Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Учитель коррекционной школы

в современном образовательном пространстве


Голованов Роман Вячеславович,

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 231,

г. Санкт-Петербург

Аннотация:В статье представлен личный взгляд  учителя информатики и математики на проблему миссии учителя, работающего с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья,  в условиях современной образовательной среды коррекционного учреждения. Автор отражает не только предназначение, профессиональной  смысл деятельности педагога коррекционной школы, но и предлагает, наиболее значимые на свой взгляд, пути реализации данной миссии учителя в современном мире. В статье рассматривается вышеуказанная проблема с учетом исторических составляющих, а также процессов, происходящих в  педагогической науки и современном обществе, политике, культуре.
         Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, особые образовательные потребности, особые дети,  миссия, учитель коррекционной школы, профессиональный рост учителя.

Есть такая настольная игра для детей, задача которой – сопоставить рисованный портрет человека на одной картинке с его местом работы и орудиями труда на другой. Учителя в такой игре изобразить крайне сложно – ни спецодежды, ни других особых знаков. Художник  чаще всего изображает добродушную дамочку в очках и в строгом костюме, дает в руки указку, глобус, стопку тетрадей. Но разве  только эти атрибуты обозначают учителя? Что на самом деле делает учителя учителем? Сегодня мы рассмотрим предназначение не обычного учителя, а учителя коррекционной школы.
         Основной целью учителя коррекционной школы, на мой взгляд, является поиск и реализация путей выхода ребенка с ограниченными возможностями здоровья из состояния изолированности в современном обществе, открытия перед ним возможности для подлинно человеческой жизни, приобщение  к общественно - полезному труду, воспитание не социально-нейтрального, а активного,  по выражению Л.С. Выготского,  члена  современного общества. Рассматривая  специальное образование в исторической перспективе, следует отметить, что с 1917 года до 90-х годов прошлого столетия дети с отклонениями в развитии были под исключительно государственной заботой и оказались в изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, общества, общественных благотворительных инициатив. В настоящее время дефектология в этом аспекте осуществила  прогрессивные шаги. И поэтому данная цель должна быть приоритетной для учителя особого класса. В своей практике учителю коррекционной школы необходимо ориентироваться не только на то, что уже достигнуто ребенком, но и на процессы, которые находятся в состоянии становления, то есть динамическое состояние его развития. А показателем результативности труда учителя будет являться восприимчивость аномального ребенка к помощи и к способности решать в дальнейшем те или иные аналогичные задачи самостоятельно.
         Каким образом достичь всего вышесказанного учителю? Ответ на этот вопрос я вижу, прежде всего,  в профессиональном  росте учителя. Содержание деятельности, ведущей к этому росту,  я предложил спланировать по принципу дерева: от корней в земле до вершин в небесах. Корни – это те простые вещи, которые кажутся часто очевидными или давно известными, но открываются совсем иначе, если к ним присмотреться. Большинство практиков (да и теоретиков тоже!) обычно не задумываются, как лучше задать вопрос всему классу или конкретному ученику? Не каждый учитель не станет настаивать, если ученик, вполне подготовленный, откажется выйти к доске. А у него есть веская причина, о которой нельзя сказать! Мало кому приходит в голову подсчитать, какую долю урока съели любимые учительские «так - итак». Кто может достоверно сказать, какого цвета и какой формы карточка с заданием вызывает наименее негативные эмоции у ребенка.  В руках учителя должен быть достаточно богатый инструментарий:  педагогическая интуиция, личный опыт и др.  Но следует понимать, что порой накопленный опыт играет злую шутку с учителями: они видят то, что хотят видеть, что привыкли видеть, а не то, что в  реальности. Сложившиеся в сознании педагогов штампы, ярлыки, огромная загруженность и накопившаяся усталость мешают увидеть истинную индивидуальность ребенка с особыми образовательными потребностями. Поэтому современному учителю уже на этом этапе как воздух необходимо умение определять внутренние особенности детей, их неосознанные желания и потребности, если мы действительно хотим научить и воспитать, достичь тех целей, о которых я сказал ранее.
         Перейдем на следующий уровень профессионального роста учителя: за корнями следует основание ствола - это учебное занятие в целом. Об уроке написано много, о нем, конечно, больше всего известно практикам, его совершенствуют уже практически четыреста лет. И есть ещё резервы! Именно здесь чаще всего и появляются яркие учителя. Ян Амос Каменский писал, что «совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает».  И в тоже время, как мотивировать детей на изучение таких сложных предметов, как математика, информатика? Но именно коррекционно-развивающий подход к обучению способствует усвоению учениками учебного материала и появлению интереса. Принципиально важно, чтобы ученик был готов приложить усилия и включиться в процесс. Учителю коррекционной школы  необходимо об этом помнить, для того, чтобы реализовать особые образовательные потребности наших детей.
         Большую  группу  уроков можно представить в виде ствола. Здесь рождаются авторские методики, педагогические концепции и первые настоящие образовательные технологии. Ни в коем случае не надо останавливаться на достигнутом. Как бы ни был профессионально подготовлен учитель, он просто обязан совершенствовать свои личностные качества, повышать профессиональный уровень. Профилактика профессионального выгорания педагога, работа по сохранению педагогического долголетия актуальны и необходимы, так как от здоровья педагога, его эмоциональной уравновешенности зависит состояние современного поколения.
         Однако истинное мастерство и подлинная эффективность возникают там, где меняется и улучшается весь процесс. Конечно, учителя в коррекционной школе продолжают решать традиционные урочные задачи и именно в их решении видят свою учительскую миссию. Однако во всех без исключения проступает стремление оживить стандартный учебный процесс, и, стало быть, наполнить его таким содержанием, которое лежит не столько в плоскости заранее разработанного стандарта, а рождается «здесь» и «теперь». Понемногу впуская в мир непривычные для этого мира реалии, учитель в классе с особыми детьми способен сделать урок более интересным и увлекательным, а в результате – незапланированно и неожиданно - формируется живое содержание образования, значимое и для учеников, и для учителей и для развития всей системы специального образования. И вот вершина! Именно учитель, приходя изо дня в день в класс, в пространстве рядового урока способен созидать свое видение образовательного процесса, совершать  какие-то микроскопические на первый взгляд нововведения, свои небольшие открытия, и через эти открытия участвовать в процессе той образовательной революции.
         Итак, миссия — предназначение, смысл существования педагога особого класса остается единым: передать накопленные человечеством знания детям, которым изначально даны  иные возможности познания, помочь им успешно войти в сложную социальную среду с целью расширения опыта контактов, приобщить их к культуре, общечеловеческим ценностям.
         Учитель коррекционной школы — проводник детей в мир взрослых. Между тем понимая свое призвание, учитель вполне может быть собой, противостоять внешним обстоятельствам и  ежедневной рутине,  кропотливо делать свою работу и получать удовольствие  от общения с детьми.
         Да, сегодня  наши дети трудные, отрыв между их силой желания, их возможностями и требованиями современного мира огромный, но,  тем не менее, они, как и мы, хотят быть успешными и просто счастливыми. И стремление к этому самое главное в нашей работе.

                                                   Литература

1.     Выготский Л.С. Развитие трудного ребенка и его изучение // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983. – Т. 5. – С. 179.

2.      Малофеев, Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии [Текст] / Н.Н. Малофеев. - М.: Экзамен, 2003. - 254 [1]с.

3.     Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 1997. –           № 4. – С. 3-15. 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio