Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Статья

Формирование информационной компетенции
учащихся на уроках биологии

Иринуцэ Светлана Юрьевна,
учитель биологии ГБОУ школа №110
Выборгского района Санкт-Петербурга

В соответствии с ФГОС в Российском образовании компетентностный подход приходит на смену знаниевому. Школа не должна обеспечить ребенка знаниями – она должна подготовить его к жизни. Идеальный выпускник – это не эрудит с широким кругозором, а человек, умеющий ставить перед собой цели, достигать их, эффективно общаться, жить в информационном и поликультурном мире, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, решать проблемы, в том числе нестандартные, быть хозяином своей жизни. Каждое из приведенных качеств является «компетентностью». Перед школой ставится задача эти компетентности формировать. Но компетентности бывают разные: ключевые, межпредметные, предметные. Компетентности, являющиеся важнейшими для жизни в современном мире, называются «ключевыми».

Выделяют семь ключевых образовательных компетенций:

1.     Ценностно-смысловая компетенция

2.     Общекультурная компетенция

3.     Учебно-познавательная компетенция

4.     Информационная компетенция

5.     Коммуникативная компетенция

6.     Социально-трудовая компетенция

7.     Компетенция личностного самосовершенствования

При составлении плана урока необходимо продумывать, какими методами воспользоваться, чтобы задания имели не только учебное, но и жизненное обоснование, и чтобы учащиеся знали, зачем мы это делаем.

Стараться отказываться от таких форм и методов учебной работы, как монолог учителя, фронтально-индивидуальный опрос, информирующая беседа, самостоятельная работа учащихся с учебником по данным заданиям и др.

Для формирования информационной компетенции на уроках биологии я использую различные формы работы и задания.

Учащиеся очень любят проводить много времени за компьютером, поэтому можно дать задания, выполнение которых связано с Интернетом.

1.     Презентация. Учащийся должен сделать презентацию по определенной теме. Для удобства дальнейшего использования данного продукта и лучшего качества составить для учащегося послайдовый план презентации.

2.     «Оценка Интернет-ресурсов»

3.      «Словарная работа». Учащимся дается терминологический ряд, относящийся к теме отдельного урока или разделу, и 3-5 справочных Интернет-ресурсов. Учащиеся должны выписать определения, которые им наиболее понятны, сравнить их и на основе проведенного сравнения сформулировать собственное обобщенное определение терминов.

4.     «Сравнение Интернет ресурсов». Попросите учеников проанализировать информацию о каком-либо понятии, представленную в разных источниках.

5.      «Поиск информации в Интернете». Учащимся в качестве домашнего задания предлагаются вопросы, выходящие за границы учебника, для ответа на которые необходимо воспользоваться иными источниками информации.

6.     «Подбор материала для урока». Подбор материала учащиеся могут осуществлять при подготовке к урокам – самоуправления, для выступления с сообщением на уроке или в помощь учителю. Информация должна быть интересной, выходящей за рамки школьного учебника.

7.     Работа с сайтом учителя. На сайте размещены онлайн тесты и кроссворды, игры, презентации, дополнительные задания к урокам, вопросы для подготовки к проверочным и контрольным работам.

Важным моментом в формировании информационной компетенции является использование на уроке интерактивной доски.

Большинство заданий требует большой подготовительной работы со стороны учителя. Однако, подобный вид работ актуален и привычен для учащихся, что позволяет повысить интерес к предмету и вовлеченность в учебный процесс.

Joomla SEF URLs by Artio