Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Формы повышения эффективности обучения биологии.

Статья.

Тарасова Ирина Николаевна,
методист учебного отдела,
преподаватель анатомии и физиологии,
учитель биологии. ГБОУ СПО «СПб УОР №2 (техникум)».

Введение.

Актуальность темы.

Во-первых, 01 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Разработаны  современные Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы основного общего и среднего общего образования по всем образовательным предметам. Разработаны Федеральные государственные стандарты среднего профессионального образования. Сегодня учитель должен не столько формировать системные знания, сколько научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.

Во-вторых, обучение в нашем Училище Олимпийского Резерва обладает определенными особенностями. У нас учатся и занимаются спортом спортсмены, принимающие участие в соревнованиях городского, российского и международного уровня. Львиная доля учебного года проводится на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях. Это приводит к вынужденным  пропускам учебных занятий и необходимости сдавать академические задолженности по многим предметам в ограниченный промежуток времени. Кроме того, в  процессе  изучения некоторых предметов, например, анатомии,  учащиеся сталкиваются с целым рядом трудностей: непривычная медицинская терминология, большой объем специфической  информации, предназначенной для запоминания и др. В этих условиях становятся актуальными методики изучения предмета с использованием нестандартных форм подачи информации, позволяющие освоить предмет более интересно и быстро [2].

Современные студенты и школьники – в основном сетевое поколение, для которых электронный способ получения информации (в данном случае именно учебной) является нормальной составляющей жизни. В целом высокие технологии в образовании приветствуются студентами, – знания, умения, навыки пригодятся в самосовершенствовании и карьерном росте. Информационные коммуникационные технологии стали их рабочим инструментом.

В настоящее время большое внимание уделяется применению таких прогрессивных методик обучения, которые предполагают использование информационно-коммуникационных технологий. Это позволяет существенно повысить качество и эффективность учебного процесса. Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные учебники.

Понятие «Электронный учебник».

Для образовательного процесса представляется интересным следующие определения электронного учебника:

- это компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого;

- это электронный учебный курс, содержащий систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующий государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденный в качестве данного вида издания;

- это комплекс информационных, методических и программных средств, который предназначен для изучения отдельного предмета и обычно включает вопросы и задачи для самоконтроля и проверки знаний, а также обеспечивает обратную связь.

В педагогической практике электронный учебник определяют как совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео- и фото-информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в компьютерной сети [1].

Виды электронных учебников.

1. Учебник с высокой динамикой иллюстративного материала, это традиционный учебник по предметной области. Наряду с основным материалом он содержит средства интерактивного доступа, средства анимации и мультипликации, может содержать видео-изображения, в динамике демонстрирующие отдельные процессы и явления. Он используется на персональных компьютерах или в локальных компьютерных сетях и распространяется на электронном носителе.

2. Internet-учебник – открытый и имеющий ссылки на внешние источники информации, базы данных и знаний электронный учебник, размещаемый на одном из серверов глобальной компьютерной сети.

Создание учебника в форме школьного электронного ресурса.

В условиях недостаточного количества учебников по дисциплинам и в тоже время огромного многообразия всевозможной информации в сети возрастает значимость пособий, изготовленных преподавателем, а еще лучше, студентом самостоятельно. Для студента процесс создания электронного пособия связан с осознанием и пониманием тематики учебного материала. Таким образом, включаясь в процесс конструирования, студент тщательно изучает предметный материал, по которому создается электронный учебный ресурс.

Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные ресурсы могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронный ресурс, поддерживающий рабочую программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Минимальное требование к созданию современного учебника – это интерактивное изложение учебной информации или гипертекст, снабженный взаимными ссылками на различные части материала учебника. Различают несколько конструктивных элементов в электронном учебнике [1].

Информационный блок должен содержать изложенный в сжатой форме учебный материал. Однако, информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. Ведь она должна удовлетворить каждого из тех, кто к ней обратится. Каждый раздел информационного блока должен заканчиваться контрольными вопросами, которые позволят обучающемуся выяснить, насколько глубоко он усвоил учебный материал. В результате в электронном учебнике функционирует постоянная обратная связь обучаемого с компьютером, позволяющая повысить эффективность процесса усвоения знаний.

Блок Практические задания должен функционировать в режиме диалога обучаемого с компьютером. Работа в этом режиме дает возможность обучающемуся закрепить знания, полученные при работе с информационным блоком. Система подсказки, при этом, позволяет при необходимости обратиться к любому разделу учебного материала.

Блок Тест осуществляет контроль знаний. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области. В этом блоке должна быть предусмотрена оценка правильности ответов на поставленные вопросы.

Авторская модель электронного учебника «Анатомия. Органы чувств».

Автор: Тарасова Ирина Николаевна, методист учебного отдела, преподаватель анатомии и физиологии, учитель биологии. ГБОУ СПО «СПб УОР №2 (техникум)».

Пособие создано в редакторе NVU, упаковано в программе-компиляторе eBook Maestro в версии Free, используется как ресурс в Учебном курсе.

Предметная область: Биология.

Возрастная группа: студенты 1 курса, изучающие учебную дисциплину Анатомия.

Электронный ресурс может быть использован для реализации школьного элективного курса по анатомии, для подготовки к контрольным испытаниям в среднем общеобразовательном звене.

Авторская модель электронного учебника опубликована на сайте Педагогическая планета и доступен для свободного ознакомления: http://planeta.tspu.ru/index.php?ur=810&ur1=853&ur2=1974

Методические рекомендации.

1. Учебник представляет собой электронное пособие по изучению органов чувств человека, позволяющее самостоятельно, интересно освоить предмет и обеспечить обратную связь с преподавателем.

2. В электронном учебнике систематизирован теоретический материал по анатомии органов чувств, сделан акцент на необходимых деталях и терминологии, разработаны вопросы для самоконтроля  и проверки знаний. Материалы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и учебной программе.

3. Учебник создан для студентов, изучающих учебную дисциплину ОП.01. Анатомия, главным образом, для учащихся заочной формы обучения, которые самостоятельно работают с текстом учебника. Он должен максимально облегчить понимание и запоминание наиболее существенных понятий, закономерностей, вовлекая в процесс обучения зрительную и эмоциональную память. Он адаптирован к определенному учебному процессу, в котором учащиеся длительное время могут находиться вне учебной аудитории. Такой процесс обеспечивается избыточностью учебных материалов, которая позволяет преподавателю проложить необходимую индивидуальную траекторию для конкретного ученика.

4. Данный учебник используется на персональных компьютерах, в локальных компьютерных сетях и распространяется на USB - флеш - накопителях.

Цели и задачи разработки.

Цель: создать предметно-ориентированный электронный учебник для изучения отдельного раздела учебной дисциплины ОП.01.Анатомия – «Органы чувств».

Задачи:

1. Начальное ознакомление с разделом «Органы чувств», освоение его базовых понятий;

2. Контроль знаний и умений.

Работа с электронным учебником предусматривает необходимость большой самостоятельной работы ученика.

Структура и содержание электронного учебника.

1. Информация по разделу «Органы чувств»: орган зрения, орган слуха, орган равновесия. Этот блок поможет ученику освоить материал и проверить степень его усвоения.

2. Повторение и закрепление материала. Здесь  представлены тестовые задания, проработка которых позволяет усвоить строение органов чувств, основные термины и понятия. Работая со вторым блоком, можно готовиться к ЕГЭ.

Литература.

1. Алешкина О. В. Применение электронных учебников в образовательном процессе. // Молодой ученый. 2012, №11, с. 389-391.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio