Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Борисова Наталья Адольфовна

Высшее, РГПУ им. Герцена, учитель-логопед

Региональный уровень, статья

      Для полноценного развития ребенка в условиях детского сада необходимо тесное сотрудничество педагогов и родителей воспитанника. Это является одной из задач, стоящих перед детским садом и прописана в законе «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении.

      Молодые специалисты часто сталкиваются с проблемой взаимодействия с родителями своих воспитанников. А для успешной логопедической коррекции необходима тесная взаимосвязь логопеда и родителей ребенка.

В настоящее время отмечается высокая занятость родителей, значительно увеличилось число неблагополучных и неполных семей. Отмечается низкая педагогическая грамотность родителей, снижение ответственности родителей за воспитание и обучение детей.

Логопед и родители должны объединить усилия для успешного преодоления речевых нарушений ребенка. Прежде всего, необходимо сформировать желание родителей активно сотрудничать с логопедом, дать им необходимые знания, которые помогут  проводить коррекционную работу дома.

          Одним из условий эффективного взаимодействия является положительный настрой самого логопеда на сотрудничество с родителями. Необходимо показать личную заинтересованность  в коррекционно- образовательном процессе, тогда и родители начнут проявлять большую активность.  Такие взаимоотношения должны устанавливаться в самом начале коррекционного процесса. Это поможет быстрее привлечь родителей к активному сотрудничеству и начать коррекционно– образовательный процесс.

      Важным при налаживании положительного эмоционального контакта является и учет индивидуальных особенностей родителей. Каждая семья требует индивидуальный подход. В процессе беседы, коллективных мероприятий, утреннем приеме ребенка в детский сад необходимо обратить внимание на отношения между ребенком и родителями, отношение семьи к воспитателям и детскому саду в целом. Спокойных родителей следует «расшевелить», более эмоциональных – успокоить и настроить на продуктивное сотрудничество.

      После проведения логопедического обследования необходимо ознакомить родителей с результатами диагностики, планом работы на год, потенциалом развития ребенка. Таким образом, целесообразно провести индивидуальные беседы с родителями и согласовать с ними план коррекционно-образовательной работы. Это позволит логопеду и родителям выработать единую линию коррекционного воздействия, выделить возможные трудности и пути их преодоления. Обязательно следует обратить внимание и на положительные качества воспитанника. После беседы с логопедом у родителей не должно сформироваться мнение, что их ребенок «хуже всех», они должны быть уверены в том, что логопед «поможет решить проблему» и они должны ему активно помогать.

      Такие действия будут способствовать  вовлечению семьи в коррекционный процесс, управлять этим процессом и избежать создания конфликтных ситуации.      

       Родительские собрания – также действенная форма работы с родителями. При такой форме работы  родители, чаще всего, выступают  слушателями, что позволяет логопеду ознакомить родителей  с задачами, методами коррекционной работы в условиях детского сада и семьи.

      В практике положительно зарекомендовали себя нетрадиционные формы работы с родителями.

      Так, при посещении родителями открытых занятий есть возможность наглядно показать, какие трудности испытывает ребенок при обучении, на какие стороны работы следует обратить внимание. Кроме того, родители обучаются на наглядном примере педагога правильному выполнению упражнений, узнают новые игровые приемы для проведения занятий дома.        При посещении родителями индивидуального занятия они обучаются приемам автоматизации поставленного звука, учатся правильно проводить артикуляционную гимнастику. Самое главное, что такие занятия позволяют раскрыть для родителей всю необходимость систематических занятий дома, повысить интерес к занятиям, как у родителей, так и у ребенка.

      Семинары-практикумы проводятся с целью практического обучения родителей методам и приемам проведения специальных упражнений для наиболее успешного преодоления речевых нарушений. Так, возможно проведение семинаров-практикумов по обучению родителей правильному поведению в периоды ограничения речи и соблюдению речевых режимов для детей с заиканием. Поскольку при работе с заикающимися детьми очень важны работа над дыханием, голосом, умением расслаблять мышцы голосового аппарата, рук, шеи, корпуса, то на практических семинарах можно провести работу по обучению родителей правильному проведению упражнений.

       Следует отметить, что общение только в устной форме требует много времени, часто и сами родители не торопятся на беседу с логопедом, а после консультации не могут удержать всю информацию, полученную от логопеда. Поэтому целесообразно разработать памятки или рекомендации для родителей, которые не только разнообразят общение с родителями, но и помогут им осмыслить полученные рекомендации и четко следовать  инструкции, не отклоняясь от заданного алгоритма.

      В настоящее время при взаимодействии с родителями активно используется Интернет. Создание группы или сайта позволяет логопеду ежедневно общаться с родителями, давать рекомендации и информировать родителей о течении коррекционного процесса.

      Далее представлены памятки для родителей, которые предлагаются родителям в начале учебного года и размещаются в «Уголке логопеда». Следует обратить внимание родителей на то, что дети имеют разные речевые нарушения и упражнения для выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики предлагаются логопедов в зависимости от нарушений.

      Памятка № 1 «Пять правил при выполнении артикуляционной гимнастики»

1. Выполняйте упражнения ежедневно! Это не займет много времени (15-20 минут!), но результат не заставит себя ждать!

2. Выполняйте задание перед зеркалом. Это поможет ребенку контролировать свои движения. Следуйте от простого к сложному. Начинайте всегда с простых упражнений, которые уже хорошо получаются у ребенка, и постепенно переходите к более сложным

3. Хорошее настроение – залог успешного и продуктивного выполнения упражнений. Не следует начинать занятие, если вы или ребенок находитесь в плохом настроении, чувствуете усталость или раздражение. Уделите больше времени для занятий в выходные дни.

4. Постарайтесь создать спокойную обстановку.  Выберите время, когда вы будете находиться с ребенком одни, это поможет вам сосредоточиться.  Важное значение, имеет место для занятий, уберите лишние, отвлекающие ребенка предметы.

5. Для успешного выполнения заданий, прежде всего, необходим интерес. Интерес должен быть обоюдным. Если ребенок почувствует, что вам не интересно, то и сам откажется от занятий. Подберите картинки, которые подходят к данным упражнениям.  Подумайте, чем вы сможете поощрить ребенка за хорошее занятие и обязательно хвалите! Это поможет вам поддерживать постоянный интерес к занятиям. 

      Памятка № 2 «Правила выполнения дыхательной гимнастики»

1. Дыхательная гимнастика не требует ежедневного выполнения. Выберите 1-2 раза в неделю, когда вы будете свободны, например, в выходные дни. Гимнастика занимает от 15 до 25 минут.

2. Проводить гимнастику следует в хорошо проветренном, светлом помещении.

3. Начинайте с упражнений в положении лежа. Обязательно показывайте ребенку правильность выполнения, контролируйте и исправляйте.

4. Подберите ряд предметов, которые помогут вам поддержать интерес ребенка: комочки из ваты или фольги, трубочки для коктейля, крупы и т.д.

5. Используйте фрагменты классических музыкальных произведений. Это поможет вам настроиться, расслабиться и дышать в такт.

      Памятка № 3 «Читаем сказки»

1. Обязательно читайте ребенку сказки и детские рассказы! Сказка - воспитывает, учит выделять качества героев, отделять хорошее от плохого. Подбирайте их в соответствии с возрастом и интересами ребенка.

2. Пересказывайте сказки! Попросите ребенка рассказать, что вы читали вчера, на каком эпизоде остановились, что ему запомнилось, понравилось и т.д. Это развивает речь, мышление, слуховую память.

3. “Играйте» в сказку! Предложите ребенку разыграть диалог героев. Обращайте внимание на голос и интонацию. Это поможет ребенку научиться вести диалог, развивает интонационную выразительность.

4. “Рассматривайте сказки». Выбирайте книги с красивыми иллюстрациями. Предложите ребенку рассказать, что нарисовано на картинке, к какому эпизоду это относится. Это развивает память, связную речь и мышление.

5. Сочиняйте сказки! Попробуйте прочитать ребенку начало сказки, определите героев и предложите ему придумать продолжение. Это развивает связную речь, развивает воображение и творческое мышление.

      Памятка № 4 «Вместе весело шагать»

1. По дороге в детский сад или домой спросите у ребенка, как он провел день, что ему понравилось, что огорчило. Обсуждайте события. Ребенок научиться мыслить и высказывать свое мнение.

2. Обратите внимание на изменения в природе, одежде людей. Постарайтесь установить причинно-следственные связи: (слало холодно - люди оделись теплее). Ребенок научится рассуждать и доказывать свое мнение.

3. Посмотрите вокруг, что можно сравнить шагая по улице. Деревья и кусты, дома (высокие - низкие), дорожки (широкие - узкие), людей (старые - молодые, веселые - грустные) и т.д. Это развивает наблюдательность, мыслительные операции, расширяет словарный запас.

4. Учитесь считать! Посчитайте машины, дома, деревья, людей и т.д. Согласовывайте существительные с числительными: два дома, пять деревьев, девять человек.

5. Расскажите ребенку об основах безопасности и правилах поведения на улице.

Joomla SEF URLs by Artio