Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка урока по биологии в 6 классе

Цепи питания

Цель урока: Познакомить учащихся с природными сообществами на Земле и его компонентами.

Задачи урока:

Образовательные

1.     Раскрыть понятия «Природные сообщества», «Цепи питания», «Продуценты», «Консументы», «Редуценты».

2.     Научить составлять цепи питания, находить пищевые связи.

Воспитательные

1.     Способствовать общеучебной мотивации учащихся.

Развивающие

1.      Способствовать развитию мыслительных функций анализа, наблюдения, синтеза, сравнения, обобщения  при решении познавательных задач.

 Результаты:

1.     Понимают значение терминов «Природные сообщества», «Цепи питания», «Продуценты», «Консументы», «Редуценты».

2.     Умеют составлять цепи питания.

3.     Называют компоненты сообществ  природы.

Структура урока:

1.     Организационный момент

2.     Актуализация знаний

3.     Изучение новой темы

4.     Закрепление знаний и умений

5.     Проверочная работа по разделу

6.     Рефлексия

7.     Задавание домашнего задания

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

2 мин

Отмечает  и приветствует отсутствующих

Приветствуют учителя

 

Актуализация знаний

3 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

Учитель фронтально задаёт вопросы учащимся:

1.      Что такое среда обитания?

2.      Назовите среды обитания живых организмов?

3.      Назовите экологические факторы, которые оказывают влияние на живые организмы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель предлагает учащимся взять карточку № 1 (Задание: соотнесите живых организмов с их средой обитания)

Учащиеся  отвечают на вопросы

Предположительный ответ:

1.      Среда обитания – это совокупность условий неживой природы, в которых обитает живой организм.

2.      Водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная среды жизни.

3.      На живые организмы оказывают влияние температура, освещенность, влажность, факторы живой природы, человек

Выполняют задание на карточках

 

Проверка задания

Фронтальная беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

Обмениваются по партам (первая – вторая, третья – четвертая)

Изучение новой темы

(целеполагание)

20 мин

Слово учителя: Все названные организмы обитают на определённой территории.

Совокупность живой и неживой природы, на определённой территории называется природным сообществом.

Какие природные сообщества вы встречали в природе?

Учитель предлагает взять карточку № 2 (задание: запишите, в каком природном сообществе можно встретить данных организмов?)

Проверка задания:

какие природные сообщества вы записали?

Назовите живых организмов, обитающих в озере?

В каком природном сообществе обитают бурый медведь и заяц – русак?

Слово учителя: Могут ли  живые организмы существовать отдельно друг от друга? Почему?

 

 

Слово учителя: растения и животные существовать друг без друга не могут. Совместно они образуют сообщества.

Живые организмы вместе с неживой природой обмениваются между собой веществами и энергией.

Назовите организмов из таблицы, которые способны сами создавать органические вещества.

Их называют продуценты.

Назовите организмов, которые потребляют готовые органические вещества.

Их называют консументы (потребители)

Назовите организмов, которые разрушают готовую органику.

Их называют редуценты (разрушители)

Отметь в таблице на карточке № 2 организмы продуценты, консументы, редуценты в третьем столбике заглавными буквами.

Слово учителя: В экосистемах между этими организмами устанавливаются пищевые связи = цепи питания.

Учитель рассказывает правила составления цепей питания

Учитель предлагает открыть карточку № 3.

Карточка № 3. Составьте пищевые связи из предложенных организмов. Запишите цепи питания в тетрадь.

 

Слово учителя: Какие ещё связи могут возникнуть между этими живыми организмами?

 

 

 

 

Возьмите карандаши другого цвета и зарисуйте возможные связи.

Что произойдет, если нарушить одно из звеньев цепей питания?

Записывают тему урока в тетрадь

 

Записывают определение в тетрадь

Предполагаемый ответ: луг, лес,  степь, пруд, болото и т.д.

 

Выполняют задание на карточках

 

 

 

Ответы учащихся по таблице

 

 

 

 

 

Предположительный ответ: Нет, так как они взаимосвязаны между собой как пищевыми так и другими связями.

 

 

 

 

 

 

 

Предположительный ответ:  все растения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают на карточке №2

 

 

Записывают виды цепей питания  в тетрадь

 

Слушают.

 

 

 

Составляют, работая с карточками, на которых записаны (изображены) живые организмы.

Предполагаемый ответ: одни живые организмы для других могут служить домом, убежищем, помогают в поисках пищи друг другу, конкурируют между собой и т.д.

Выполняют задание на тех же карточках.

Ответы учащихся с места.

Слайд 1: тема урока.

 

 

Слайд 2: определение

 

 

 

 

 

Работа  в группах по 4 человека.

 

Проверка задания по слайду 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема на слайде 4 показывает по мере рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

 

 

 

Два примера цепей питания на слайде 5

 

Правила составления цепей питания на слайде 6

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по 4 человека или в парах

Закрепление

8 мин

Проверочная работа из 10 вопросов (тест)

Выполняют тест

Тест по вариантам. Работа индивидуальная

Задавание домашнего задания

2 мин

Параграф 25 (читать)

Записывают в дневники

 

Рефлексия

5 мин

Слово учителя:

Возьмите карточку № 4. Закончите предложение: Я никогда не думал, что …

Записывают и карточку кладут в коробочку

 

Приложение

Карточка № 1. Соотнесите животных с их средой обитания

1

Почвенная среда обитания

А

Минога

 

 

Б

Крот

2

Наземно-воздушная среда обитания

В

Дятел

 

 

Г

Печёночная двуустка

3

Водная среда обитания

Д

Острица

 

 

Е

Дождевой червь

4

Организменная среда обитания

Ё

Окунь озерный

 

 

Ж

Грач

 

Карточка № 2. Запишите, в каком природном сообществе можно встретить данных организмов?

Живой организм

Природное сообщество, в котором

 обитает живой организм

П, К, Р

Волк 

 

 

Заяц – русак 

 

 

Щука

 

 

Дрофа

 

 

Суслик

 

 

Ковыль

 

 

Росянка

 

 

Жук – плавунец

 

 

Личинка стрекозы

 

 

Головастик лягушки

 

 

Водоросль спирогира

 

 

Улитка – прудовик

 

 

Бурый медведь

 

 

Лиса обыкновенная

 

 

Муравей

 

 

Кубышка

 

 

Трясогузка

 

 

Сосна обыкновенная

 

 

Окунь озерный

 

 

Вьюн

 

 

Дождевой червь

 

 

 

Природное сообщество, в котором обитает живой организм

 

Живой организм

Болото

 

 

Озеро  

 

 

Сосновый бор 

 

 

Кочка

 

 

 

Схема на доске и в тетрадях

Организмы

 

Продуценты                        Консументы                       Редуценты

(производители)                   (потребители)                    (разрушители)

 

сами создают                  потребляют готовые              разрушают

органические вещества     органические вещества         органические вещества

 

Joomla SEF URLs by Artio