Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Методическая разработка урока в 7 классе

Млекопитающие

Долинина Вера Васильевна
(Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.),
учитель биологии ГБОУ СОШ №158 СанктПетербурга

 

 

ЦЕЛИ:

-         показать школьникам строение животных класса Млекопитающих, 

-         отметить прогрессивные черты организации Млекопитающих, позволившие им занять все основные среды обитания, 

-         познакомить с общей характеристикой отрядов Однопроходных и Сумчатых, 

-         доказать необходимость охраны животных класса Млекопитающих, 

-         осуществлять нравственное и экологическое воспитание учащихся. 

ЗАДАЧИ: 

-         находить в объекте его составляющие; 

-         научиться обобщать; 

-         устанавливать сходство и различие; 

-         находить причинно-следственные связи; 

-         развивать коммуникативные способности. 

ТИП УРОКА:  изучение нового материала.

Технология развития критического мышления.

Методы обучения – частично–поисковый, алгоритмический, практический.

Форма обучения – индивидуальная, групповая.

Лист самооценки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Таблицы

Фотографии млекопитающих.

«Тип хордовые».

«Класс Млекопитающие».

«Тип хордовые. Класс Пресмыкающиеся»,

Карта мира.

Инструктивные карточки для работы с текстом.

Тексты "Однопроходные”,  "Сумчатые”,

Лист самооценки.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент 

Урок биологии. Проверьте вашу готовность к уроку.

II. Актуализация знаний.Объявление темы урока.

 -Рассмотрите фотографии животных, представленных  на слайде. Что общего у представителей этих животных, по вашему мнению?

- Питаются молоком, высокоорганизованные животные, покрыты волосяным покровом, теплокровные, к ним относятся звери. 

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «млекопитающие»? 

- Где можно встретить млекопитающих?

-Приведите примеры.

Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете, почемумлекопитающие смогли занять все основные среды обитания?

- Обсудите в группе и дайте  ответ на поставленный вопрос.

- Возьмите в голубой папке таблицу, которую Вам предстоит самостоятельно заполнить.

- Предлагаю заполнить первый и второй столбики таблицы.

Сначала индивидуально, далее работа в группе.

Что знаю?

Что хотел узнать?

Что узнал?

Обсуждение заполнения 1 и 2 граф таблицы.

Объявление темы урока.

IIIИзучение нового материала.

-Предлагаю Вам сравнить строение Млекопитающих и Пресмыкающихся. 

Работа в группах.

- В чём проявляются прогрессивные черты организации животных класса Млекопитающих по сравнению с Пресмыкающимися? 

- Какой вывод мы можем сделать благодаря сравнительной характеристике этих животных?

Вывод: Прогрессивные особенности строения Млекопитающих позволили им занять все основные среды жизни. 

В процессе эволюции Млекопитающие разделились на две крупные ветви.

- Как вы думаете какие? Почему?

Задание предлагается по группам:

- Прочитайте текст.

1, 3 группы – «Однопроходные»,

2, 4 группы – «Сумчатые».

Отметьте карандашом на полях информацию в тексте словами: «знаю», «узнал», «Думал иначе» первоначальным представлениям. 

Текст № 1 для чтения:

Однопроходные не рождают живых детёнышей, а откладывают яйца. Кроме того, у них как у Пресмыкающихся и Птиц, имеется клоака. К ним относятся утконос и ехидна, обитающие в Австралии и на прилегающих островах. Однопроходные характеризуются очень примитивными чертами. 

Размножаются посредством откладывания не крупных (около 20 мм в диаметре у утконоса), богатых питательным желтком яиц. 

Кишечник и мочеполовой синус открываются наружу не самостоятельными отверстиями, а впадают в клоаку. 

Соски отсутствуют, млечные железы открываются отверстиями на брюшной стороне тела на особом железистом поле, с которого молоко детёныши слизывают. Плечевой пояс сходен с плечевым поясом пресмыкающихся. Температура тела низкая и колеблется от 26 до 34°С.

Только у ехидны имеется выводная сумка-складка кожи на брюхе, в которую открываются млечные железы и которая образуется только на время размножения. Мягкие губы отсутствуют, челюсти покрыты роговым клювом.

-После чтения текста учащиеся обсуждают информацию, представленную в тексте.

-Что было известно? Что неизвестно? Думали иначе?

Инструктивная карточка для работы в группе:

Дайте  характеристику  подкласса Яйцекладущих. 

- Рассмотрите фотографии и опишите внешний вид Однопроходных. 

- Объясните, почему Однопроходных относят к древним млекопитающим. 

- Объясните, почему Однопроходных нельзя отнести к пресмыкающимся. 

- Назовите признаки, свидетельствующие о сходстве Однопроходных и Пресмыкающихся. 

- Укажите особенности строения и образа жизни ехидны и утконоса. 

-Какую новую информацию Вы узнали об отряде Однопроходных животных?

- Что противоречило вашим представлениям?

Текст № 2 для чтения:

Сумчатые – Млекопитающие, у которых детёныши рождаются очень маленькими, слабыми и беспомощными. Поэтому долгое время такого детёныша мать донашивает в сумке на брюхе. К Сумчатым относятся животные: опоссумы, кенгуру, сумчатый (тасманийский) волк, сумчатая куница – бандикут, коала, сумчатый летун, сумчатый муравьед и др. Сумчатые обладают рядом своеобразных черт. Плацента у них, за редким исключением, отсутствует, детёныши рождаются недоразвитыми и очень мелкими. Сумка, в которой развивается довольно длительное время родившийся детёныш, расположена на брюшной стороне тела. Вначале детёныши не могут сосать, и молоко впрыскивается им в рот благодаря сокращениям особой мышцы. Мозг очень примитивен. У самок имеется две матки. Температура тела, хотя и выше, чем у однопроходных, но ниже, чем у плацентарных, и не постоянна. Распространены сумчатые в Австралии, на соседних с ней островах, в Южной и Центральной Америке. Один из видов опоссумов широко распространён в Северной Америке. Всего известно около 270 видов сумчатых.

-После чтения текста учащиеся обсуждают информацию, представленную в тексте.

-Что было известно? Что неизвестно? Думали иначе?

Инструктивная карточка для работы в группе:

Дайте характеристику отряда Сумчатых. 

- Прочитайте текст, рассмотрите фотографии

- Перечислите млекопитающих, относящихся к отряду Сумчатых. 

- Расскажите, в какой части света обитают Сумчатые, покажите эти области на географической карте. 

- Обоснуйте, почему Сумчатых относят к подклассу Настоящих зверей, а не к подклассу Первозверей. 

Представители высказывают мнение группы. Дополнения вносят представители других групп.

Прошу Вас ответить на вопросы.

Учащиеся  отвечают на вопросы после обсуждения в группе.

-Что вы знали об отряде Сумчатых животных? 

-Что вы узнали об отряде сумчатых животных? 

- Что противоречило вашим представлениям?

- Какое значение животные класса Млекопитающих имеют для природы?

- Какое значение животные класса Млекопитающих для человека?

Представители выражают мнение группы.

IV. Итог урока.

-Прошу Вас заполнить 3 графу вашей таблицы.

-Что Вы нового узнали сегодня на уроке?

-Каковы особенности строения Млекопитающих?

- По каким признакам класса Млекопитающих подразделяют на подклассы?

- Почему Однопроходных считают древними Млекопитающими?

- Почему Сумчатых считают примитивными Млекопитающими?

V. Домашнее задание.

-Предлагаю Вам выслушать домашнее задание.

§ 31, повторить § 25. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Пресмыкающихся и Млекопитающих».

Черты строения и образ жизни

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

VI. Рефлексия. 

-Прошу Вас закончить предложения, высказав свое мнение к проведенному уроку:

1. На уроке я работал…

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался…

4. За урок я научился…

5. Мое настроение…

6. Материал урока мне был…

7.Домашнее задание мне кажется…

-Кто готов поделиться своими впечатлениями об уроке?

-Оцените работу вашей группы. Обоснуйте ваше мнение.

VII.Организованное окончание урока.

-Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!

- Урок окончен.

Joomla SEF URLs by Artio