Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

В коррекционной школе №4 Василеостровского района города Санкт-Петербурга многие учащиеся имеют сложную структуру дефекта (ЗПР, снижение интеллекта, задержка развития познавательной сферы, задержка развития эмоционально - потребностной сферы, специфическое развитие личности (ограничение потребностей и направленности желаний), нарушение межличностных отношений). У данной категории учащихся высокая степень зависимости от семьи, ограничение навыков взаимодействия в социуме. Воспитание такого ребенка ставит перед родителями сложные задачи. Одной из форм помощи родителям в развитии познавательной сферы детей, укрепления семейных традиций, изучения национальных и нравственных ценностей в нашей школе работает "Театр сказки". Психологическая помощь семьям, имеющих детей со сложной структурой дефекта является одним из важных звеньев в системе их реабилитации и социализации. Изучая сказки на уроках чтения, развития речи, внеклассных занятиях, проводя праздники, мы открываем возможности к социальной адаптации ребенка со сложной структурой дефекта в современный социум, так как исходным материалом для творчества являются высоко художественные произведения устного народного творчества, представляющий неисчерпаемый источник совершенствования эмоционально - эстетической культуры учеников. Работа над сказкой объединяет детей и их родителей, создает возможность вместе творить, выступать, общаться. Родители принимают активное участие на всех этапах работы, совместно посещают библиотеки, музеи, тем самым расширяют свои знания в области национального костюма и особенностей русских традиций.

При работе над произведениями, учащиеся выражают свое отношения к действующим лицам ("Мне нравится Лиса, потому что у нее красивое платье" или "Мне не нравиться, она злая, хочет съесть Зайчика). Дома родители вместе с детьми читая сказку, помогают ребенку не только лучше понять содержание сказки, особенности характеров главных героев, но и совместно пережить прочитанное: (Найдите в тексте какой Заяц? - "Заяц идет и плачет: «Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная; попросилась она ко мне, да меня и выгнала». « Зайчик грустный, печальный, удрученный»). На основе полученных впечатлений мы рисуем сказку и ее персонажей, выясняем точность изображения героев. По адаптированному к особенностям данного контингента детей тексту, пишем сценарий. Учащиеся самостоятельно оформляют "книжку - инсценировок". Где каждый ребенок может выразить собственные чувства и впечатления, отношения к героям.

Распределение ролей дается трудно, так как все дети хотят быть положительными героями ("Я не буду Лисой, со мной никто не будет дружить, она плохая"). На данном этапе очень важно участие родителей, которые помогают детям осознавать нравственные качества, как положительные, так и отрицательные. Необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что он уважаем и любим, несмотря на выбор персонажа.

Всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирует позитивную оценку личности каждого ребенка, его представление о себе. Учащиеся выступают в качестве "маленьких учителей", ориентируя зрителей на позицию «таким быть нельзя». Важным моментом в подготовке спектакля является изготовление театрального костюма. Эскиз костюма выбранного героя должен отражать не только национальные особенности, но и характер. С помощью педагогов и родителей учащиеся изготавливают маски и шьют костюм. Для правильного оформления сцены, дети используют книги, иллюстрации известных художников. Происходит погружение в волшебный мир сказки. На этом этапе приходят на помощь не только педагоги и родители, но и старшие ребята. Они помогают сделать избушку для зайчика, оформить сцену, а папы помогают в изготовлении инвентаря к каждой сказке. Репетиции - ответственный и сложный процесс для детей со сложной структурой дефекта. Необходимо научиться сопереживать своему персонажу, правильно произносить диалоги, выговаривать звуки. Спектакль - главный праздник, на который приходят другие учащиеся школы, педагоги, главные помощники - родители, друзья.

Результаты работы показали, что участие в проекте "Театр сказки" стимулирует родителей, вдохновляет их. Вырабатывает активную родительскую позицию, снимает чувство вины, повышает самооценку участников проекта, учит безболезненно решать конфликтные ситуации с ребенком, вырабатывает эффективное взаимодействие с ним, решает некоторые личностные проблемы, учит осознавать и оптимизировать свою родительскую позицию. Кроме того, родители встречаются друг с другом, обмениваются опытом и оказывают друг другу поддержку, что дает ощущение того, что они не одиноки. Здесь учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и приобщаются к неисчерпаемым источникам национальной культуры и традиций русского народа. Своевременное оказание помощи позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию..

Joomla SEF URLs by Artio