Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Смирнова Галина Алексеевна, заведующая
ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга

Светлых Ирина Сергеевна, старший воспитатель
ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга

 

  В условиях прогресирующего социально-экономического и культурно-нравственного расслоения общества ослабевают коммуникативные связи между его членами, находящимися на разных социально-психологических уровнях. Из-за трудностей приобщения к общечеловеческим ценностям степень отчуждённости детей с ограниченными возможностями здоровья от мира здоровых людей достаточно велика. Поэтому наибольшая опасность для становления личности больного ребёнка кроется нев самой по себе биологической патологии, а в социально-психологической изоляции ребёнка.
    В нашем учреждении функционируют группы для детей со сложным дефектом (сочетание двух и более дефектов), группы для детей с умственной отсталостью. Основной целью коррекционно-образовательной работы является актуализация компенсаторных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья и социально-психологическая адаптация воспитанников.

Для достижения этой цели необходимо решать общие задачи:

- развивать собственную активность детей, интерес к окружающему миру;

- формировать навыки адекватного поведения и общения;

- формировать навыки предметной деятельности, навыки самообслуживания;

- развивать эмоциональную сферу детей;

- развивать  движения детей.

 

     Опыт работы показывает, что накапливающиеся эмоциональные впечатления могут стимулировать у детей с ограниченными возможностями здоровья стремление к участию в творческих процессах деятельности. А творчество является благоприятной средой для развития потенциальных возможностей каждого человека. Творчество является фактором, который формирует личность в целом.

    Театрализованные игры – одна из форм творческой деятельности детей. Для любого ребенка игра является важнейшим, наиболее органичным видом деятельности. Играя, ребенок вступает в непосредственное взаимодействие с окружающим миром. Постепенно совершенствуя игровые навыки, ребенок приобретает все более четкие представления о мире вещей и мире человеческих отношений. В процессе овладения игровыми ролями ребенок учится принимать и исполнять социальные роли. Открытость ребёнка собственным переживаниям развивает и обогащает его эмоциональную сферу. Ребёнку становятся понятными чувства других людей, у него формируется способность к коммуникации с окружающими. Театрализованная деятельность представляет собой естественный метод социально – психологической адаптации ребенка к окружающему миру. Кроме того необходимо учитывать, что у детей с серьёзными нарушениями двигательной функции игровая деятельность с игрушками и другими предметами затруднительна или невозможна. Театрализованные игры позволяют включать каждого ребенка в процесс игры  с учетом его индивидуальных возможностей и являются одной из наиболее оптимальных форм коллективной игровой деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Театрализованная деятельность  обладает значительным коррекционно-развивающим потенциалом. В процессе театрализованной игры решаются  следующие задачи:

- развитие собственной активности детей, интереса к окружающему миру;

- развитие представлений об окружающем мире;

- развитие эмоциональной сферы детей, способности к сопереживанию;

- формирование  и развитие коммуникативных навыков, умения подчиняться правилам игры;

- развитие психических функций детей ;

- развитие двигательных навыков детей;

- развитие речи детей.

   Опыт педагогов нашего учреждения показывает, что в процессе участия в театрализованных играх у детей раскрываются компенсаторные возможности.

  Оптимальным содержанием театрализованной деятельности в группе детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть русские народные сказки. Коллектив педагогов разрабатывает сценарии, в которые включены известные сказочные  персонажи.  В качестве  дидактического  постановочного материала русские народные сказки выбираются  по следующим причинам:

-сказка является небольшим по объему целостным произведением;
- в сказке заложена нравственная идея, причем она представлена в такой доступной форме, что может быть понятна детям с интеллектуальным недоразвитием;
- сказка обладает большим дидактическим потенциалом.

  Важный момент в подготовке театрализованной игры, детского  спектакля – адекватное планирование индивидуальных и групповых занятий с детьми по всем разделам реализуемой программы. Лейтмотивом всех занятий может быть та роль, которую будет исполнять в спектакле ребенок. Она оказывается несущей структурой, на которую нанизываются знания, умения и навыки, приобретаемые ребенком в процессе обучения и воспитания.

    Поскольку дети с ограниченными возможностями здоровья постоянно нуждаются в помощи, участниками театрализованных игр являются и взрослые (сотрудники ДОУ, родители), а также здоровые дети (воспитанники детского сада). В нашем учреждении разработана технология взаимодействия здоровых детей старшего дошкольного возраста и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья. Совместные театрализованные игры – одна из форм данного взаимодействия детей. Для детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, опыт взаимодействия со здоровыми сверстниками в процессе театрализованных игр может оказаться значимым коррекционно-развивающим фактором. Подобное общение способствует повышению адаптационных возможностей детей с нарушениями в развитии. Такие дети обретают навыки  взаимодействия со здоровыми сверстниками, становятся более заинтересованными и открытыми в общении с ними.

    В числе зрителей на спектаклях с участием детей с ограниченными возможностями здоровья присутствуют родители, сотрудники детского сада и дети из других групп, участвующие во взаимодействии с «особыми» детьми. Наблюдая в игре детей с ограниченными возможностями здоровья, зрители имеют  возможность увидеть их в качестве формирующихся личностей, способных на определенные творческие достижения и нуждающихся в общении и внимании со стороны других людей.

     Диагностические обследования детей с ограниченными возможностями здоровья, регулярно осуществляемые педагогами  нашего учрежденния,   свидетельствуют о том, что с применением метода театрализованных игр в психическом развитии детей наблюдается положительная динамика: уравновешивается эмоциональное состояние, развиваются коммуникативные навыки, более успешно протекает социальная адаптация.

 

 

Joomla SEF URLs by Artio