно потому, что большинство анатомических черт короткошерстных европейских кошек сохранилось в первозданном виде, эти животные обладают прекрасным здоровьем. Очень часто среди представителей данной породы встречаются настоящие долгожители.

Европейскую короткошерстную кошку с уверенностью можно назвать идеальным домашним питомцем. В доме, где есть грызуны, эти животные незаменимы, от природы им свойственны замечательно развитые охотничьи инстинкты, а благодаря своей силе и ловкости они способны без труда справляться не только с мышами, но и с крысами. Кроме того, европейским короткошерстным кошкам свойственны ум и сообразительность. Они в меру энергичны и любознательны, очень дружелюбны и ласковы, легко привязываются к хозяевам, непритязательны во всех отношениях, очень любят домашний уют, являются прирождёнными охотниками и путешественниками, легко переносят как жару, так и холод, хорошо приспосабливаются к перемене климата.

Естественный отбор сформировал все вышеперечисленные качества и окрас у кошек. При искусственном отборе, я думаю, не будет наблюдаться "пестроты" окрасов. Потомство, вероятно будет похоже окрасом на своих родителей, будет обладать отличными ловчими качествами, в том числе и крысолова. Потомки популяции этой кошки из-за вмешательства человека (искусственного отбора) будут иметь более массивную коренастую фигуру, большую круглую голову, укороченную мордочку и густую шерсть. Густая шерсть поможет им пережить холодные времена, а коренастая фигура говорит о их здоровье и выносливости.

 

 

Ответы на тест

 

Учащиеся меняются тетрадями, проверяют друг друга по ответам теста и по критериям оценивания теста выставляют себе оценки.

 

1 – в;          2 – б;

3 – а;          4 – б;

5 – в;          6 – г.

 

Критерий оценивания теста

"5" – 6 правильных ответов;

"4" – 5 правильных ответов;

"3" – 3 – 4 правильных ответа;

"2" – 0 – 2 правильных ответа.

 

Рефлексия урока

 

Фамилия, имя _________________________          Класс ______

 

 

1). Организация эмоциональной рефлексии учащихся

Рефлексивные вопросы:

1). Что я приобрёл после этого урока? / ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2). Что меня удивило? / ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3). Что мне не удалось? / _______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

 

 

В таблицу 2  поставьте знак "+" в соответствующую колонку.

 

Таблица 2.  Вопросы эмоциональной рефлексии

 

Вопросы

"Да"

"Нет"

"Затрудняюсь ответить"

Своей работой на уроке в целом я доволен

 

 

 

Своей работой в подгруппе я доволен

 

 

 

Для меня не было подходящего задания

 

 

 

Урок для меня показался коротким

 

 

 

За урок я устал(а)

 

 

 

Моё настроение улучшилось

 

 

 

Маериал урока мне был интересен

 

 

 

Материал урока мне был полезен

 

 

 

Сегодня на уроке мне было комфортно

 

 

 

 

 

 

2). Организация качественной рефлексии учащихся

Закончите следующие предложения:

а). Я научился _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

б). Я почувствовал ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

в). Я хотел бы поблагодарить ___________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

г). Я теперь буду ______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Анастасова Л.П.  Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. – 5-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011. – 178 с.

 

  1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А.  Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-Пресс школа, 2012. – 130 с., илл.

 

  1. Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматохин С.В.  Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2011. – 432 с.

 

  1. Корсунская В.М., Мироненко Г.Н., Мокеева З.А., Верзилин Н.М.  Уроки общей биологии. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2012. – 150 с., илл.

 

  1. Модестов С.Ю.  Сборник творческих задач по биологии, экологии, ОБЖ. Пособие для учителя. – Санкт-Петербург: Акцидент, 2011. – 178 с., илл. (Серия "Учительский портфель").

 

  1. Пименов А.В.  Уроки биологии в 10 – 11 классах. Часть II. – Ярославль: Академия развития, 2014. – 148 с.

 

  1. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.  Биология. Общая биология. Базовый уровень: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – 9-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 382 с., илл.

 

  1. Трайтак Д.И., Клинковская Н.И., Карьенов В.А., Балуев С.И.  Биология. Справочные материалы. – М.: Просвещение, 2013. – 136 с., илл.

 

  1. Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

                                   

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio