Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Сложности квалификации тяжелых
множественных нарушений развития

Бутятова Лариса Васильевна

Нарушение развития может быть как единичным, так и множественным.

Единичное (изолированное) нарушение - это нарушение какой-то одной системы организма.

Сложное нарушение развития в различных литературных источниках трактуется по-разному. В литературе и практике в настоящее время не установилась единая терминология – одни и те же нарушения могут быть названы и сложными, и комплексными, и множественными. Терминологическая путаница возникает, когда понятие «сложное нарушение» начинают рассматривать как сумму компонентов. В этом случае в структуру сложного дефекта наряду с первичными нарушениями включаются и вторичные отклонения в развитии, связанные с воздействием конкретного первичного нарушения. Однако множественное нарушение – это не сумма дефектов, а многофункциональное нарушение.

В соответствии с современными представлениями термин «сложное нарушение» используется, когда речь идет о сочетании двух и более первичных психофизических нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития. В специальной психологии данный термин традиционно используется в случаях выраженных бисенсорных нарушений, сочетания тяжелых нарушений слуха или зрения с умственной отсталостью, первичной ЗПР, нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Одни авторы (Е.М. Мастюкова 1995) говорят о необходимости выделить ведущий дефект и осложняющие его расстройства. Например, при умственной отсталости имеются не резко выраженные нарушения зрения и слуха, дизартрические нарушения речи. Другие авторы (М.В. Жигорева 2006) считают, что осложненным признается тот дефект, при котором имеет место несколько первичных нарушений, но одно из них является ведущим и определяет структуру аномального развития, т.е. обуславливает вторичные отклонения.

При этом другие имеющиеся первичные нарушения выражены не резко и не имеют последствий, но влияние на основной, ведущий дефект они оказывают (основной вид нарушения сопровождается различными неврологическими нарушениями и психопатологическими синдромами).

Спорным в литературе признается использование терминов «сложные нарушения», «сложная структура нарушений» у ребенка с тяжелыми органическими поражениями, при которых, как правило, интеллектуальные расстройства могут быть осложнены сенсорными, двигательными, эмоциональными нарушениями, обусловленными поражением отдельных участков коры головного мозга. Однако в связи с кардинальными изменениями в системе образования, включением таких детей в образовательный процесс термины «сложный дефект», «сложные нарушения развития» довольно часто используются для характеристики детей с умеренной, тяжелой и глубокой формой умственной отсталостью, имеющих негрубые сенсорные, двигательные нарушения, хотя более целесообразно, по мнению некоторых, авторов говорить об осложненной умственной отсталости.

Многозначность термина «сложная структура нарушения» побуждает специалистов искать другие определения и термины. В настоящее время для характеристики лиц, имеющих несколько первичных нарушений развития, чаще используются термины

« комплексные», «сочетанные», «комбинированные» нарушения, каждый из которых отражает сочетание нескольких первичных нарушений.

Весьма многозначным является и термин «множественные нарушения». Он традиционно использовался в отечественной специальной педагогике для обозначения трех и более выраженных нарушений развития (слепоглухонемые дети с умственной отсталостью). Сегодня его чаще используют для обозначения случаев тяжелых органических поражений ЦНС, при которых в разной степени сочетаются сенсорные, интеллектуальные и двигательные нарушения.

В клинической картине тяжелого и множественного нарушения значительное место занимают: умственная отсталость умеренной, тяжелой, глубокой степени и выступающие в разных сочетаниях опорно-двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи (несформированность речевых средств), нарушения функций анализаторов (зрение, слух), эписиндром, расстройства эмоционально-волевой сферы, аутические расстройства.

К множественным нарушениям развития относят различные комбинации сенсорные, эмоционально-волевых, интеллектуальных, двигательных нарушений. Четкое очерчивание границ группы детей с множественными нарушениями оказывается весьма проблематичным. Понятие «тяжелые и множественные нарушения» неоднозначно трактуются различными авторами.

В классификации множественных нарушений так же, как и в терминологии, существует несколько подходов к данной проблеме, соответственно и единой классификации на сегодняшний день в специальной психологии не существует.

Классификация В.Н. Чулкова выделяет три группы в зависимости количества ведущих дефектов ( одно, два, три и более). Существует классификация по сочетанию нарушений, по времени возникновения нарушений и т.д.

Таким образом, ни в определении, ни в классификации «тяжелых, множественных нарушений» в настоящее время нет единой терминологии, что существенным образом осложняет организацию процесса обучения этих детей с нормативной точки зрения.

 

Литература.

"Дети с множественными нарушениями развития" НОУ «Институт специальной педагогики и психологии» под редакцией Л.М. Шипицыной, Е.В. Михайловой. СПб 2012

«Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь» Жигорева М.В. М., 2006

«Ранняя диагностика некоторых синдромальных форм сложного дефекта, включающего психическое и речевое недоразвитие и специфические особенности поведения» дефектология 1996,№4

«Умственная отсталость у детей и подростков» Д.Н. Исаев СПб., 2003

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Joomla SEF URLs by Artio