Свидетельство о регистрации журнала

СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-52200
от 25 декабря 2012 г.


 

Учредитель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.

 
 

Система медико-психологической и педагогической
ребилитационной помощи детям с ОВЗ

(на материале Санкт-Петербурга)
Акимова Светлана Сергеевна
Проблема инвалидности в Санкт-Петербурге является одной из наиболее острых социальных проблем. По данным Социального регистра Санкт-Петербурга, в настоящее время численность всех получателей пенсии по инвалидности составляет в городе около 270 тысяч человек. Каждый год контингент взрослых инвалидов пополняют около 1000 повзрослевших детей-инвалидов. Большая часть детей-инвалидов воспитываются в семьях.
Необходимо отметить, что проводимая в настоящее время социальная политика в отношении инвалидов города, формируемая Правительством города, Законодательным собранием, направленная на создание равных условий и возможностей для инвалидов - результат прогрессивного развития общества. Интеграция инвалидов в общество, привлечение их к участию в различных аспектах экономической, политической и общественной жизни, независимо от характера и причин инвалидности, на основе равенства прав и обязанностей позволило бы в конечном итоге снизить затраты на «содержание» всех инвалидов региона.
В течение восьми последних лет в Санкт-Петербурге забота о детях города вообще и детях-инвалидах, в частности, была признана приоритетной социальной задачей. Санкт-Петербург является уникальным субъектом Российской Федерации, в котором представлены разнообразные формы работы с семьями, имеющими детей-инвалидов, в том числе инновационные, присущие пока только Санкт-Петербургу. Примером могут служить уже существующие кабинеты раннего вмешательства в детских поликлиниках города, службы домашнего сопровождения и первичной помощи семьям, впервые узнавшим о серьезных отклонениях в развитии своего ребенка, уникальные методики медицинской и социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество, единственная в России ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов. На всех уровнях власти начали действовать органы, занимающиеся проблемами семьи, женщин и детей, однако их усилия в основном реализованы в оказании различных видов возросшей социальной помощи.
Назрела необходимость изменить общественное сознание и деятельность государственных учреждений всех ведомств и уровней в отношении детей-инвалидов в направлении воспитания активной жизненной позиции, создания условий для их всестороннего развития без отрыва от семьи, привычного окружения и общества в целом. Обеспечить процесс интеграции инвалидов в общество пониманием действующих социальных ролей.
В настоящее время в Санкт-Петербурге создана разнообразная сеть детских государственных учреждений различной ведомственной принадлежности. К ним относятся детские дома-интернаты для детей с проблемами интеллекта системы социальной защиты, интернаты и коррекционные школы системы образования, различные реабилитационные центры системы здравоохранения, учебные, учебно-производственные и другие учреждения для детей-инвалидов. Наряду с ними появились альтернативные не государственные частные и общественные учреждения, организации, объединения и общественные организаций родителей детей-инвалидов, благотворительные фонды, клубы, реабилитационные центры, созданные Всероссийским обществом инвалидов, различными конфессиями, спортивные организации, различные по структуре, статусу и принадлежности. Все они вносят свой посильный вклад в развитие ребенка с ограниченными возможностями. Однако работа их зачастую носит спонтанный, несогласованный характер. В результате имеющаяся материально-техническая база Санкт-Петербурга не готова на должном, высоком уровне осуществлять комплексную реабилитацию детей-инвалидов города.
В структуре детской инвалидности, по данным Главной бюро ФГУ МСЭ, преобладают:
- болезни нервной системы (20,4%);
- психические расстройства и расстройства поведения (17,8%);
-врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (17,0%);
- заболевания эндокринной системы, нарушения обмена веществ (7,9%);
- заболевания костно-мышечной системы (7,1%);
- болезни органов дыхания (7%);
- новообразования – (5,3%);
Таким образом, 55,2% в структуре всей детской инвалидности составляют нервно-психические расстройства и врожденные аномалии.
При этом более 72% в общем массиве составляют дети-инвалиды школьного возраста. У подавляющего большинства детей (более 95%) инвалидность устанавливается на длительный срок или до достижения 16 лет, что указывает на тяжесть степени патологии; в этих случаях вопросы первичной и вторичной профилактики заболеваний, как правило, уже не стоят. Решение проблем медико-социальной реабилитации у таких детей крайне осложнено.
Анализ данных, позволяет констатировать, что:
- в первые 3 года жизни ребенка диагностируется основная масса видимых (часто физических) аномалий;
- с 4 до 7 лет проявляются психологические, нервно-психические заболевания;
- в школьном возрасте (8-18 лет) проявляются чаще всего заболевания органов зрения, опорно-двигательной системы.
- в 15-18 лет обнаруживаются болезни, приобретенные в силу умственной или физической перегрузки, изменение осанки.
Вместе с тем, по оценкам органов социальной защиты населения, значительное число детей имеют серьезные нарушения физического здоровья и отклонения в умственном развитии и требуют специальных условий обучения и воспитания, однако они не признаны инвалидами в силу различных причин, одна из которых - нежелание родителей дискриминировать ребенка понятием "инвалид" (в переводе с латинского - бессильный, слабый).
Среди факторов, провоцирующих возникновение инвалидности у детей, можно выделить следующие: биологические - высокий уровень хронических, врожденных и генетических заболеваний  родителей, патологии перинатального периода; медико-организационные - позднее выявление заболевания, продолжительность периода от выявления инвалидизирующего заболевания до оформления инвалидности и начала реабилитации, низкая эффективность диспансерного наблюдения, практическое отсутствие абилитационных служб для детей первых лет жизни (за исключением Института Раннего Вмешательства); социально-средовые - ухудшение экологической обстановки, социальное неблагополучие семей, неблагоприятные условия труда женщин, отсутствие возможности для здорового образа жизни.
Углубленное изучение причин детской инвалидности в Санкт-Петербурге, организация массового скрининга новорожденных, совершенствование диспансеризации детей, укрепление материально-технической базы женских консультаций и родовспомогательных учреждений диагностической, реанимационной и др. необходимой аппаратурой позволит уменьшить риск рождения детей с врожденными и наследственными заболеваниями, пороками развития, повысит эффективность профилактики детской инвалидности.
С 2000 года в Санкт-Петербурге работают педиатрические бюро медико-социальной экспертизы, определяющие инвалидизацию детей от 0 до 18 лет, а также осуществляющие переосвидетельствование ранее признанных инвалидами детей. Задачами педиатрических учреждений ФГУ МСЭ являются: проведение реабилитационно-экспертной диагностики с целью определения реабилитационного потенциала детей, ограничений жизнедеятельности, потребности в мерах социальной защиты, а также изучение причин и факторов, влияющих на возникновение и развитие инвалидности и анализ инвалидности.
При этом следует отметить, что в настоящее время в Санкт-Петербурге в каждом административном районе открыты центры или отделения реабилитации для детей с нарушениями в развитии. Дети, обучающиеся и воспитывающиеся на дому, теперь имеют возможность получения большинства видов реабилитационной помощи. Таким образом, существующая в Санкт-Петербурге система реабилитационных учреждений отвечает потребностям детей-инвалидов ни по структуре и количеству учреждений и служб, по содержанию деятельности, имеющие реабилитационную направленность.

 

You have no rights to post comments

Joomla SEF URLs by Artio