Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Применение технологии развития критического мышления
на уроках биологии

Долинина Вера Васильевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №158 Санкт-Петербурга

То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.

Л.С.Выготский

 

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Одной из современных образовательных технологий, которая позволит ребенку не потеряться в интенсивном потоке информации является технология развития критического мышления.

Формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность. Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры учащихся, а также «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах.

По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений. Сергей Заир-Бек говорит, что критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление иногда называют направленным мышлением, поскольку оно направлено на получение желаемого результата.

Это универсальная, надпредметная технология, которая позволяет развивать критическое мышление школьников. В основе технологии «Развитие критического мышления», разработанной американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом и Ч. Темплом, лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации (видеофильмы, учебные тексты, лекции и д.р.). Уроки, проводимые по технологии развития критического мышления, имеют чёткий технологический алгоритм, а также набор приёмов и методов ведения урока.

Использование данной  технологии позволяет в итоге сформировать такие умения у школьников, как:

-       умение решать учебные и реальные проблемы;

-       умение выделять из текста основные смысловые единицы;

-       способность к продуктивной совместной работе в группе;

-       корректность в работе с источниками информации;

-       способность отказаться от своей точки зрения, если она не позволяет объяснить тот или иной факт или входит в противоречие со здравым смыслом, логикой, научными доказательствами.

Основа технологии- трёхфазовая структура урока: стадия вызова, стадия осмысления содержания и стадия рефлексии.

На стадии вызова  учащиеся путем мозговой атаки составляют список того, что они знают или думают, что знают. Во время этой фазы важно, чтобы учитель говорил как можно меньше и давал слово учащимся. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в качестве проводника, заставляя учащихся размышлять, однако, при этом внимательно выслушивая их  соображения.

На стадии осмысления учащийся вступает в контакт с новой информацией (работа с текстом). Этот контакт может принимать форму чтения текста, просмотра фильма, прослушивания выступления или выполнения опытов. Именно во время этой фазы обучаемый должен научиться самостоятельно и активно работать.

На стадии рефлексии учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают свои представления, включая в них все новые понятия. На этой фазе для учащихся эти новые  знания обретают качество своих. Учение – это акт изменения, перехода в новое качество.

Для формирования критически мыслящих учеников существует ряд педагогических стратегий (педагогических приемов), которые помогают учителю реализовывать цели, ставящиеся на разных стадиях урока.Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя.

Конечная цель – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют над процессом обучения, подтверждают или опровергают - расширяют наши знания, чувства об окружающем мире.

В режим работы по данной технологии входят следующие приемы и стратегии:

-       Таблицы вопросов

-       Бортовые журналы

-       Кластеры

-       Прием «Выглядит как…, звучит как…»

-       Стратегия «Зигзаг»

-       Игра «Как Вы думаете?»

-       Чтение с разметкой

-       «Верите ли вы, что…»

-       Мозговая атака

-       Эссе

-       «Толстые и тонкие вопросы»

-       Фишбоун

-       Таблица ЗХУ

-       Организация дискуссий

-       Синквейн  и др.

Можно выделить три существенных компонента группового задания для самостоятельной работы учащихся:

1. ситуация выбора задания,

2. смена ролевых позиций,

3. настрой на доверие участников группы.

Надо уметь оценить партнерские качества в системе учитель – ученик.

На этапе вызова  можно использовать методический прием «Знаем. Хотим узнать. Узнали». Для этого делим доску на 3 широкие колонки, озаглавливаем соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Затем записываем основную мысль урока и спрашиваем учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждения продолжаются, пока не выявятся сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем». Спорные идеи и вопросы заносим в колонку «Хотим узнать». В конце урока учащиеся самостоятельно заполняют третью колонку «Узнали». В случае затруднения обсуждаем возникшие вопросы. Данный прием эффективен и для подведения итога урока, он позволяет осуществить рефлексию.

С помощью приема «толстые и тонкие» вопросы развиваются навыки активного восприятия информации и умение задавать вопросы. «Толстый» вопрос предполагает развернутый ответ. (Объясните, почему? Почему вы считаете? В чем различие? На что похоже? Предположите, что будет, если?), а «тонкий» вопрос подразумевает однозначный краткий фактический ответ (Кто? Что? Когда? Мог ли? Верно ли? Согласны ли?). Этот прием может быть использован как на стадии вызова, так и на стадии осмысления.

Прием «Автобусная остановка» можно использовать, когда ученики стесняются задавать учителю или одноклассникам вопросы, возникающие в процессе урока. В начале урока  учащиеся берут со стола учителя листок бумаги и в процессе урока записывают возникшие вопросы, а затем приклеивают на доске. Учитель периодически подходит к вопросам и отвечает на них.  Если в процессе урока ученик находит ответ на свой вопрос, то он подходит к доске и снимает свой листок. Этот прием создает на уроке комфортную обстановку и побуждает задавать вопросы. А если ученик задает вопросы, значит происходит мыслительная деятельность.

Прием «Верите ли вы, что…».Позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Каждому учащемуся предлагается индивидуально заполнить таблицу, ответив на предложенные вопросы. В процессе заполнения учащиеся обращаются к имеющимся знаниям, соотносят их с предложенными утверждениями. В соответствующей клеточке ставят знак «+», если они согласны с утверждением и «-» если нет. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат, так как он предполагает возвращение к таблице на стадии рефлексии.

На стадии осмысленияидёт непосредственная работа с информацией, источниками которой являются тексты. Деятельность учителя на этой стадии: заключается в сохранении интереса учащихся к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенном продвижении от знания «старого» к «новому». Учащиеся на данной стадии читают (слушают) текст, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Приемы, используемые на этом этапе, позволяют организовать осмысленное восприятие текстов, анализ и выбор информации с последующим представлением в графическом виде.

Прием «Фишбоун»,представляет собой схему, в которой изученная информация систематизируется и конкретизируется. Основой схемы является рыбий скелет.Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов.Например, при изучении зрительного анализатора в 8 классе, можно рассуждать следующим образом: в голове скелета – проблема, которая рассматривается на уроке. (Почему мы видим?). На верхних косточках отмечаются отделы зрительного анализатора, т.е. его строение; на нижних косточках функции зрительного анализатора.

На стадии осмысления учащиеся работают с текстами из энциклопедии, печатных изданий, документами и т.д. сформулировать вопросы к тексту позволяет прием из технологии развития критического мышления «6 шляпкритического мышления». Этот алгоритм позволяет организовать работу с любым текстом, обменяться мнениями в непринужденной атмосфере. Главное, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа.

Прием «Чтение с пометками INSERT»является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст и отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. Ученики, работая самостоятельно с текстом, делают карандашом следующие пометки: «V» - мне это известно; «-» - это противоречит тому, что я знал; «+» - это для меня является новым; «?» - мне это не понятно, или я хочу узнать по данному вопросу больше. Затем идет совместное обсуждение вопросов, основанных на поставленной проблеме. и делаются соответствующие умозаключения.

При изучении большого объема материала с целью его систематизации можно использовать прием «Зигзаг». Учащиеся усваивают быстро и качественно лишь то, что тут же после получения новой информации применяют на деле или передают другим. Этот прием способствует формированию навыков сотрудничества.

Для работы учащихся необходимо объединить в группы по 5-6 человек. Учебный материал  следует разбить на отдельные блоки. Группе предлагается для изучения определенный  блок, изучая который она перерабатывает информацию и представляет её в виде таблицы, кластера, блок-схемы и т.д. Затем эту обработанную информацию один из участников группы представляет всему классу. И в итоге выстраивается весь текст целиком, только в наиболее сжатом варианте с выделением ключевых положений. При работе с данным приемом наиболее важным является умение слушать партнера, делать записи.

На стадии рефлексии рекомендуется использоватьдля развития зрительной памяти, быстроты реакции и внимания прием  «Задание со сменой установки». Учитель предлагает ученикам  выполнить тест, проверяющий и развивающий зрительную память. Одновременно происходит проверка  качества усвоения программного материала. 

Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (понятия, названия растений, животных), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны  постараться ответить на вопросы учителя (устно или письменно в тетрадях). Этот прием можно использовать при изучении любой темы по многообразию живых организмов.

Для совместной рефлексии или активного повторения изученного можно использовать методический прием «Письмо по кругу».Он помогает определить направления для дальнейшего изучения материала и выстроить  свою работу. Для этого каждой группе предлагаются карточки с вопросами: Что нового узнали? Что для вас было самым интересным? Что было самым главным? Что было непонятно? Ответы могут касаться не только изученного материала, но и самой организации  урока.

Приемов и стратегий очень много, каждый из них интересен и вносит в систему обучения свою положительную роль.

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших результатов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом. Вспомним, что французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Современный урок должен быть актуальным, интересным и полезным для ребенка и сейчас и в будущем. На своих уроках я стараюсь организовать активную деятельность всех обучающихся на разных уровнях познавательной самостоятельности.

Рассмотренные приёмы развития критического мышления на уроках биологии позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой. Поэтому эти приёмы, а также технологию в целом, можно успешно применять в учебном процессе.

Изучение и применение технологии развития критического мышления дает возможность учителю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности, ценностно-смыслового усвоения их содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, серии уроков, так и в профессиональном развитии. Благодаря рефлексии учитель способен выйти за пределы полной поглощенности непосредственной деятельностью, осознать возникающие перед ним проблемы в широком контексте современного изменяющегося мира, передать эти способности своим ученикам.

Литература:

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб, 2003.

3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ С.И. Заир-Бек,  И.В. Муштавинская.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-223с.

4. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. Изд. 2-е. — СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. 

5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига-Москва: Эксперимент, 1998.

6. Стил, Дж. Л., Мередит К. С., Темпл, Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. Пос. 1. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1997.

Joomla SEF URLs by Artio